Шридхара Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Обратно в Джуху

Шридхара Свами узнал об уходе Шрилы Прабхупады, находясь в Германии, где покупал фургон для храма в Хайдарабаде. Он почувствовал себя «птицей, оглушенной звуком флейты Кришны, и от этого стремительно подающей с неба на землю». После нескольких лет, проведенных в служении и регулярном общении со Шрилой Прабхупадой в Индии, он чувствовал подавленность от мысли, что остался без своего возлюбленного духовного учителя.

Тем временем Гирираджа Свами, который к тому времени также принял санньясу, под управлением Шрилы Прабхупады сумел отстоять землю в Джуху для ИСККОН и строил удивительный храм. Шрила Прабхупада оставил мир лишь за два месяца до его грандиозного открытия. Поскольку там все еще требовалась помощь, Шридхару Свами попросили вернуться и помочь в развитии нового храма Радхи-Расабихари в Джуху. Он неутомимо трудился там в течение двадцати шести лет, дважды занимая пост президента храма и помогая стать храму в Джуху одним из самых известных и успешных храмов в Индии.

В 1977 году, за несколько месяцев до того, как оставить этот мир, Шрила Прабхупада назвал имена одиннадцати учеников, которые будут давать посвящения преданным от его имени. Затем, после того, как он оставил этот мир, те же ученики продолжили давать посвящения. Позднее возможность инициировать была предоставлена и трем другим, в их числе был и Шридхара Махараджа. В те времена к этому относились довольно строго. Однажды Шридхара Свами пошутил, что хочет только трех учеников: одного — чтобы готовил, другого — чтобы стирал вещи, и третьего — чтобы помогал собирать пожертвования.

В конце концов Шридхаре Махарадже дали возможность инициировать учеников, и он отнесся к этой обязанности со всей серьезностью. Он был очень искренним. На своей первой церемонии посвящения, которую Махараджа провел в Джуху, он инициировал несколько преданных из Хорватии. Одного из них он назвал Майяпур дас и наказал ему быть слугой Майяпура. Махараджа до конца жизни продолжал заботиться об учениках и любить их. Он всегда помнил о своих обязанностях перед ними, но в то же время уделял внимание и другим людям. Это было одно из самых замечательных его качеств — искренний, неподдельный интерес к каждому.

Находясь в Джуху, Шридхара Свами устанавливал и поддерживал долгосрочные отношения с пожизненными членами ИСККОН, проживающими в Бомбее. Он снискал их расположение своей открытостью и дружелюбием, поразив их познаниями в вайшнавизме, и особенно тем, что говорил с ними на хинди. В Бомбее есть два пожизненных члена, очень богатые аристократы и очень искренние преданные — Бриджратан Мохатта и М.П. Махешвари. Каждое воскресенье они с женами приходят в храм в Джуху. Из глубокой любви к Махарадже эти двое джентльменов стали называть его Веселый Свами, ведь он был всегда очень веселым. Это прозвище впоследствии устойчиво закрепилось за ним. И через несколько лет брат Махараджи, Стюарт, написал статью о нем, назвав ее «Веселый Свами». Эта статья была опубликована в одном канадском журнале. Прозвище стало очень популярно, и оно на самом деле подходило Махарадже, поскольку он всегда оставался веселым, вплоть до самой смерти.

Шридхара Свами был очень остроумным и жизнерадостным человеком. Возможно, он был самым неутомимым, бесстрашным, а также веселым проповедником вайшнавизма. Он всегда смеялся и шутил. Его нельзя было назвать дипломатичным человеком, он предпочитал говорить о своем восприятии мира прямо. Иногда он даже смущал людей своей прямотой. Своей проповедью он заставлял людей смеяться над собой, и при этом они не чувствовали себя оскорбленными. Довольно часто Шридхара Махараджа проповедовал индийцам, приехавшим на Запад в поисках лучшей жизни. Он говорил им: «Вы приехали сюда, забросив свою культуру. Вы забросили свою традицию, променяли Кришну на бренные ценности». Затем он начинал говорить с ними на хинди. Он был опытен в том, чтобы разбивать пустые надежды на обретение счастья на Западе. Сердца его слушателей постепенно смягчались, и он заставлял их смеяться. И в конце лекции они уже с вдохновением повторяли вместе с ним Харе Кришна.

Шридхара Свами был очень веселым преданным. Он любил шутить, и у него было своеобразное, присущее только ему, чувство юмора. Как-то на сцене польского фестиваля «Вудсток» он отчитывал собравшихся. Он сказал, что они только притворяются хиппи — просто время теряют. Он был одновременно юмористичен и строг. Кто-то бросил прямо на сцену полную бутылку пива и едва не задел Махараджу. Махараджа посмотрел на пиво и сообщил толпе: «Это не моя марка».

Однажды в конце семидесятых годов в храме в Джуху с поличным был пойман вор. Во время задержания один из наемных охранников храма нанес ему удар, который оказался смертельным. Прибывшая полиция, не особо желая разбираться в произошедшем, арестовала шестерых руководителей храма, включая Шридхару Свами. Им пришлось провести две недели в ужасных условиях городской бомбейской тюрьмы. Во время этого сурового испытания Шридхара Свами был источником вдохновения для всех остальных оказавшихся в неволе преданных. Две недели он с энтузиазмом рассказывал о сознании Кришны другим заключенным, а когда преданные приходили в уныние, помогал им не падать духом. Находясь в переполненной камере, Махараджа устроил воображаемый фестиваль Ратха-ятры. Он провел в уме церемонию арати, описывая круги воображаемой лампой с горящими фитилями, пропитанными топленым маслом. Затем он вместе с другими преданными стал готовить в уме изысканные блюда для Господа. Детально описывая процесс приготовления, он погрузил всех заключенных преданных в процесс преданного служения в уме, устраивая таким образом потрясающие воображаемые пиры. Заключенные и тюремщики были в недоумении и зачарованно наблюдали за разворачиваемыми Шридхарой Свами в воображении сценами. Когда наконец преданные были выпущены из тюрьмы, один из заключенных, водитель такси, впечатленный Шридхарой Свами, стал пожизненным членом ИСККОН.

За десятилетия служения в Джуху Шридхара Свами развил величайшую любовь к Божествам Радхе-Расабихари. Вспоминая, что Шрила Прабхупада брал с собой Их фотографию, куда бы ни отправлялся, Шридхара Свами делал то же самое. Перефразируя утверждение Шрилы Прабхупады в своей веселой манере, он говорил: «Бомбей был офисом Шрилы Прабхупады, Майяпур — местом поклонения, а Вриндаван — его домом. Для меня Бомбей — это всё».