Хладини деви даси

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Решительная и блаженная преданная

Никто никогда не видел, чтобы Хладини плакала или даже просто выглядела несчастной. Она была счастлива, служа Господу Джаганнатхе, и была готова сделать все что угодно для Него. Хладини и вправду была воплощением своего имени — «энергия блаженства». Казалось, она всегда пребывала в блаженстве, поскольку прекрасная улыбка не сходила с ее уст. Не было никого, кто бы ее не любил. Для многих из тех, кто ее знал, она была источником постоянного вдохновения. Иногда на ее отдаленную ферму приходили преданные, чтобы помочь ей и найти прибежище в общении с мягкой, сострадательной и глубоко преданной гуру и Кришне личностью. Некоторые матаджи считали ее своей наставницей, но она только смеялась, когда ей говорили об этом. Хладини всегда была готова помочь в любом деле. Ничто не могло причинить ей какие-нибудь беспокойства. Заботиться о других для нее всегда было в радость — это то, что давало ей жизнь.

Хладини всегда была доброй в отношениях с каждым, но особенно с детьми, которых очень любила и о которых заботилась, как родная мать. Во время школьных каникул их посылали к ней в помощь. Дети были очень вдохновлены проводить с ней время.

Одним из ее фирменных блюд были большие булочки с корицей, которые она делала для Господа Джаганнатхи. Преданные очень их любили. Она щедро раздавала горы приготовленного ей маха-прасада от Господа Джаганнатхи. Для себя, однако, она не оставляла изысканного маха-прасада, предпочитая питаться очень скромно. Тем не менее кто-то заподозрил ее в том, что она оставляет весь маха-прасад для себя. Хладини не стала сердиться или оправдываться. Вместо этого, никому ни говоря, она дала себе слово никогда не есть ничего, что было приготовлено ею. В течение многих месяцев она вкушала маха-прасад только тогда, когда кто-то другой готовил подношение.

В Хладини были проявлены все качества святой: смирение, трудолюбие, скромность, дружелюбие и свобода от страсти, гнева и жадности.

Как-то Чинтамани, которая одно время помогала Хладини заботиться о больших Божествах Джаганнатхи, случайно наткнулась на записную книжку, в которой Хладини писала письма Господу Кришне. Они были очень возвышенны, выдавая в ней высокий духовный уровень и глубину понимания сознания Кришны. Узнав, что Чинтамани прочла эти письма, Хладини сильно смутилась.
Одно из произведений, написанных Хладини в Мадхуване в 1974 году, иногда называют «Ода Грязи», однако сама Хладини назвала его просто «Грязь».

О Грязь, ты преследуешь меня с незапамятных времен!
О Грязь, я знаю, что ты очень привязана ко мне,
Но, ПОЖАЛУЙСТА, УЙДИ ИЗ МОЕЙ ЖИЗНИ!!!
Я обращалась к самым большим знатокам с вопросом о том, как мне избавиться от тебя.
Но когда я отворачивалась, однажды ты снова заключала меня, израненную и измученную, в свои крепкие объятья.
ЧТО Я ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ, чтобы освободиться от тебя???
О Грязь, мы были вместе так долго, что мое имя стало единым с твоим.
Когда кто-нибудь думает обо мне, он сразу же вспоминает тебя.
А когда кто-нибудь думает о тебе, вполне вероятно, что это напоминает ему меня.
Неужели мы вечные спутники???
Или, может, я смогу вырваться из твоих объятий и просто перестану обращать внимание на твои атаки. Я лишь молюсь о знании и силе, чтобы когда-нибудь — в один прекрасный день — я уничтожила тебя.

Как-то на ферме в Бахулаване Хладини готовила для Божеств на кухне вместе с другими женщинами. В то время она читала «Махабхарату» и каждый день пересказывала ее преданным, пока они работали на кухне. Однажды Киртанананда позвал ее к себе и жестко раскритиковал приготовленные ею малпуры, которые вышли по форме напоминающими рыб. Позже, она, смеясь, рассказывала об этом. Одно из замечательных качеств Хладини было то, что она всегда умела смеяться над собой.

Хладини никогда не искала ни в ком недостатков и была просто не способна критиковать других. Она была очень стойкой преданной, обладающей глубокой верой в сознание Кришны, без каких-нибудь беспокойств, уныния и огорчения, которым обычно подвержены неофиты. Ее вера в процесс преданного служения была такой: «Мы должны просто следовать ему, и это принесет результат. Даже если мы не всегда понимаем или чувствуем, как это происходит, результат от следования этому процессу все равно придет». Такова была ее вера! Она вдохновляла многих преданных и часто помогала преодолевать сомнения и беспокойства в сознании Кришны. Просто находиться рядом с ней вдохновляло и действовало ободряюще!

Иногда, чтобы узнать глубину преданности Хладини, Рупара-мешвари, беседуя с ней, в шутку начинала спорить. Однажды она спросила Хладини, как она может быть такой уверенной, что сознание Кришны является лучшим и верным путем для нее. На что Хладини, не задумываясь, ответила, что всегда молится о том, чтобы всем сердцем полюбить Бога и идти путем, который бы привел ее к Нему. Это было ее единственное желание, и поэтому она была полностью убеждена, что путь преданного служения предназначен для нее, и она должна дойти по нему до конца. Для Хладини не было ничего более важного, чем находиться в сознании Кришны.

Когда ее сердце чувствовало особенно сильную необходимость в поддержке, она писала письма своему духовному учителю, которые так никогда и не были отосланы. Хладини написала несколько таких писем, наполненных безграничной преданностью Шриле Прабхупаде. В одном из них она пишет:
«Дорогой Шрила Прабхупада, прошу Вас, пожалуйста, примите мои самые смиренные поклоны у Ваших божественных лотосопо-добных стоп.

После того, как я получила столько милости, после того, как была спасена от пустого холодного материального существования, я пала жертвой всепоглощающей иллюзии, что я могу наслаждаться. Это как будто полностью забыть обо всем, словно облако безумия: „Кришна, теперь моя очередь". Это возникает из-за расслабленности и комфорта.

Брахман Судама мог жить в комфорте и при этом не претендовать на место царя. Но я не могу находиться в таком сознании. Шрила Прабхупада, я хочу быть служанкой, хорошей служанкой, самозабвенной. Шрила Прабхупада, я пренебрегла своим лекарством, думая, что больше не нуждаюсь в нем: „Я уже здорова и могу расслабиться". Теперь я неудержимо стремлюсь вернуться к врачу, сбитая с толку из-за своего пренебрежения его бескорыстной помощью.

Пожалуйста, Шрила Прабхупада, помогите мне стать серьезной ученицей. Помогите вернуться к простой жизни без излишеств, всегда помнить о своем служении, о котором я забыла из-за этого нечистого желания. Пожалуйста, пусть это произойдет.

Каждую секунду предоставляется выбор: „Какую энергию ты хочешь?" Майя очень быстро дает удовлетворение, но так же быстро сжигает. Да, ты не скупец, но стоит ли это того? Почему я так глупа, упряма и безрассудна? Позвольте мне услышать то, что Вы говорите. Позвольте мне следовать за Вами на сто процентов. Вы дали мне всё. Вы мой настоящий отец, спаситель и самый близкий друг.
Дорогой Шрила Прабхупада, я величайшая мошенница. Но я хочу лишь одного — стать чистой служанкой. Пожалуйста, не прогоняйте меня. Дайте мне еще один шанс. Я буду пытаться изо всех сил быть хорошей.

Тринадцатое октября. Картика. Гопи поклонялись Дурге для того, чтобы Кришна стал их супругом. Они ели рис и мунг-дал и молились каждый день в течение месяца. Я же ничего не делаю просто так, но, Прабхупада, позвольте принять эту аскезу, чтобы попытаться обрести контроль над непокорными чувствами. Дорогой Шрила Прабхупада, все, чего я хочу, — это Кришна. Пожалуйста, ведите меня верным путем. У меня нет собственных желаний. Вы моя сила и мое желание.

Дорога прямая и ясно очерчена, хотя окольные пути кажутся легче и приятней. Сохраните мой разум твердым. Спасибо Вам!

Во мне есть безграничный потенциал любви, так позвольте же поднести ее к Вашим божественным стопам».