Большое интервью с Е.С. Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами

Опубликовано в Садху-санга

 

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от общения с преданными нашей общины.

bbks2Ну, я вижу, что преданные серьёзны. То есть они искренни, чувствуется, что есть отношения. Конечно, у меня не было времени близко со всеми перезнакомиться, это всё равно поверхностный взгляд. Но в целом, я вижу, что есть хорошая основа для развития, если вкратце сказать.


Вы общались с лидерами и давали в нашей общине семинар на тему социализации. Чувствуете ли Вы, что преданные поняли Ваше основное послание?

Мне кажется, что да. Ко мне подходили некоторые преданные, говорили, что это было для них ценно, что я прямо озвучил те вещи, которые были важны для них. Так оно проявилось. Я, честно говоря, не знал, что у нас будет такая тема. Я приехал, узнал тему, начал медитировать и стал говорить о ней. Вот так это проявилось, и это было важно для преданных.

В целом, мы говорим на эту тему уже последние несколько лет, и даже создали нашу школу [Школа Лидерства и Сотрудничества - прим.ред.], в которой мы помогаем преданным реализовать эту тему в своей жизни, как проявить Сознание Кришны в естественной жизни. Это и есть социализация. Я об этом и пытался сказать, что социализация не есть что-то такое внешнее, мы не пытаемся слиться с материальным обществом. Мы пытаемся проявить духовное общество, при этом не отчуждаясь от людей. То есть можно жить духовными принципами, общаться разными людьми, даже с теми, кого мы считаем непреданными. Но это невинные люди, то есть они преданные, но просто забыли об этом. Преданные общаются с ними, помогают им развиваться и сами развиваются тоже благодаря общению с такими людьми в том числе.


Проявить Сознание Кришны в естественной жизни - это и есть социализация


Как к Вам пришло понимание, что важно говорить на такие темы в обществе преданных?

bbks3Из книг Шрилы Прабхупады прежде всего. Первое моё впечатление было от прочтения книг Шрилы Прабхупады, я ещё не встретился с преданными, но когда я прочитал книги, я понял, что это знание необходимое для всех людей. Именно как основа для жизни. Потому что оно даёт другую концепцию жизни совершенно и помогает людям пробудиться духовно и помогает очиститься от этих ложных, искусственных, надуманных ролей, которые они в своей жизни играют. И собственно стать счастливыми. Поэтому у меня как-то с самого начала Сознания Кришны это пришло ко мне от Шрилы Прабхупады.

Потом, конечно же, меня вдохновляли разные преданные, которые с моей точки зрения были образцом преданных, которые посвящают себя построению и развитию миссии Шрилы Прабхупады. Это в первую очередь мой духовный учитель, у него я многому научился, Его Милость Прабхавишну прабху. Потом Госвами Махарадж сыграл большую роль в моей жизни, Чайтанья Чандра Чаран прабху в общем является для меня хорошим примером преданного, который строит общество. Многие другие духовные учителя - Радханатх Свами сильно повлиял на мою жизнь. Он впервые дал мне понимание такой гармоничной, построенной на правильной основе, правильных принципах общины. Шрила Ниранджана Махарадж, многие преданные. Соответственно, они все разным языком говорят на одну и ту же тему - как построить общество преданных, как проявить взаимоотношения между ними.

Всё это вопрос социализации, то есть вопрос выхода из позиции индивидуалиста в позицию отношений. Потому что главная наша болезнь - это позиция индивидуалиста. Это то, что делает наше преданное служение нечистым. Господь Капила описывает разные виды преданного служения, вначале он описывает преданное служение в гунах, и везде он подчёркивает это настроение, пртхаг-бхавах. Пртхаг-бхава - это такая отчуждённая бхава, то есть настроение индивидуалиста. Это и порождает собственно все примеси. Пока мы индивидуалисты, пока мы сами по себе, мы можем внешне взаимодействовать, но это внешнее, и мы ещё не включились и не можем строить истинные отношения, то у нас есть примеси определённых мотиваций других, что делает наше служение нечистым. Поэтому эта тема является ключевой. Я пытался с этой стороны посмотреть на социализацию, как на пробуждение духовных отношений.


Главная наша болезнь - это позиция индивидуалиста


Что может помочь преданному, который хочет поменять свою позицию индивидуалиста. Где ему искать вдохновение и силы?

bbks5Из книг Шрилы Прабхупады, из тех же источников откуда мы черпаем, из Святого Имени, потому что Святое Имя - это тоже Кришна, это тоже социальные отношения, Святое Имя живое. Если мы живые отношения строим, то они будут проявляться живыми с людьми, с преданными. Ну и конечно нам нужны герои, то есть примеры, за которыми мы идём. Это наши духовные учителя, наставники, преданные, у которых мы можем учиться этому. Рупа Госвами называет это садху-вртти, описывая в Упадешамрите 6 составляющих, которые усиливают бхакти. И одна из них это садху-вртти, следование по стопам предыдущих преданных, то есть тех, кто имеют больше опыта. И мы идём и следуем их примеру.

Я вчера только читал, готовясь к лекции, цитаты Шрилы Прабхупады по поводу социализации. И Шрила Прабхупада там пишет, что Пандавы не были просто людьми, которые всё побросали и ушли. Нет, он были очень деятельными, они сражались за Кришну, они приняли ответственность за целое общество, то есть они работали для Кришны, служили. И Шрила Прабхупада там подчёркивает именно такой деятельный способ предания. Наше самадхи не в том, что мы отчуждаемся от деятельности, наше самадхи в том, что мы деятельно его проявляем, то есть служим. И в процессе служения мы начинаем чувствовать связь с Кришной, через такое предание мы к Кришне приходим. И все Пандавы являются примерами этого. Они достигли совершенства, предаваясь Кришне в деятельности. Понятно, что они спутники Кришны, но даже они показывают пример деятельного Сознания Кришны. И в частности в Бхагавад-гите Арджуна хочет уйти от сражения, уйти в лес и просто предаться Кришне так бездеятельно. Кришна говорит: "Это не твоя природа. Ты деятельный, и ты сейчас уйдёшь, будешь сидеть там в медитации, и при этом у тебя будут в голове стрелы летать, шашки, сабли, и, если кто-то тебя вот так заденет, ты скорее всего не сконтролируешь себя и совершишь какое-нибудь насилие. Так лучше уж взять и исполнять свою роль, исполнять свой долг и так очиститься". В этом суть Бхагавад-гиты, что нужно оставить другие мотивации или религии, как Кришна говорит, и просто предаться Кришне, то есть действовать из мотивации служения. И когда Арджуна выслушал Бхагавад-гиту, он предался Кришне, и предался означает, что он просто взял и начал сражаться, начал служить. Вот и нам тоже надо предаться Кришне, отбросить другие мотивации и ради Кришны сражаться, делать что-то, занимать свою природу, свои способности, свои таланты в служении Кришне.


Вливайтесь в сангу, вливайтесь в киртан, старайтесь, настраивайтесь на хорошее


Вы много говорили об атмосфере духовной семьи, за создание которой ответственен каждый. Как быть преданному, который чувствует, что его настроение противоречит в данный момент этой атмосфере?

bbks9Преданным иногда нужно уметь просить помощи у преданных или просто влиться и постараться быть в унисон с преданными. То есть приложить усилия, быть вместе с ними. Поэтому я привёл пример Чоупаттинской общины, когда преданный приходит в алтарную, он не может там не улыбаться. Хотя ему и не улыбается может быть, но он старается в это настроение войти радостное, для Кришны танцевать, петь. И постепенно эта радость приходит. По сути дела, наша какая-то депрессия, уныние, это же тама-гуна, и когда мы концентрируемся на другом настроении, то это постепенно вытесняется из сердца. Это первое. Второе, что нужно уметь просить помощи, говорить: "Преданные, помогите, что-то чувствую себя вообще плохо сейчас. Помогите мне, пожалуйста". И преданные могут обнять, поддержать. И так преданный может восстанавливаться, воодушевляться, служить. Нестабильность на первых порах - это естественное следствие нашей обусловленности. Но по мере того, как мы будем продолжать оставаться в обществе преданных, постепенно нестабильность будет становиться всё меньше и меньше, и так преданный в конце концов сможет от неё избавиться. Но если он будет изолироваться, тогда ум его сделает своё дело, и тогда просто преданный обманет и себя и других.

Вливайтесь в сангу, вливайтесь в киртан, старайтесь, настраивайтесь на хорошее. По милости Кришны перепадёт. Ну и, конечно же, вход в сангу преданных не должен быть потребительским. Потребительски означает, что у меня есть дефицит какой-то, и я прихожу, и я ожидаю, что мне теперь все должны. Нужно через смирение, "да, я вот сейчас такой", внутреннее вопрошание к вайшнавам, если внешне не можете высказать. Можно в таком настроении сидеть среди преданных, и тогда обязательно Кришна как-то проявится.

Ещё один момент, который может быть важен. Важно найти какого-то старшего преданного, которому мы могли доверять, с которым мы вот такие периоды нашей слабости могли бы честно обсуждать. Одного хотя бы преданного такого найти.


Совершенный преданный - это не тот, у кого нет проблем, это тот, кто может работать с этими проблемами


В своих лекциях Вы часто рассказываете истории из личного опыта преданных. Как создать в группе духовного общения такую атмосферу, чтобы преданные хотели делиться ценным для них опытом?

bbks4Это очень важно в общине - проявить атмосферу любви и доверия, когда я могу открываться, когда я могу говорить о каких-то трудностях, через которые я прохожу. Поэтому в целом в общине очень важно культивировать культуру ученичества. Ученик это тот, кто работает. Совершенный преданный - это не тот, у кого нет проблем, это тот, кто может работать с этими проблемами, это тот, кто принимает их, тот, кто учится, тот, кто движется. И к сожалению, из-за недостатка доверия преданные часто закрываются и демонстрируют, что у них всё хорошо, а на самом деле всё плохо. Внешне всё хорошо, а в реальности всё гораздо хуже. Преданный всё равно будет прогрессировать, если он в обществе преданных находится, читает мантру, слушает лекции. Прогресс будет, но это прогресс одиночки. Он всё равно живёт двойной жизнью и не открывает себя полностью.

Поэтому нужно постараться найти хотя бы одного или двух преданных друзей. Почему важны отношения с равными? Равные - это те, с кем я могу поделиться сокровенными вещами. Я иногда перед старшими не могу этого делать. Так бывает, что хочется старшего удовлетворить, а если я ему расскажу, что у меня что-то плохо, он может быть недоволен мной. Преданный волнуется. Многие преданные не могут гуру даже открыться, рассказать о каких-то проблемах. Раз в году вижу гуру, да ещё и приношу ему проблемы. И как гуру уедет, я потом вообще умру, он недоволен будет, и всё. Лучше я как-то тилаку поставлю, внешне изображу, что всё хорошо. По крайней мере я буду чувствовать, что он мной доволен. Часто так преданные думают. Но в отношениях с равными я могу быть открытым, можно поделиться. Нужно найти хотя бы одного друга и очень дорожить этой дружбой. Дружба будет проходить испытания, иногда будут напрягаться отношения, нужно пройти определённый путь, как говорят, съесть не один пуд соли вместе. Отношения очень нужны, и они будут помогать преодолеть периоды слабости. Когда у меня есть сложности, я всегда могу позвонить, поговорить. Меня поддержат, обсудят в чём проблема и задача, которую перед нами Кришна ставит, дадут благословения и поддержку, молиться будут за нас. Это даёт силу справиться со своими слабостями. Если преданный сам, то ему будет очень непросто, прогресс будет гораздо медленнее, в разы.

Поэтому над этим нужно думать. И отношения с равными это самая, пожалуй, слабая зона у многих преданных. Есть отношения со старшими, есть отношения с младшими порой. Младшими могут быть даже дети, это тоже младшие. Есть какие-то подопечные. Есть старшие, а вот друзей, с которыми я могу быть открытым, их нет. Это слабое очень место и задача, с которой нам нужно сейчас работать.

Нужно стремиться быть вместе. Как я приводил пример с ягьей, приносить свои дрова в огонь санги. Не быть в претензии ко всем преданным, что на нама-хатте все красиво говорят, а отношений нет. Так они и не возникнут. А что я делаю для этого? Преданный может спросить: "Мы сейчас говорим, философствуем, но мне хочется задать вам вопрос. А что вы чувствуете сейчас? Чем вы вдохновлены? Мне хочется вас услышать, я за этим пришёл". Такие вопросы помогают включить сердца других преданных. И это приходит из ответственной позиции, когда я медитирую на то, чтобы этот огонь ягьи проявился, живое общение проявилось. Тогда Кришна даст это понимание.


Нужно найти хотя бы одного друга и очень дорожить этой дружбой


По вашему опыту, какие составляющие должны присутствовать в общине, чтобы она развивалась гармонично?

Первое, что важно, это чтобы в общине появилась команда лидеров, которые будут общаться именно как друзья. Это то, о чём мы говорили, команда равных. Нужно, чтобы эти близкие, доверительные отношения проявились между лидерами, и тогда этот пример охватит всю общину, все преданные естественно будут следовать за этим настроением. И это очень живое настроение притянет новых людей в общину, община начнёт расти, развиваться. Конечно, общение равных, как я уже говорил, это не идиллия - будут испытания определённые, будут накапливаться сложности, и эти кризисы нужно правильно проходить в команде. Так команда будет расти. Это очень важный фактор - у нас лидеры одиночки, когда каждый сам по себе, или же всё-таки это команда, когда все вместе действуют. И над этим надо работать.

Я вижу, что в этом плане работа идёт - есть школа, где вы вместе собираетесь, как-то общаетесь, отношения развиваете. Нужны ещё дополнительные усилия. И я предлагал преданным, что ещё в этом плане можно сделать. Можно так замедитировать: нужно всех преданных с лидерской санги пригласить к нам в гости, в семью нашу. И за полгода можно со всеми близко переобщаться. Вырастут отношения сразу в разы. Если каждый что-то подобное сделает, то будет супер. С одной стороны, мы проявляем формат стандартной программы, когда мы поём, обсуждаем писания, что-то говорим, но нужен и неформальный формат, когда мы можем вместе на природу поехать. В футбол погонять мужчины могут, женщины тоже могут по-своему пообщаться, с детьми вместе, в таком семейном формате. Это очень сближает преданных и над этим надо работать.


По мере того, как мы будем развиваться в духовной жизни, мы всё больше будем поражаться величию Шрилы Прабхупады.


Во многом благодаря Вам в нашей общине появилось большое мурти Шрилы Прабхупады. Могли бы Вы несколько слов сказать о важности Шрилы Прабхупады в жизни преданного?

bbks6Наш прогресс зависит именно от связи со Шрилой Прабхупадой. И человек, который почувствовал связь со Шрилой Прабхупадой, открывается к чистому преданному служению. Успех проповедника в нашем Движении в том, чтобы соединить начинающего человека со Шрилой Прабхупадой. И когда эта связь появилась, можно успокоиться - человек будет развиваться.

Почувствовать связь со Шрилой Прабхупадой означает почувствовать связь с Его наставлениями прежде всего. Когда новые люди начинают читать книги Шрилы Прабхупады, мы тоже с ними обсуждаем, делимся этим вкусом, помогаем открыть для себя Шрилу Прабхупаду. Это очень важная вещь. Например, в своей жизни я открыл Шрилу Прабхупаду, просто прочитав Его книги. Это было первое, с чем я соприкоснулся. Поэтому, когда я пришёл, у меня было уважение к Шриле Прабхупаде. Я легко принял Его и поклонение Ему, служение. Но если бы я не знал Шрилу Прабхупаду, и мне сразу бы сказали: "Вот, надо поклониться мурти какому-то, фигуре", я бы подумал: "Чему я должен кланяться?" Поэтому людям очень важно понимать смысл. И нам, преданным тоже очень важно этот смысл понимать. И по крайней мере раз в году, когда мы празднуем вьяса-пуджу Шрилы Прабхупады, мы говорим о роли Шрилы Прабхупады для каждого из нас, преданные пишут подношения, рассказывают, как они служат, как они чувствуют Шрилу Прабхупаду, что бы они хотели Ему сказать. Это всё помогает усилить связь со Шрилой Прабхупадой. Плюс каждый день мы поём гуру-пуджу, где говорим, что мы и шага сделать не можем без милости духовного учителя, и по милости духовного учителя истинное знание освещает сердце ученика. Дивйа-гйана хриде прокашито. Дивйа-гйана по милости духовного учителя даёт свой даршан в сердце, то есть проникает в сердце ученика. По мере того, как мы будем развиваться в духовной жизни, мы всё больше будем поражаться величию Шрилы Прабхупады. И если Шрила Прабхупада будет у нас в центре, Его наставления, Его настроение преданности, дух проповеди, то мы будем успешны.

У меня был опыт, когда однажды я был на Карттике во Вриндаване. И я обходил семь главных храмов в экадаши. У меня был такой обет: я повторял много кругов, постился целый день и потом под вечер обходил все главные храмы. И я брал махапрасад, давал пожертвования, и на следующее утро прерывал пост махапрасадом из семи храмов. То есть такой вот был у меня экстаз в один из месяцев Карттика. Это был уже второй экадаши месяца, как раз Бхишма Панчака началась. И вот я обходил эти храмы и пришёл в храм Радхи-Дамодары, это был последний из семи храмов. И оттуда я собирался ехать на даршан в наш храм уже, хотел успеть предложить лампаду, Дамодараштаку петь. И вот я кланялся самадхи Дживы Госвами, Кришнадаса Кавираджа Госвами в храме Радхи-Дамодары. В этот момент подошёл священнослужитель, одну гирлянду мне надел и ушёл. И другой, который тоже подошёл к этому месту, мне говорит: "Можно задать Вам вопрос? Вот вы, люди с запада, приезжаете к нам в Индию. А индусы сейчас стремятся принять христианскую религию и культуру, потому что видят, что цивилизация более передовая на западе. А вот вы приезжаете сюда, западные люди. Почему вы это делаете?" Я попытался объяснить, что западная культура никого не сделала счастливым, что на самом деле люди деградируют, они не чувствуют Бога, потому что там нет таких знаний, как здесь о Кришне, живом Боге. Это нас привлекает. Мы хотим настоящего чего-то. Поэтому мы приезжаем сюда и оставляем это всё, так называемый прогресс материалистический. И он говорит: "Ну хорошо, вот это я понимаю. Но почему вы тогда, приезжая сюда, не предаётесь местным Госвами? Вот только что ушёл один из потомственных Госвами этого храма. Они вайшнавы с самого рождения, из поколения в поколение. Почему вы принимаете прибежище у западных гуру?" Ну и моего английского было мало, и я торопился. Я был не готов, не знал, что ему ответить. Сказал: "Приходите к нам в храм, Вам там объяснят". И сам я задумался над этим.

bbks10И на следующий день у нас была лекция по Бхагаватам. Наутро я проснулся и думал об этом, а дхама отвечает всё время. Пурначандра Махарадж давал лекцию для русских преданных. Мы пригласили его и попросили прочитать лекцию. И вся его лекция была посвящена ответу на этот вопрос - почему мы принимаем прибежище в ИСККОН, у западных учителей, которые не родились в ведической культуре. Более того, Пурначандра Махарадж в конце говорил: "Вот почему мы принимаем прибежище у западных духовных учителей!" И он рассказал три истории о Шриле Прабхупаде, как преданые из других ветвей, сампрадай, относятся к Шриле Прабхупаде.

И первое он рассказал про Нитьянанда-вамшу. Есть такое место во Вриндаване, Шрингара-ват или Нитьянанда-ват, дерево, под которым сидел Господь Нитьянанда. И там вокруг этого дерева расположилась община последователей Господа Нитьянанды. И Пурначандра Махарадж пришёл туда, и увидел, что у них на алтаре стоит парампара, и последний ачарья, который у них сейчас, был в одежде санньяси, а все остальные были в одежде бабаджи. Это два разных вида отречения. Бабаджи, принимая отречение, отказывается от всех социальных обозначений и просто посвящает себя медитации на Кришну, уходит от активной жизни. А санньяси, наоборот, принимает активную жизнь, проповедует, ездит. Совершенно разные настроения. Откуда он это взял? Пурначандра Махараджу стало интересно, и он встретился с этим санньяси и расспросил его, как так получилось, как он докатился до такой жизни, что принял санньясу нетрадиционно. И он рассказал, что, когда он был молодым юношей, его позвал их ачарья, учитель. И сказал: "Я хочу тебе дать наставления, которые помогут тебе достичь успеха в жизни. Иди в храм ИСККОН, Кришна-Баларам, и там найди Бхактиведанта Свами Прабхупаду. Упади ему в стопы и попроси дать тебе наставления, которые помогут тебе достичь успеха в жизни. И всё что он скажет, ты должен сделать". Ученик сначала очень смутился: "Гуру Махарадж, вы же сами можете дать мне эти наставления, зачем мне куда-то идти. Вы меня проверяете или что?" Гуру сказал: "Ничего ты не понимаешь. Он Нитьянанда-авеша. Это значит, что он одет в милость Господа Нитьянанды. У меня нет такой силы, хотя я в линии Нитьянанды. Она у Прабхупады. Поэтому иди, получи у него наставления, и ты получишь милость Нитьянанды и принесёшь её сюда, к нам". И вот он отправился в наш храм Кришна-Баларамы. Вначале его не пускали преданные, потому что даршан закончился, но Прабхупада услышал шум и попросил впустить его. И он вошёл, поклонился Шриле Прабхупаде, Прабхупада спросил: "Кто ты?" Он рассказал, что я сын того-то. "О, так я ж тебя знаю! Когда я в храме Радхи-Дамодары жил, ты прибегал часто, я тебя даже на коленях держал. Я помню тебя, маленького ещё пацана". Так они по-свойски разговаривали, и Шрила Прабхупада спросил: "Зачем ты пришёл?" "Гуруджи послал меня и сказал, что я должен поклониться Вам и попросить наставлений, которые помогут мне достичь успеха в жизни". Шрила Прабхупада сказал: "А что тут думать? Принимай санньясу и езжай на запад проповедовать!" (смеётся) Он говорит: "Как?! Я даже никогда лекций не читал, не проповедовал!" "Не ты будешь проповедовать, Господь Нитьянанда будет проповедовать!" И так он принял санньясу и ездит сейчас, у него есть несколько центров на западе. Он очень счастлив. Это первый случай.

bbks11Второй пример, который рассказал Пурначандра Махарадж, был про Рамануджа-сампрадаю. Точно так же ачарья Рамануджа-сампрадаи позвал своего преемника, ученика, и сказал: "Ты должен купить полный комплект Чайтанья-чаритамриты Бхактиведанта Свами Прабхупады и читать каждый день". Тот очень удивился и тоже подумал, что гуру его проверяет. И он спросил: "Гуру Махарадж, у нас же есть наши писания Рамануджачарьи, нашего ачарьи. Зачем нам другие? Это же другая сампрадая даже". Гуру сказал: "Ты не понимаешь. Бхактиведанта Свами - это кришна-парикар, спутник Кришны. И когда такие личности приходят, они не только для одной сампрадаи, они для всех приходят. Ты получишь огромное благо, если будешь читать". И это второй случай, который он рассказал про Шрилу Прабхупаду. Тот купил и читает. И я даже когда был в Шрирангаме пару лет назад, там есть один брахман, который читает по два часа книги Шрилы Прабхупады, Бхагаватам. Не все преданные так читают у нас в ИСККОН. Я с ним виделся даже.

И третью историю ему [Пурначандре Госвами - прим.ред] рассказал Радханатх Махарадж. Однажды Радханатха Махараджа пригласили на собрание ачарьев Мадхва-сампрадайи, санньяси Мадхва-сампрадайи. И они все по очереди выступали, рассказывали, как им удаётся проповедовать, что происходит в их зоне ответственности, с майавади, у них главное - это борьба с майавади, сражаемся. И в конце концов главный, самый старший из них, последнее слово, поднимается и говорит: "Вот уже на протяжении более семисот лет мы исполняем миссию нашего основателя-ачарьи, Мадхвачарьи. Мы пытаемся выгнать майаваду из Бхарата-варши, но майавада не только Бхарата-варшу но весь мир уже охватила! И пока у нас что-то получается, но пока мы ещё не исполнили эту миссию. Но Бхактиведанта Свами за несколько лет несколько раз объездил весь земной шар, и тысячи-тысячи людей начали становиться чистыми преданными Кришны. И поэтому мы с вами вместе взятые недостойны того, чтобы быть пылью на стопах последователей последователей Бхактиведанты Свами Прабхупады!" И Радханатха Махарадж, который там был, чуть со стула не упал, ему хотелось провалиться под землю, он был ошеломлён услышать такое. И после этого Пурначандра Махарадж говорит: "Вот почему мы принимаем прибежище у последователей Шрилы Прабхупады!" Вот это ответ. Важно понимать, что Шрила Прабхупада был очень необычным преданным. Как в Чайтанья-чаритамрите говорится, что проповедовать, распространять Сознание Кришны может только тот, кто получил полномочия от Господа Чайтаньи. Никто не может распространить знание о Кришне, не имея полномочий. И Шрила Прабхупада сделал это для всего мира. И посмотрите, что сейчас происходит: это знание сейчас потихоньку проникает во все сферы общества, даже в другие религии, везде. Может быть, они не говорят об этом прямо, но видно, что мысль меняется вообще у людей. Потихоньку происходит трансформация. И если мы поймём значимость Шрилы Прабхупады, поймём, какую роль он играет для этого мира и по-настоящему примем прибежище в его наставлениях, его личности, то мы будем успешны.


Я соприкоснулся с полным знанием, в котором есть ответы на все вопросы


Вы сказали о том, что первый раз столкнулись со Шрилой Прабхупадой через его книги. Расскажите, как это произошло?

bbks7Я до этого искал знание, и у меня была какая-то внутри интуиция, что должно где-то быть знание, которое будет давать такой образ жизни, который сделает людей счастливыми. Потому что я видел, что люди страдают. И я прочитал в одной из книг по экстрасенсорике, это был учебник по оккультизму, где говорилось, что люди страдают из-за того, что ведут неправильный образ жизни. И я стал искать этот правильный образ жизни: как это, где? И я находил где-то какие-то отрывочные знания, словно вырванные из контекста, но у меня не возникало ясной полной картины. И вот когда я прочитал первые книги Шрилы Прабхупады, Бхагавад-гиту и Шри Ишопанишад, Ишопанишад я трижды подряд прочитал, и вдруг всё сомкнулось и проявилось как полное целое, все непонимания ушли. И было удивительное ощущение полноты этого знания, полной ясности. Я понимаю, что я многое не понимаю ещё. Но было чувство, что я соприкоснулся с полным знанием, в котором есть ответы на все вопросы. Это было ещё до того, как я встретился с преданными. Я ощутил это. И я решил, у меня было чувство, что это знание надо людям нести. Позже я узнал, что есть ещё и преданные, и я очень удивился. Что они уже несут это знание, всё развивается, процесс идёт. Я думал, что я такой мессия, мне сокровенное знание пришло. А оказывается всё развивается, всё есть. Так я присоединился к преданным. Так я почувствовал Шрилу Прабхупаду, прочитав Его книги. И до сих пор это ощущение живёт у меня в сердце.


Моё пожелание - стараться быть как можно добрее к преданным.


В заключение, что Вы могли бы пожелать преданным нашей общины?

Моё пожелание - стараться быть как можно добрее к преданным. Доброта - это то, чего не хватает порой преданным. Особенно когда преданные получают знание, они все становятся философами, более критичными. Здесь не так, это не то, это неправильно. Вот эти человеческие добродушные отношения уходят, иссушаются таким подходом, таким отношением. Поэтому мы должны быть и философами, но очень добродушными друг к другу, не терять этих добрых человеческих отношений. Как только это разрывается, всё становится формальным, все будут просто менталить, философствовать. Но сердечных живых отношений не хватает. Старайтесь в это вкладываться сознательно, вкладывайтесь в атмосферу в общине, избегайте критики, слушания критики. Особенно в интернете сейчас много критики. Подальше от этого всего держаться надо. Стараться как можно внимательнее повторять Святое Имя, делать служение, читать книги Шрилы Прабхупады. Прогресс обеспечен, если мы будем это делать. И набраться терпения, потому что понадобится время, чтобы развиваться.