Вибху Чайтанья дас

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Вибху Чайтанья прабху родился на юге Западной Бенгалии недалеко от Калькутты в округе Южные 24 парганы в деревне под названием Моханпур. У него было четыре брата и одна сестра. Его родители дали ему имя Вибхути.

Когда он еще был в материнской утробе, однажды в дом его родителей пришел астролог и сказал: «В вашем доме вскоре примет рождение душа, которая станет великим святым и очень известной личностью. Но послушайте меня внимательно: родившись, он будет выглядеть как будто мертвый. Не беспокойтесь, просто лейте воду ему на голову до тех пор, пока он не заплачет». Так все и произошло. Сложности рождения возместились маленькому Вибхути любовью и заботой родителей, бабушек и других родственников, живших большой дружной семьей.

В детстве Вибхути не очень интересовали игры. С рождения он был вегетарианцем, как и почти все жители деревни. Несмотря на то что место, где он вырос, расположено неподалеку от Индийского океана, в районе, где в океан впадает множество рек, рыбу никто не ел. За все время обучения в школе Вибхути ни разу не надевал брюки. Он всегда носил только дхоти и курту. В то время (тридцатые и сороковые годы прошлого века) в индийском обществе носить брюки еще считалось неприемлемым.

Вибхути никогда в жизни не курил и не пил спиртного. Общественные нравы были настолько строги, что никто в деревне не мог осмелиться курить или употреблять спиртное. Лишь несколько стариков курили кальян.

Когда пришло время, Вибхути женился и начал вести семейную жизнь. Он стал отцом двоих сыновей Шридхары и Бхудхары и дочери. Чтобы поддерживать семью, Вибхути открыл свое дело. У него был магазин, наподобие оптового, на местном рынке. Несмотря на успешный бизнес, Вибхути практически не оставлял денег для своей семьи. Какую бы прибыль он ни получал, все использовал на благотворительность. Его деньги шли на ремонт разрушенного бамбукового моста, строительство дорог, посадку деревьев и многое другое. При этом он совсем не беспокоился о своем собственном доме, который давно нуждался в починках.

У Вибхути было очень мягкое и доброе сердце. Он никогда не позволял убивать даже крохотное насекомое. Каждый день он бесплатно раздавал батасу (одну из самых известных бенгальских сладостей) и кормил нуждающихся. В его магазине не голодали даже муравьи, которых он тоже не забывал кормить.

Ежегодно Вибхути организовывал Дурга-пуджу на рынке Моханпура. А также, весной, в конце месяца чайтра, он устраивал ежегодную харинама-санкиртана ягью — круглосуточный киртан с исполнением Харе Кришна маха-мантры. При этом он раздавал местным вайшнавам огромное количество прасада.

Семья Вибхути была недовольна тем, что большую часть дохода он тратит на то, чтобы кормить вайшнавов. Они считали такую благотворительность чрезмерной.

После смерти отца большая семья Вибхути раскололась на две. Вибхути вместе со своей семьей и младшим братом Вишнупадой стали жить отдельно, поскольку после ухода главы семьи родственники Вибхути, которые до этого были вегетарианцами, стали есть рыбу. Постепенно эта тенденция стала проникать и в его семью. Вибхути пытался воспрепятствовать этому, но не смог образумить своих родственников. Он никак не мог взять в толк, почему его близкие, которые никогда не ели мяса и жили при этом здоровой жизнью, должны теперь его есть?!

Раздосадованный и бессильный что-либо изменить, он был вынужден переехать в свой магазин и, живя отдельно, готовить себе сам. Это произошло примерно в 1965 году, за десять лет до того, как Вибхути присоединился к ИСККОН во Вриндаване.

Живя отдельно от семьи в магазине, Вибхути установил посреди рынка туласи-мандапу, — небольшой павильон для священного деревца. Он вставал рано утром, шел в поле отправить естественные потребности, освещая себе дорогу с помощью фонаря, поскольку в то время в деревне не было электричества. После того как Вибхути заканчивал свои утренние обязанности, он предлагал пуджу Туласидеви. Вибхути всегда почтительно относился ко всем полубогам, но особенно был привязан к Кришне и повторению Его святого имени, Харе Кришна маха-мантре. По вечерам он участвовал в киртане, который проводили местные жители. В этой группе киртана у Вибхути было почетное место даркидар-киртании — второго по значимости человека в киртане.

В 1975 году Вибхути отправился в Майяпур, святое место паломничества, где явился Господь Чайтанья. Там он впервые встретил Шрилу Прабхупаду. Когда Прабхупада раздавал прасад, Вибхути получил из его рук дутый рис. Прабхупада произвел на него неизгладимое впечатление. Набравшись решимости, Вибхути спросил: «Махараджа, я хочу пойти во Вриндаван». Шрила Прабхупада посмотрел на него серьезным взглядом и ответил: «Да, иди».

Так, получив благословение от Шрилы Прабхупады, Вибхути решил прекратить семейную жизнь и отправиться во Вриндаван.