3 мая — Шри Нрисимха-чатурдаши: день явления Шри Нрисимхадева

Автор: Чарана-рену даси. Опубликовано в Новости

3 мая, Шри Нрисимха-чатурдаши: день явления Шри Нрисимхадева

f 20276823Шри Нрисимха-чатурдаши. Полный пост до захода солнца, затем пост на зерновые. Господь Нрисимхадев - олицетворение силы и доблести Господа. Он способен устранить препятствия на пути преданного, поэтому вайшнавы в почтении склоняются к Его стопам.

Сегодня всеблагой День явления Господа Нрисимхадева. Кто такой Нрисимхадев? Он - Сам Кришна. Кешава дхрита нарахари рупа. Он - частичное воплощение Того Самого Кешавы. Он неотличен от Чакры (оружия Кришны в форме диска). По сути, это Чакра Кришны приняла облик Нрисимхадева. Поэтому если в каком-либо храме устанавливают Чакру, обычно возносят молитвы Нрисимхадеву.
Господь Нрисимхадев проливает Свою милость, оберегая преданных. Это Он (в облике Чакры) заступился за Амбаришу Махараджа, и Он же убил Шишупалу. Нет разницы между Господом Нрисимхадевом и Чакрой. Все атрибуты в руках Кришны проявляются как воплощения Вишну-таттвы. И в то же время все эти воплощения представляют собой проявления Баладева Прабху.

История Хираньякашипу и его великого сына-преданного Прахлады Махараджа поведана в седьмой песне "Шримад-Бхагаватам". Благодаря своим материальным достижениям, Хираньякашипу добился огромного могущества и, заслужив благосклонность Брахмаджи, возомнил себя бессмертным. Брахмаджи отказался даровать ему бессмертие, поскольку сам он смертен. Но Хираньякашипу с помощью разных уловок добился от Брахмаджи благословения, позволявшего ему стать практически бессмертным. Он был уверен, что его не смогут убить ни люди, ни полубоги. Ему было обещано также, что ни один из известных видов оружия не сможет причинить ему никакого вреда и что он не умрет ни днем, ни ночью. Господь принял образ получеловека-полульва, что просто не могло прийти в голову демону-материалисту Хираньякашипу. Так Господь поверг его, не нарушив обещания Брахмаджи. Демон был убит у Господа на коленях - ни на земле, ни в небе и ни в воде. Нрисимха пронзил его своими когтями, не относившимися ни к одному из известных видов оружия, которые только мог представить себе демон. Хираньякашипу буквально означает "тот, кто стремится к золоту и мягкой постели" (высшей цели всех материалистов). Такие демоничные люди, отвергающие Господа, со временем начинают слишком сильно гордиться своими материальными достижениями и бросают вызов власти Всевышнего, а также причиняют страдания Его преданным. Прахладе Махараджу довелось родиться сыном Хираньякашипу, и, поскольку ребенок был великим преданным Господа, отец мучил его как только мог. В этих чрезвычайных обстоятельствах Господь принял образ Нрисимхадева, и  чтобы покончить с врагом полубогов, убил Хираньякашипу, воспользовавшись способом, которого демон не мог даже себе представить.

Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж в цикле лекций "Мгновения прекрасной реальности" (часть 4), отвечая на вопрос преданного о роли Господа Нрисимхадева в преданном служении, сказал: "Его особая роль состоит в том, чтобы устранять препятствия на пути преданных, которые идут по духовному пути к Божественной Реальности. Вигана означает препятствия, которые возникают на пути нашего прогресса, и господь Нрисимха заботится об этом, устраняя их с нашего пути. Так было и с Прахладой Махараджем, который оказался в очень опасной и неблагоприятной ситуации. Но когда преданные поклоняются Господу, Он устраняет нежелательные препятствия Своей милостью".

Молитва Господу Нрисимхе "Шри Нрисимха Пранама":

намас те нарасимхайа
прахладахлада-дайине
хираннйакашипор вакшак
шила-танка-накхалайе

"Я склоняюсь перед Господом Нрисимхой, который приносит радость Прахладе Махараджу и чьи когти вонзаются, словно бритвы, в каменую грудь демона Хираньякашипу".

ито нрсимхах парато нрисимхо
йато йато йами тато нрсимхах
бахир нрсимхо хрдайе нрсимхо
нрсимхам адим шаранам прападйе

"Господь Нрисимха и здесь, и там. Куда бы я ни пошел, - везде Господь Нрисимха. Он и в сердце и вовне. Я предаюсь Господу Нрисимхе, источнику всего сущего и наивысшему прибежищу для всех".

Молитва Господу Нрисимхе (из "Шри Дашаватара-стотры"):

тава кара-камала-варе накхам адбхута-шрнгам
далита-хиранйакашипу-тану-бхрнгам
кешава дхрта-нарахари-рупа джайа джагадиша харе

"О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ человекольва! Слава Тебе! С такой же легкостью, с какой человек может раздавить пальцами осу, Ты своими чудесными острыми когтями разорвал на части тело демона Хираньякашипу, схожего с осой".

Шримад Бхагаватам, песнь 5, глава 18, Стих 8:

Ом намо Бхагавате Нарасимхайа
Намас теджас-теджасе авир-авирбхава
Ваджра-накха ваджра-дамштра кармашайан
Рандхайа рандхайа тамо граса граса Ом Сваха.
Абхайам абхайам атмани бхуйиштха Ом кшраум.

    Пословный перевод:

    ом — о Господь; намах — почтительный поклон; бхагавате — Верховной Личности Бога; нара-симхайа — Господу Нрисимхадеве; намах — поклон; теджах-теджасе — силе любой силы; авих-авирбхава — яви Себя полностью; ваджра-накха — о Ты, чьи ногти подобны молниям; ваджра-дамштра — о Ты, чьи зубы подобны молниям; карма-ашайан — демоническое стремление стать счастливыми, занимаясь материальной деятельностью; рандхайа рандхайа — уничтожь; тамах — невежество, присущее обитателям материального мира; граса — изгони; граса — изгони; ом — о Господь; сваха — подношения; абхайам — бесстрашие; абхайам — бесстрашие; атмани — в уме; бхуйиштхах — яви же Себя; ом — о Господь; кшраум — биджа, или семя, мантр, обращенных к Господу Нрисимхе.

Перевод:

Я в глубоком почтении склоняюсь перед Господом Нрисимхадевой, источником всей силы. О Господь, Твои ногти и клыки подобны молниям, так истреби же демона наших желаний, связанных с кармической деятельностью. Появись в нашем сердце и изгони оттуда невежество, чтобы по Твоей милости мы, изнуренные борьбой за существование в этом мире, обрели бесстрашие.