Шридхара Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

В Индии — как дома

В 1972 году Шридхара и Буддхиманта — другой успешный распространитель книг — были посланы в Лондон, чтобы обучить других распространению книг. Через некоторое время Шридхара, решив, что он уже на полпути в Индию, воспользовался возможностью ее посетить. Оказавшись в Дели, он испытал ощущение того, что все вокруг поразительно ему знакомо. «Это было как дежа вю, — говорил он. — Я почувствовал себя дома».

Оставшись в Индии, он стал одним из первых преданных, служивших в зарождающихся центрах ИСККОН, в таких святых местах, как Майяпур и Вриндаван. После чего снова присоединился к путешествующей группе санкиртаны в Индии. Их группа, возглавляемая Тамалом Кришной Госвами, возрождала духовные вайшнавские программы по всей стране, исполняя бхаджаны и проповедуя тысячным толпам в красочно расписанном тенте.

К тому времени Шридхара дас брахмачари уже знал, чему он хочет посвятить всю свою жизнь: служению Шриле Прабхупаде и, в особенности, обучению науке сознания Кришны. Однако в начальный период становления ИСККОН в Индии до того, как он обрел там популярность, эти две цели было сложно совместить.

Когда его путешествующая группа прибыла в Бомбей, молодой храм на берегу океана был в критическом положении. Шрила Прабхупада купил большой участок земли на Джуху-Бич, но продавец, взяв задаток, пытался нарушить условия договора. Преданные соорудили временный храм на земле, которая была по большей части незастроена. Однако продавец при поддержке знакомых политиков побудил местные власти разрушить временное сооружение храма.

Консервативные индусы были возмущены. Шрила Прабхупада хотел, чтобы преданные оставались на земле, вновь возвели разрушенный временный храм и продолжали бороться с обманщиком-продавцом через средства массовой информации и суд. Он попросил Тамала Кришну Госвами, в ту пору представителя Руководящего совета ИСККОН в Индии, переориентировать усилия путешествующей группы на Бомбей. Преданные согласились, променяв дорожные приключения на хижину с сырой землей и полчищем крыс, каждая из которых была такой большой, что могла напугать даже кошку. Нищета, комары и змеи стали их неизменными спутниками на долгое время.

В такой сложной ситуации Шрила Прабхупада назначил занимавшегося до этого только проповедью Шридхару заведовать строительными материалами. Он был рослый, как игрок в регби, так что Шрила Прабхупада решил, что он вполне подойдет для присмотра за строительными материалами, чтобы ничто из них не пропало.

Вдохновение на служение Шридхара черпал от юного Гирираджи даса, президента храма, верно и преданно выполняющего наставления Шрилы Прабхупады. В тяжелых условиях Шридхара ежедневно упорно трудился, чтобы удовлетворить Шрилу Прабхупаду, — что было единственным предметом его желаний. Позднее Шридхара Свами сказал, что Бомбей научил его дисциплине и служению как средству достижения счастья и прогресса в преданном служении. «Ученик — означает дисциплина», — часто говорил он.

Повинуясь указанию Шрилы Прабхупады, Шридхара присматривал за стройматериалами, но все же ему это не очень нравилось. Он хотел проповедовать. В то время в Индии преданные главным образом проповедовали индийским аристократам, и поначалу преданные не были уверены, что Шридхара сможет проповедовать им. Но он так искренне желал именно проповедовать, что стал одним из лучших проповедников в Индии и в мире.

Шридхара стал одним из самых первых преданных, занимавшихся привлечением пожизненных членов. Шрила Прабхупада дал ему много личных наставлений по этому поводу. В Индии Шрила Прабхупада ввел программу свободного пожизненного членства, и добился в этом успеха. Он говорил, что, когда человек становится пожизненным членом ИСККОН, это почти так же хорошо, как если бы он стал преданным. Кроме того, он говорил, что ввел программу пожизненного членства как путь для распространения своих книг, поскольку, если кто-нибудь становился пожизненным членом и вносил определенную сумму, он получал комплект книг Шрилы Прабхупады и подписку на журнал «Обратно к Богу».