О мотиве в преданном служении

Опубликовано в Авторская колонка

Мотив поклоняющегося разглядеть труднее всего, так как он сокрыт в глубине сердца.

Однако, честный преданный (прежде всего по отношению к себе, а не кдругим) вследствие того, что он способен разглядеть свой мотив, способен понять и мотивы и других преданных: равных ему и младших.

И мотив этот определяется по получаемым плодам и отношению к этим плодам поклоняющегося.

Естественно, что разные усилия приносят и разные плоды.

Шри Кришна: «Я вознаграждаю в соответствии с тем, на сколько мне предаются» (Бг.4.11)

Иисус Христос: «По плодам их судите»

По отношению к плодам всех людей можно отнести к карми, гьяни и бхактам. Мы пытаемся совершать деятельность в духе бхакти, но дух наш ещё не чист.

Когда преданное служение совершается с большей примесью кармы, это приводит к очищению ума и вследствие этого к избавлению от болезней, улучшению материального благосостояния, что просто улучшает нашу способность наслаждаться этим миром.

Мы не сможем продвинуться в жизни духовной, то есть возвысить свой мотив до тех пор, пока не разовьём сильного желания расстаться с камой.

В сущности, кама (вожделение) не только и не столько желание наслаждаться с противоположным полом (такое понимание камы слишком поверхностно), сколько желание действовать по собственной прихоти, так как я хочу.

Кама противоположна преме – бескорыстие деятельности ради удовлетворения другого, прежде всего гуру и Кришны.

То есть кама означает материальную деятельность, и она бывает разных видов:

-карма-ками,
-сидха-ками,
-мукта-ками.

Материальные достижения, материальная учёность – всего лишь вывернутое на изнанку невежество. До тех пор, пока мы будем относиться к служению, как всего лишь к одной из многочисленных нудных формальностей, не вкладывая в него своё сердце, мы будем разочаровываться и уставать.

Итак, усталость в бхакти-йоге свидетельствует о наших корыстных мотивах.

Усталость означает пропажу энтузиазма.

Энтузиазм кричит о нашем мотиве!

Преданный, относящийся к преданному служению как к материальной деятельности, как правило теряет энтузиазм продвигаться дальше, если он не получает ожидаемых им плодов, а зачастую если их получает.

Почти все подразумевают под жизнью духовной усилия, направленные на устранение препятствий, мешающих достижению материального счастья.

Совершающий преданное служение с желанием развития гьяны, может постичь единство мира, постичь Брахман.

Но и первое, и второе (то есть карма и гьяна) всего лишь второстепенные плоды садхана-бхакти. Истинный плод совершения такой деятельности – сиддхья, развитие привязанности к чистому преданному и обществу вайшнавов, к воспеванию Святого Имени и достижению любви к Богу.

Ваш слуга Бала Кришна дас.

Статья была опубликована в журнале "Мир Вайкунтхи" №3 (2007 год)