Вибху Чайтанья дас

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Раздатчик нектара

Свое служение — готовить для Божеств — Вибху Чайтанья выполнял изо дня в день в течение примерно восемнадцати лет, до тех пор, пока позволяло здоровье. Но вот пришел день, когда его тело больше не смогло справляться с таким тяжелым служением на кухне. Старость и артрит в конце концов одолели его. Стали болеть ноги, а стопы так распухли, что он не мог больше выполнять своего служения на кухне. Напряженная работа с поднятием и перемещением тяжелых котлов и постоянным наклоном над горячими печками так повредила спину, что постепенно она перестала разгибаться от талии.

Приняв во внимание возраст и слабое здоровье, руководство храма предложило ему заняться другим служением: возможно, теперь ему следует просто сидеть и раздавать чаранамриту в алтарной.

Но Вибху Чайтанья не желал ничего слышать: «Нет. Я хочу готовить».

Он хотел продолжать, но дальнейшие попытки окончились неудачно. В результате он сдался, осознав, что уже не способен готовить так, как раньше. Однако он оставил свое служение главного повара Их Светлостей только после того, как за шесть месяцев тщательно обучил двух преданных.

Поскольку Шрила Прабхупада разрешил Вибху Чайтанье не повторять джапу, так как он весь день готовит на кухне для Божеств, руководители храма позволили ему перестать выполнять это служение при условии, что он будет повторять свои круги на четках. Однако Вибху Чайтанья никогда не использовал это разрешение Шрилы Прабхупады как оправдание. Он добросовестно повторял джапу до конца своих дней. Даже когда ему было уже за восемьдесят, он вставал в два часа утра, чтобы повторять свои круги, и продолжал повторять их в течение всего дня.

После того как Вибху Чайтанья перестал готовить на кухне, часто можно было видеть, как он сидел в саду возле парикрама-марга — дороги, по которой обходят храм, — прямо за кухней и повторял джапу. Так сильно он был привязан к своему служению. Когда готовил он, маха-прасад всегда был особенным, и с тех пор, как он прекратил свое служение, все преданные стали скучать по этому замечательному вкусу.

Теперь у Вибху Чайтаньи было новое служение — он сидел в нише с противоположной от вьясасаны Шрилы Прабхупады стороны, справа от алтаря, и смиренно разливал ложечкой чара-намриту — ароматизированную воду, которую посетители храма принимают как благословение. С улыбкой он крепко брал запястье посетителя и тянул руку к себе, чтобы наполнить ладонь каплями нектара и листьями туласи.

Приятное «Харе Кришна» с бенгальским акцентом, сияющая улыбка, добрые глаза и мягкий характер оставляли в сердце посетителей храма неизгладимое впечатление. Его прикосновение было таким же очищающим, как прасад, который он раздавал. Чаранамрита становилась слаще, когда ее раздавал он.

Служение на кухне, которое Вибху Чайтанья ежедневно выполнял на протяжении долгих лет, было на самом деле очень тяжелым. После того как ему пришлось его прекратить, то, с чем он справлялся один, стали выполнять пятеро человек. Из-за длительных физических нагрузок у Вибху Чайтаньи развилась хроническая болезнь спины. Постепенно его спина стала все больше терять прямизну, сгибаясь вперед, пока не стала почти параллельной земле. Он больше не мог ее выпрямить, из-за чего его физический рост уменьшился вполовину от обычного.

Несмотря на плохое здоровье, он неизменно живо приветствовал посетителей громким чтением молитвы ванча-калпа-тарубхьяш ча и гладил по голове всегда ищущих благословения молодых бхакт своими любящими руками, оставляя для них опыт нежного, незабываемого, неземного прикосновения и излучаемой им любви. Его больное, хрупкое тело, согнутое почти параллельно земле, было старым, но все же от него исходила особая аура, делающая его привлекательным.

Он никогда не просил для себя особого отношения или внимания, тем не менее к нему все относились как к святому. Его любили и младшие, и старшие преданные и искали его благословений. Как сказал один из его духовных братьев: «Когда даже просто смотришь на Вибху Чайтанью, чувствуешь, как получаешь благословение и очищение».

Смотреть в его глаза было подобно тому, как смотреть в окно духовного мира. В них не было и следа ложного эго, страсти, гнева и зависти. Его лицо всегда излучало умиротворение и радость, которые были в его сердце. Чистые глаза, чистое сердце и чистое сознание. Счастливый человек в сознании Кришны, без тени уныния.

Хотя его физическое самочувствие ухудшалось, его духовное состояние поднималось на все большую и большую высоту. Вибху Чайтанья все время выглядел счастливым и постоянно повторял Харе Кришна. Как правило, его можно было видеть смотрящим на Кришну в храме или посещающим раннюю утреннюю службу в самадхи Шрилы Прабхупады. Обычно он повторял мантру гаятри в алтарной, сидя перед Божествами, которым верно служил столько лет. Он сосредоточенно созерцал прекрасные формы Радхи-Шьямасундары, в то время как слезы лились по его щекам.