Особое лекарство

Для каждого преданного, серьезно относящегося к своей духовной жизни, Господь Чайтанья Махапрабху- живой пример жизни в сознании Кришны. Мы знаем, что Он по своей беспричинной милости явился в этот мир, чтобы раздать бесчисленные плоды любви к Богу, не требуя взамен ни золота, ни драгоценностей, ни каких-либо других материальных благ, смиренно прося лишь об одном: помочь Ему раздать эту любовь всем без исключения.

Задумаемся: Господь лично просит дживу помочь Ему! В « Чайтанья- чаритамрите»(Ч.ч. Ади 9.34-39)
мы находим подтверждение этой просьбы «Я лишь садовник. Собрать и раздать урожай одному - так трудно. Сколько мест я обойду один? Сколько плодов Мне удастся собрать и раздать? Обойду ли я всех? Кто-то получит плоды, а кто-то нет. Поэтому Я прошу всех вас присоединиться к движению сознания Кришны и дать этот шанс другим. Что будет делать с не розданными фруктами бедный садовник? Сколько Я смогу съесть сам? По желанию Верховной Личности Бога дождь щедро полил все деревья; плодов любви к Господу не счесть. Распространяйте движение сознания Кришны по всему миру. Дайте людям возможность попробовать эти плоды и обрести свободу от старости и смерти».

Новичку может показаться удивительным такое сравнение Господа с садовником. Ведь Господь всемогущ, разве он не справится один? Конечно, справится! Но, как любящий отец, Он указывает нам направление нашего движения, единственный путь, который ведет в родной дом - совместная проповедь славы святого имени. 

В нашей ятре мы понемногу (а пора бы уже и больше) учимся быть помощниками «бедного садовника». В прошлом номере журнала мы рассказывали о проповеднической программе в онкогематологическом центре для детей г. Красноярска. В январе этого года мы еще раз побывали там. Почему именно это место было выбрано нами для проповеди?

Во-первых, чисто психологически: люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, больше нуждаются в помощи и поддержке, особенно, если это - дети. Как говорил Индрадьюмна Свами Махарадж – « у нас есть особое лекарство для врачевания». И во- вторых, мы не искали легких путей. Любая больница - место для размышлений, а онкологическая, да еще детская- во сто крат больше требует этого. Поэтому от нашего правильного умонастроения зависел успех «раздачи плодов» - славы святого имени.

Сразу хочу сказать, что команда подобралась слаженная: Дима, Эльяна, Ира Леонова, Оксана Перевалова, Ваня и я. Что объединило нас? Общая цель и желание удовлетворить старших преданных и Шрилу Прабхупаду. Вроде все, как у всех: и цель есть, и желание удовлетворить есть. Но главное, пожалуй, заключалось в том, что мы должны были быть простыми и естественными в общении с детьми, их родителями и персоналом больницы. Бхактисиддханта Сарасвати в свое время сказал, что сарва-лата (искренность) является первым качеством, обязанностью преданного. Об этом мы говорили и во время подготовки к поездке и пока добирались до места. Я думаю, каждый из участников программы прочувствовал это на себе как только мы переступили порог центра.

Встретили нас радушно. Хороший знак - нас помнят, значит в прошлый свой приезд нам немного удалось «раздать плоды любви» и оставить о себе хорошее впечатление. 

Ирина Геннадьевна, социальный работник центра (а именно она встретила нас и сопровождала во все время пребывания) не только быстро организовала детей и родителей на программу, но и всячески помогала нам: носила реквизит, подарки, постоянно спрашивая: «Чем еще я могу помочь?»

Для большинства членов нашей проповеднической группы встреча с детьми и взрослыми в столь специфической обстановке - дело новое и, прямо скажу, возможно, шокирующее. Хотя я и рассказывала о том, что мы увидим, но одно дело услышать, другое - увидеть собственными глазами. Привожу столь материальное сравнение с той лишь оговоркой, что все мы (имея в виду членов группы) пока еще начинающие преданные, т.е. в большинстве случаев находимся на материальной платформе.

Перефразируя известную поговорку « Взялся за гуж- не говори, что не дюж» на язык проповедника - «Взялся за проповедь- следуй наставлениям Чайтаньи Махапрабху», начинаем программу прямо в кабинете радушной хозяйки центра: слаженно раскладываем прасад в новогодние пакеты: тут и сладости, которые приготовили мы с Ириной, и фрукты, закупленные по дороге, и куклы «Утешницы» с конфетами. Кстати, у нас уже есть свой поставщик фруктов - женщина с базара на Крастэц. Она, оказывается, помнит нас еще с прошлого раза. Поэтому и товар подбирает получше и не обвешивает (что, в общем-то, является обычным делом на рынке).

И вот сцена. Ну, конечно, громко сказано, скорее холл, где могут разместиться человек 20-25 взрослых и детей.

И льется проповедь рекой… Специфика нашей проповеди такова, что « работать» приходится сразу на 2 фронта - взрослых и детей. Сложность еще и в том, что дети - больные, и не просто больные, а очень серьезно. Рак- это не простуда. 

Наша проповедь действительно полилась, как священная Ямуна, все дальше и дальше унося воображение присутствующих в удивительный мир, на встречу с Великой Любовью матушки Яшоды к своему необыкновенному сыну Кришне. Кришна-Гопал, Гопал-Кришна… Игра слов предстает перед зрителями в несравненных играх пастушка, великого героя и освободителя.

Сегодня он сражается с демоном Агхасурой. «Живые картинки», в которых участвуют сами дети, создают атмосферу непринужденности, детского веселья (несмотря на всю сложность проблем со здоровьем). Повеселели и лица взрослых. «Раздача плодов» идет полным ходом. Бхаджаны перемежаются с танцем Оксаны, играми детей в образе пастушков и всеобщим ликованием победой Гопала. Звучит Джая Радха Мадхава… по очереди поют Эльяна, Ира и Дима. И вот он - кульминационный момент- звучит Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Честно скажу, больше всего переживала именно за эти 16 слов: как воспримут, что скажут? Но поистине святое имя может увлечь каждого: никто не вскочил, не замахал руками, протестующее не покинул холл. Некоторые пытались даже подпевать. Маленький результат достигнут люди (и взрослые, и дети) получили бесценный плод- святое имя! Пробуем закрепить результат: предлагаем девочкам примерить сари и идем по палатам поближе пообщаться с людьми.

Несмотря на всю сложность ситуации, в которой находятся дети и родители, практически везде нас
встречали радушно. Стараемся держаться просто и естественно. Поздравляем с Новым годом и раздаем подарки тем, кто не смог побывать на представлении. Добрые слова, простота и открытость - и лица людей светлеют. Значит, мы на верном пути. Кто-то уже вовсю расправляется с прасадом. Вот он, плод бесценной любви - достаем книги, рассказываем, как можно приготовить такие сладо-
сти.

В палате мальчик, лет 8-9, уже почти справился с прасадом. Мать берет книгу «Ведическое кулинарное искусство». Долго рассматривает. Потом неуверенно говорит: «Но здесь же такие продукты, у нас нет таких… И специи…». Пробуем объяснить, что практически все рецепты можно использовать в наших условиях. Женщина еще какое-то время неуверенно рассматривает книгу. Увидев красивые картинки, мальчик просит мать: «Давай возьмем!». Но она возвращает нам книгу: « Да нет, нам нельзя много сладкого, может, в другой раз…». Ну, что ж, мы желаем скорейшего выздоровления ее сыну, благополучия всей семье и идем дальше.

В следующей палате юноша лет 16-ти. В глазах - полное отсутствие интереса, тоска и боль. Трудно описать словами эту пару: мать и сын. Отчаявшаяся женщина и безучастный подросток. Что сказать? Вручаем подарок и в ответ: «Да нам нельзя сладкое…» И слезы льются из глаз матери. Чувствую, что здесь надо задержаться, дать ей возможность выговориться. Понемногу женщина на-
чинает рассказывать о своем горе, а я наблюдаю за ее сыном. Он здесь и одновременно не здесь…Кто поймет его состояние, когда в один миг рухнули надежды и мечты на учебу, на жизнь? Да, мы знаем - это догнали кармиче ские долги. Но ему-то это сейчас не объяснишь. Решаюсь «зацепить» ее на ее же боли: рассказываю как сама переживала боль потери дочери (хотя и не люблю говорить об этом), в чем нашла спасение. В какой-то момент замечаю, что немного «сдвинула» ее, движение маленькое, едва заметное, но уже началось. В руках появилась все та же книга « Ведическое кулинарное искусство». Кришна входит в этот дом через прасад. Женщина берет книгу, показывает сыну. Его безучастно - отвергающее (срабатывает материальная защита): « Ты же зна-
ешь, мне нельзя сладкого…» повергает мать в растерянность. Она и не знает, что ей делать: и хочется верить, и одновременно страшно. Тем более, что врачи настоятельно рекомендуют употреблять мясо (и это при заболевании раком!). Не выдержав, сын встает и выходит из палаты. Успеваю заметить в его глазах слезы. Понятно, он не хочет показаться слабым . Женщина все же берет книгу: « Хорошо, попробую готовить, как приедем домой».

Ирина Геннадьевна, наша сопровождающая по центру, любезно разрешила нам посмотреть игровую комнату. Увидев синтезатор, наш Ваня тут же предложил всем провести небольшой киртан. Мы сначала немного сомневались, как воспримут. Но и тут Кришна все сделал наилучшим образом: Эльяну уговорили поиграть на синтезаторе и все дружно взялись воспевать. 

Видимо, все же наше умонастро ениие попало на « верную волну» - ни Ирина Геннадьевна, которая все время была с нами, ни заглядывавшие в комнате ребятишки, не прятались в страхе по углам. Когда вышли в коридор, тут же увидели нашу Леру (девочку, на которую Оксана надела сари). Она все еще ходила в нем. Увидев нас, подбежала: « А можно вы мне подарите сари?» Мы пообещали, что привезем ей его.

Время нас поджимало: пора было уезжать. Когда уже одевались, вновь разговорились с Ириной Геннадьевной о вегетарианстве, ведическом знании. Мы немного рассказали о своем личном опыте в нашем движении. Опять в руках « ВКИ». Ирина Геннадьевна долго рассматривала книгу. Те же вопросы: где взять специи, как обойтись без мяса и кофе: «Я-то уж точно без кофе не смогу…». Несмотря на то, что книгу не взяла, думаю, что цели своей мы достигли. О нас уже знают, нас радушно принимают, святое имя уже (впервые!) прозвучало в этом месте. Мы сегодня, как могли, дали людям возможность попробовать «плоды любви к Господу», как того и хотел Господь Чайтанья Махапрабху.

В служении вам
Людмила Яковлева

Статья была опубликована в журнале "Мир Вайкунтхи" №2 (2007 год)