Хладини деви даси

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Хладини уезжает из Нью-Вриндавана

Начиная с 1985 года в Нью-Вриндаване произошло много изменений: преданные перестали исполнять киртаны, надевать традиционную одежду преданных и многое другое. В 1987 году Киртанананда Свами и его община Нью-Вриндаван были даже исключены из ИСККОН. Эти изменения разрывали сердце Хладини, которая была глубоко погружена в воспевание святого имени, чтение «Чайтанья-чаритамриты» и твердо придерживалась традиции Гаудия-вайшнавов. Она плакала и говорила: «Я не могу больше оставаться здесь. Я не могу это принять, но я не хочу никого оскорблять».

В это время в Нью-Вриндаван приехал Бхакти Тиртха Махараджа и в своих лекциях рассказал о невероятных успехах проповеди в Африке. Хладини подошла к Радханатхе Свами и спросила: «Я могу получить ваши благословения, чтобы поехать в Африку? По крайней мере, я смогу там беспрепятственно поклоняться Господу Нитьянанде».

Они отправились в комнату Бхакти Тиртхи Махараджи, где между ним и Радханатхой Свами состоялся серьезный разговор, во время которого Хладини не проронила практически ни слова. В основном за нее говорил Радханатха Свами. Хладини просто сидела со слезами на глазах. Наконец Бхакти Тиртха Свами произнес: «Это величайшее благословение — иметь помощником такую преданную, как вы. Вы действительно этого хотите?» Она ответила: «Махараджа, пожалуйста, примите меня как свою служанку».

Так в конце 1989 года Хладини пришлось принять трудное для себя решение покинуть место, которое было ей очень дорого, и отправиться в Западную Африку.

В Африке она стала проводить харинама-санкиртану на улицах, привлекая сотни людей к сознанию Кришны.

Хладини читала фантастические лекции для преданных, и вскоре ее стали приглашать на телевидение и радио, а газеты и журналы регулярно брали у нее интервью. Она стала для прессы настоящей сенсацией. Вдохновленная Бхакти Тиртхой Свами, она смело проповедовала, ничего не страшась.

Она собрала небольшую группу до десяти преданных и стала путешествовать вместе с Божествами Шри Шри Нитаем-Гаурачандрой на микроавтобусе из деревни в деревню. Они проповедовали простым бедным деревенским жителям, распространяя прасад и устраивая харинамы. Преданные объясняли им, что Бог один, но у него много имен, таких как Иегова, Аллах, Кришна, и рассказывали о силе повторения и пения святых имен. После этого преданные проводили киртан, в котором участвовала вся деревня. Тысячи простых африканцев из глухих деревень в блаженстве пели Харе Кришна вместе с преданными.

Хладини больше всего нравилось вовлекать в пение и танцы детей. Никогда прежде они не видели человека с белым цветом кожи, и поэтому, куда бы она ни приезжала, вокруг нее толпились сотни африканских ребят. Она обучала их маха-мантре, и они с большим удовольствием танцевали и пели вместе с ней. Она готовила прасад, кормила их и была для них словно мать.

Проповедовать в Африке было достаточно тяжело для женского западного тела. Хладини пришлось столкнуться с очень жарким климатом, грязной водой, вызывающей дизентерию, и скудной пищей. Там не было ни молока, ни специй, ни топленого или растительного масла. Ежедневное меню в основном состояло из безвкусной тапиоки без специй и сахара и супа из листьев. Хладини сильно похудела в Африке, но, как обычно, никогда ни на что не жаловалась. Наоборот, она признавалась, что такие простые условия жизни ей нравятся больше, чем роскошные и комфортные.

Африканские преданные и простые люди понимали, на какие жертвы ей приходится идти ради них, и старались ответить взаимностью. Они, как могли, пытались позаботиться о ее нуждах.


Иногда преданные специально готовили для нее дал и всякий раз ухаживали за ней, когда она заболевала малярией.

Впечатленные ее служением и неколебимой преданностью, местные преданные доверили ей полномочия регионального секретаря. Когда Бхакти Тиртха Свами уезжал в Америку, в его отсутствие Хладини оставалась источником огромного вдохновения для многих преданных. Она путешествовала из центра в центр, помогая и поддерживая преданных всеми возможными способами. Она обучала их готовить и шить для Божеств, а также проводить различные фестивали. Хладини искренне отдавала себя служению преданным. Ее доброта и энтузиазм располагали к ней африканских преданных все больше и больше.

Оказавшись в Африке с Божествами Нитаем-Гаурой, глубоко внутри Хладини чувствовала сильную разлуку с Господом Джаганнатхой, испытывая к Нему неодолимую привязанность. Однако, когда ее служением стало ездить по разным храмам Африки, она была приятно удивлена, увидев Господа Джаганнатху почти в каждом из них. В течение нескольких месяцев Хладини переезжала из храма в храм и, поскольку Божества там были раскрашены не на высоком уровне, она заново расписывала комплекты Божеств Джаганнатхи, делая их похожими на тех, что она оставила в Нью-Вриндаване. Когда после вынужденного отсутствия Божества возвращались настолько красивыми, что все приходили в восторг, преданные устраивали большие фестивали с бесконечными киртанами для Их удовольствия. Местные преданные очень любили киртаны, проводя их с огромным вдохновением. По много часов они могли петь, иногда пропуская лекции.

В Африке у Хладини появилось больше времени для того, чтобы читать, повторять святое имя и размышлять. Она погружалась в чтение книг Шрилы Прабхупады, читая иногда по восемь часов с полным вниманием. Хладини проводила много лекций, иногда по два раза в день — утром и вечером. Они всегда были простые, но очень вдохновляющие и всегда заканчивались историями о Господе Чайтанье. Хладини регулярно распространяла книги и проповедовала на улице. Она была способна проповедовать любому, будь это деревенский житель или член правительства.

Следуя примеру аскетичной жизни Бхакти Тиртхи Свами, Хладини принимала пищу только раз в день, вечером, и увеличила повторение святого имени. Она повторяла джапу очень сосредоточенно, глубоко погружаясь в океан этого метода. В письме из Африки она написала своей подруге Ямуне, что увеличила «внутренний поиск тайн души» через увеличение количества и улучшения качества повторения святого имени.

Делясь своим пониманием, Хладини писала: «В результате интенсивного повторения святого имени мне так много открылось. Нам ни в коем случае не следует думать, что перипетии и несчастья этого мира есть нечто плохое. Если мы, сознавая свою беспомощность, призываем Кришну помочь, они становятся ступенями на пути к духовному миру. Поэтому, хотя внешне все то, с чем я себя отождествляла в прошлом, ушло, я никогда за всю свою жизнью не была более счастливой или решительной. С каждым днем я чувствую все большую силу и связь.

Когда мы только начинали, у всех нас был приказ гуру выходить на улицы и распространять это движение санкиртаны. У нас не было никакой финансовой поддержки. Мы могли лишь сводить концы с концами, но Кришна всегда вмешивался в ситуацию и помогал нам. В чем бы мы ни нуждались, все приходило само собой.

Помню, какой-то человек подошел ко мне на харинаме и сказал: „Не говори никому, кто я, и сунул мне в руку конверт. Я не знала, кто это был. Когда я заглянула в конверт, там было четыреста долларов — сумма, достаточная для того, чтобы оплатить аренду. Я описала этого человека преданным, но никто из них также не знал его. Мы подумали, может быть, это был Нарада Муни или какой-нибудь полубог. Каждый день с нами случались подобные чудеса, все потому, что сутью нашей жизни было наставление гуру и все, что мы получали, мы предлагали Господу Джаганнатхе.

Затем кое-где преданные решили, что харинама недостаточно надежный источник дохода, и прекратили ее проводить, найдя другие способы финансовой поддержки. Это правда, что стало больше внешнего благополучия и денег, но полной беспомощной зависимости от наставлений гуру и безусловной веры стало меньше.

С богатством приходит также самодовольство и расслабленность. Одна из главных причин, почему я счастлива здесь, — это то, что в Африке вообще нет никакого материального комфорта. Есть только суровые аскезы просто для того, чтобы выжить здесь. Кроме того, все похоже на начало распространения Движения сознания Кришны.

Майя так сильна и хитра, что без хорошего общения очень трудно избегать ее ловушек. Но даже если у нас нет физического общения, мы должны крепко держаться наставлений нашего гуру и воспевать святое имя Господа. Тогда мы будем в полной безопасности.

Это великое благословение — находиться на передовой поля боя, потому что нет никакой иллюзии комфорта или самодовольства. Каждый постоянно помнит об опасностях этого мира и необходимости обрести квалификацию, чтобы стать достойным слугой слуг Шри Гаурачандры».