Шридхара Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Становление Свами

Когда Шридхара дас брахмачари заходил в комнату Шрилы Прабхупады, Прабхупада иногда шутил: «О, здесь наш Шридхара Свами». (Шридхара Свами — это также имя одного великого ачарьи в цепи духовной преемственности.) Когда однажды Шридхара спросил Шрилу Прабхупаду, может ли он принять санньясу, Прабхупада согласился и спросил, когда он желает пройти эту церемонию. Шридхара не раздумывая ответил: «Шубхасья шигхрам», — что означает «благоприятные вещи следует совершать немедля».

Шридхару не интересовала семейная жизнь. Внешне он всегда был веселым, дружелюбным человеком, но внутренне не проявлял никаких эмоций по отношению к материальному миру, не видя в нем никакой ценности для себя. Пребывание в Индии помогло ему быстро духовно развиться и созреть в сознании Кришны.

«Видение бедственного положения материального мира и последних остатков древней духовной культуры очень отрезвляло, — позже вспоминал он. — Индия дала мне широту понимания традиции и возможностей, которые открыл передо мной Шрила Прабхупада».

Санньяса подразумевает обет безбрачия, определенную обязательную духовную практику и проповедь. Перед тем как наградить Шридхару брахмачари титулом санньяса Шрила Прабхупада спросил его, уверен ли он на 100 % в том, что сдержит свои обеты. Шридхара, очень смиренный и прямой, ответил, что не уверен на 100% в том, что не падет. Затем Шрила Прабхупада спросил его, уверен ли он на 75 % в том, что он выдержит санньясу. Шридхара брахмачари сказал, что и на 75 % не уверен. Тогда Шрила Прабхупада спросил Шридхару, уверен ли он на 50% в том, что будет строго придерживаться санньясы. И Шридхара подтвердил, что на 50 % он уверен. Удовлетворенный, Шрила Прабхупада сказал: «Хорошо». Очевидно, он прекрасно понимал природу своего ученика, потому что впоследствии Шрила Шридхара Свами строго придерживался обетов санньясы.

Так в 1975 году во Вриндаване Шридхара дас брахмачари стал Шридхарой Свами. Он принял обет безбрачия и отречения от мира и чтил его до конца своих дней.

После принятия санньясы Шридхара Свами чувствовал себя неловко, когда ему оказывали традиционное в Индии почтение по отношению к санньяси. Оставаясь верным своему веселому нраву, он шутил со своими духовными братьями: «Где мой маха-прасад? Где мой маха-прасад?», имея в виду особую пищу, по традиции предлагаемую почетным гостям.

Шридхара Свами подумал, что его долг — вернуться на Запад и распространять сознание Кришны, но Шрила Прабхупада попросил его остаться и помочь развитию ИСККОН в Индии. В то время там сильно ощущалась потребность в людских ресурсах: преданных из Индии было всего несколько, а человеку с Запада из-за болезней и трудностей с иммиграцией было проблематично оставаться в Индии надолго.

Шрила Прабхупада уполномочил Шридхару Свами навести порядок в находящемся в критическом положении храме в Калькутте. Он назначил его президентом калькуттского храма, а затем, когда обстановка там нормализовалась, президентом храма в Хайдарабаде.

Шридхара Свами был очень благодарен Шриле Прабхупаде за все то, что он для него сделал. В ноябре 1976 года в письме своему духовному учителю он раскрыл ему свое сердце, предлагая искреннюю молитву:

«Словно засохшее дерево без цветов и плодов, я страдал, погруженный в невежество в материальном мире. Не имея никаких благих качеств и ни следа благочестия, я даже не надеялся на освобождение. Но вот по какой-то беспричинной удаче мне представилась возможность встретиться с Вашими учениками, и с этого момента жизнь моя изменилась. Тогда по милости Чидананды прабху я пришел к Вам на даршан и получил инициацию, и сейчас в моей жизни есть только две ценности: общение с Вашими учениками и Ваши наставления».