Бхактисварупа Дамодара Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

В далеком уголке земли на востоке современной Индии на границе с Мьянмой находится овеянное легендами мистическое царство, известное как Манипур, или, как еще его называют, «Украшенная драгоценностями страна». Древнее царство расположилось в окруженной горами долине овальной формы, в центре которой находится большое озеро Локтак. Эта живописная долина, находящаяся в восточной цепи Гималайских гор, обладает уникальной природой и мягким климатом.

Жизнью и душой манипурцев — обитателей этой удивительной долины — являются декламации священных текстов и красочные театральные представления об играх Господа Шри Кришны. Самобытные аристократические и вайшнавские традиции сохранялись там в течение тысяч лет.

«Шримад-Бхагаватам» и «Махабхарата» содержат описание богатой культуры Манипура, представленной поколениями праведных царей. Это в том самом Манипуре герой Арджуна, один из братьев Пандавов, женился на принцессе Читрангаде, и впоследствии ее сын Бабхрувахана нанес поражение своему собственному непобедимому отцу Арджуне, сопровождавшему коня для великого жертвоприношения ашвамедха.

В этой живописной долине Манипура, в деревне Тоубул, 9 декабря 1937 года в семье у Йогендры Сингха и Каньяханби деви родился ребенок. Будучи вайшнавами, они назвали своего сына Дамодарой, одним из святых имен Шри Кришны. Йогендра был исполнителем прославляющих Бога песен в манипурском стиле ната-санкиртана. С самого момента появления Дамодары на свет его отец наполнял уши своего сына звуками святого имени и описанием игр Всевышнего Господа, а любящая мать воспитывала Дамодару в духовной атмосфере почтения к Господу Шри Кришне.

Вторая мировая война сильно повлияла на тихую и мирную долину Манипура, создав множество трудностей для жизни ее обитателей. Манипур, как часть Британской империи, стал ареной жестоких сражений между Японией и союзниками.

Дамодаре было семь лет, когда семья была вынуждена покинуть родной дом и переселиться в барак на берегу реки Янгой, укрывшись от бомбежек и прочих опасностей войны. Вскоре после их переезда отец Дамодары неожиданно заболел тифом и умер.

Тем временем война подходила к концу, и, повинуясь воле провидения, Дамодара был разлучен с матерью и двумя сестрами и отправлен жить к дяде.

Его дядя был очень беден. Он с трудом оплачивал расходы на лечение собственной дочери, которая серьезно болела. Дамодара, хотя и был еще маленьким ребенком, видя тяжелое финансовое положение дяди, не хотел становиться обузой для его семьи и поэтому настоял, чтобы ему разрешили жить одному. Дядя не хотел отпускать племянника, однако из-за своей бедности, с большой неохотой, был вынужден согласиться.

Дамодара стал вести самостоятельную жизнь, завися от дохода, который получал, обрабатывая рисовое поле, доставшееся ему в наследство от отца. За ним стала присматривать старшая сестра Аханби. Это был трудный период в их жизни. Однако дети не унывали. Однажды, когда Дамодаре было десять лет, он сказал сестре: «Когда-нибудь мы разбогатеем, и я украшу тебя золотом с головы до ног». На что сестра ответила: «Нет, когда-нибудь ты женишься, украсишь свою жену золотом с головы до ног, а обо мне забудешь».

Дамодара серьезно посмотрел на сестру и твердым голосом сказал: «Я никогда не женюсь».

Данное в детстве обещание Дамодара сдержал. Он оставался наиштхика-брахмачари — холостым, монахом, хранящим целибат, — на протяжении всей своей жизни.

В 1949 году Аханби вышла замуж, и Дамодаре, которому в ту пору едва исполнилось двенадцать лет, пришлось самому заботиться о себе. Он мужественно сносил все выпавшие на его долю трудности, никогда ни на что не жалуясь. Работа на поле и ведение хозяйства совсем не оставляли Дамодаре времени на учебу в сельской школе, поэтому он решил уйти из нее.

Учителя очень любили Дамодару, поскольку он был сообразительным, прилежным, искренним, скромным и послушным учеником. Один из учителей Ядав Сингх, желая помочь, попросил своего коллегу Керани Сингха позаботиться о мальчике. Керани Сингх был дальним родственником Дамодары. Он был одним из самых уважаемых и влиятельных людей в деревне. Добросердечный Керани Сингх согласился позаботиться о юном Дамодаре. Так Дамодара стал одним из членов семьи Керани и таким образом получил возможность продолжить свое образование.

Однако трудности для Дамодары на этом не закончились. В четырнадцать лет он тяжело заболел тифом. Деревенские врачи в один голос предрекли, что юноша не выживет. И все же у Господа Кришны были другие планы. Керани Сингх неустанно заботился о Дамодаре. Он пригласил доктора-натуропата из Импхала и ежедневно молился за Дамодару, декламируя «Дашаватара-стотру», — знаменитые молитвы, обращенные к десяти воплощениям Господа. После сорока дней, в течение которых Дамодара питался одной лишь сывороткой, его здоровье чудесным образом пошло на поправку.

В другой раз Дамодара упал с мангового дерева. Он лежал без сознания, когда услышал голос своего опекуна: «Ты не можешь умереть, твоя миссия здесь еще не завершена». Дамодара пришел в себя и быстро поправился после падения.

Дамодара всегда с радостью участвовал в церемониях поклонения Божествам Радхи-Кришны, Гауры-Нитая и Джаганнатхи-Баладевы-Субхадры, проводимых в местном деревенском храме.

С раннего детства он очень любил слушать истории о деяниях Господа. Однажды он всю ночь напролет смотрел традиционный манипурский спектакль, поставленный по мотивам раса-лилы, божественного танца Кришны с девушками-пастушками. На следующий день выпускной экзамен по математике он благополучно проспал.