Шридхара Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Преданность Майяпуру

Махараджа продолжал жить, но он никогда не был идеальным пациентом. Несмотря на уговоры его возлюбленных учеников следовать рекомендуемой врачами диете, он иногда ее нарушал. Он говорил: «Если я буду есть, то умру. Если я буду поститься, то тоже умру. Так лучше я умру от прасада».

Несмотря на все ухудшающееся здоровье, он не остался во Вриндаване, чтобы провести там последние дни. Он не прекращал своего служения, продолжая путешествовать, проповедуя сознание Кришны. Куда бы он ни приезжал, его присутствие и шутки подбадривали и поднимали настроение.

Он никогда не утрачивал своего позитивного видения. «Нет никакой пользы в негативизме, — говорил он. — Страдания и боль неизбежны. Но я воспринимаю их как обучение».

В январе 2004 года в Бомбее в ходе очередного обследования Шридхаре Махарадже поставили диагноз рак печени. Единственной надеждой для него было отправиться в Ванкувер на пересадку печени. Но когда он туда прилетел, врачи обнаружили, что рак распространился за пределы органа, который можно было бы пересадить. Его «единственная надежда» была потеряна. Пересадка оказалась невозможна, поскольку рак слишком сильно расползся по организму. Это означало, что Шридхара Свами может оставить тело в любой момент.

Каждый день ему звонил близкий друг Гирираджа Свами, и они вели замечательные беседы. Говорили главным образом о Майяпурском проекте и миссии Шрилы Прабхупады — темах, которые были особенно дороги Махарадже всю его жизнь.

Шридхара Свами всегда оставался верен Шриле Прабхупаде и созданному им духовному обществу. Как-то Махараджа сказал: «Даже если все уйдут из ИСККОН, я останусь!» Он даже кепку носил с надписью «собака Прабхупады», поскольку собака очень верна своему хозяину.

«Я очень сильно хочу, чтобы Шриле Прабхупаде оказывали почтение как подлинному слуге Сиддханты Сарасвати, — говорил Шридхара Свами. — И будьте уверены, когда облако пыли, покрывающее сейчас умы некоторых людей, в конце концов рассеется, только его ИСККОН останется лучом надежды для всех искренних духовных искателей».

Важным вкладом Махараджи в его последние годы было то, что он привлек внимание преданных в Движении к важности Майяпурского проекта. «Удивительный храм» — адбхута-мандир — был предсказан Нитьянандой Прабху, который сказал, что, когда он будет построен для служения Чайтанье Махапрабху, любовь к Богу распространится по всему миру. Предсказание его появления встречается в «Чайтанья-бхагавате». Этот храм должен стать центром Гаудия-вайшнавизма. Подобные предсказания были сделаны Шринивасой Ачарьей в XVI веке и Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, который увидел его духовным зрением. В один из дней, когда Бхактивинода Тхакур повторял джапу на балконе своего дома в Годрума-двипе, он посмотрел через реку Джаланги на Майяпур, где в ту пору были одни поля, и увидел трансцендентный город, в центре которого возвышался великолепный храм, поднимающийся в небо подобно горе.

Вся жизнь Махараджи была посвящена Шриле Прабхупаде. Он чувствовал, что одним из основных желаний Шрилы Прабхупады, которое предстояло исполнить, было стремление с большим вдохновением ускорить строительство адбхута-мандира в Майяпуре. Он знал, что это принесет пользу всему миру.

Однажды, когда Гирираджа Свами был еще молодым преданным, может быть не более двух лет в Движении, он приблизился к Шриле Прабхупаде, когда ему делали массаж на веранде калькуттского храма, и спросил: «Шрила Прабхупада, я думал о том, что доставит вам удовольствие больше всего». Шрила Прабхупада был чистым преданным, и каждое слово принимал близко к сердцу. Он ответил: «Да». Гирираджа сказал: «Две вещи, как мне кажется, способны удовлетворить вас более всего: распространение ваших книг и строительство большого храма в Майяпуре». Шрила Прабхупада улыбнулся очень одобрительно и сказал: «Большое тебе спасибо».

В этом были две основные стратегии Шрилы Прабхупады для распространения сознания Кришны, и Шридхара Свами помогал ему в обеих. В самом начале Шридхара Свами развивал распространение книг в Северной Америке, а в последующие годы он был тесно связан с Майяпурским проектом, планируя и изыскивая средства для «удивительного храма».

В 1973 году Шрила Прабхупада приехал в Калькутту из Англии, испытывая вдохновение и радостное волнение в связи с будущими планами проекта в Майяпуре. Тамалу Кришне Госвами удалось получить землю, и Шрила Прабхупада приехал обсудить рабочий проект. Под конец обсуждения Шрила Прабхупада сказал: «Если вы построите этот храм, Шрила Бхактивинода Тхакур лично придет и заберет вас всех к Богу».

В свои последние годы Шридхара Свами испытывал сильное желание остаться в Майяпуре, чтобы увидеть развитие проекта, заложенного Шрилой Прабхупадой. Шридхара Свами постоянно вдохновлял преданных на совместную работу по строительству имеющего историческое значение храма, которого ему не суждено будет увидеть. Всей душой он стремился помочь развитию в Майяпуре храма ведического планетария, адбхута-мандира. В 2003 году он организовал встречу руководителя проекта строительства храма в Майяпуре Амбариши прабху и пожизненных членов ИСККОН из Бомбея. Махараджа даже имена ученикам давал, имеющие отношение к Майяпуру. И всегда молился своим личным Божествам — Угра-Нрисимха-шалаграмам, — прося устранить все препятствия, чтобы он мог посвятить себя развитию Майяпурского проекта.

И естественно, когда смерть стала неотвратимо надвигаться, Шридхара Свами решил отправиться в Майяпур. У Махараджи оставалось только три желания: «Я хочу оставаться в живых, пока не доеду до Майяпура. Затем, если возможно, я хочу увидеть установление Панча-таттвы. И затем, если возможно, я хочу дожить до Гаура-Пурнимы. И затем — всё». Он имел в виду, конечно: «И затем — как захочет Кришна».