Вибху Чайтанья дас

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Духовный мир в маленькой комнатке

Вибху Чайтанья раздавал чаранамриту в храме с глубокой любовью и преданностью в течение десяти лет, но затем его ноги совсем перестали слушаться и он не смог продолжать делать даже это простое служение. Его здоровье ухудшилось настолько, что он не мог больше приходить в алтарную комнату. Последующие несколько лет он оставался в выделенной ему небольшой комнате № 5 на первом этаже обратной стороны дома для гостей Кришна-Баларама мандира.

Он мог бы попросить кого-нибудь выносить его на даршан, но был настолько смиренным, что не хотел никого беспокоить. Вплоть до самого ухода он не принимал ни от кого никакого служения. Считая себя недостойным, он очень не любил, когда кто-нибудь пытался чем-то послужить ему.

Не в состоянии самостоятельно ходить, он посещал храм, возможно, раз в несколько месяцев, лишь по особым праздникам, таким как Радхаштами. Однако он превратил свою комнату в замечательный храм. У изголовья постели Вибху Чайтанья сделал небольшой алтарь. По всей комнате он развесил изображения Шрилы Прабхупады, Гауры-Нитая, Кришны-Баларамы и Радхи-Шьямасундары. Украшенная изображениями Божеств и цветочными гирляндами, его комната словно превратилась в особую кунджу — место не этого, но духовного мира. За пределами алтарной комната Вибху Чайтаньи, по-видимому, была самым трансцендентным и удивительным местом во всем храмовом комплексе.

К нему в комнату из храма был проведен громкоговоритель, и он мог слушать все киртаны и арати, проходящие в алтарной. Это давало ему ощущение, что он все еще с Божествами.

В этой духовной атмосфере Вибху Чайтанья посвятил остаток дней повторению святого имени. Он едва ли вообще спал, все свое время посвящая повторению Харе Кришна. Большую часть ночи он, нанизывая цветы, делал гирлянды для украшения своего храма в комнате. В остальное время он повторял святое имя на четках, слушал пение святого имени, транслируемое из храма, или записи на кассетах и поклонялся изображениям того самого Кришны, которому он так долго служил в храме.

Вибху Чайтанья не мог выйти за пределы своей комнаты, но преданные сами шли к нему непрерывным потоком, чтобы получить его общение и благословение. Хотя болезнь очень сильно повлияла на его физическое тело, духовно он сиял.

Каждый раз, когда к нему приходил кто-то из преданных, он предлагал ему свои поклоны. С глубоким чувством, проникнутым сердечным отношением сознания слуги слуги, Вибху Чайтанья в поклоне выражал свое почтение преданным. Когда преданный поднимался с пола после ответного поклона, то неизменно обнаруживал Вибху Чайтанью, который все еще продолжал лежать на полу, предлагая поклоны. Так случалось всякий раз.

Вибху Чайтанья никогда никого не осуждал. Единственное, что можно было от него услышать о других преданных: ванча-калпа-тарубхьяш ча. Всегда желающий прославлять других, он совсем не хотел говорить о себе. Практически никто из преданных ничего не знал о его прошлом до прихода в храм Кришны-Баларамы. Когда его расспрашивали об этом, он лишь улыбался и отмахивался от всех вопросов. Таково было его смирение.

Всегда с радостью приветствующий посетителей, он покорял их своей сверкающей улыбкой, ясными глазами и духовной чистотой. Как скромный слуга, он настойчиво служил своим посетителям. Каждому он уделял особое внимание теплым приемом, хотя даже не мог говорить по-английски.

Когда к нему приходили посетители, он заботливо беспокоился, удобно ли им сидеть, и заваливал их подарками. В месяц картика многие преданные посещают Вриндаван. Вибху Чайтанья подготовил подарки для своих духовных братьев и сестер, а также других преданных: металлические чашки и ложки (очень полезные во Вриндаване) и также другие небольшие вещи. В его комнате всегда был маха-прасад — сладости и мишри (кусочки кристаллизованного сахара), посыпанные листочками священной туласи, — и все, кто бывал у него, не уходили без угощения.

Однажды в месяц картика Хари Шаури прабху, который не видел Вибху Чайтанью уже много лет, приехал в Кришна-Баларама мандир на пару дней, чтобы посетить фестиваль на годовщину ухода Шрилы Прабхупады. Его жена Ситала приезжала во Вриндаван несколькими неделями ранее и рассказала ему о том, как, прежде чем вернуться в Майяпур, посетила Вибху Чайтанью. Впечатленная общением с ним, она убедила супруга зайти к нему в комнату и просто побыть рядом хотя бы несколько минут. Приняв уместный совет, Хари Шаури отправился в комнату Вибху Чайтаньи. Вибху Чайтанья был очень счастлив его видеть. Несмотря на то что ему было трудно передвигаться, он радостно улыбался, много раз восклицая: «Харе Кришна!». Он встал, схватил Хари Шаури за руки и настойчиво усадил в свое кресло. Его прикосновение — сильное и твердое — было такое же непоколебимое, как и его сознание Кришны.

Хотя они проговорили лишь несколько минут, в действительности это был самый длинный разговор, какой у них когда-либо состоялся. Один из бенгальских мальчиков, которого попросили заботиться о Вибху Чайтанье, переводил их беседу.

Конечно же, Вибху Чайтанья осыпал Хари Шаури множеством подарков: подарил новую сумку через плечо, несколько новых чашечек из нержавеющей стали, кусочки мишри, а также публикуемые храмом журналы. Но самый лучший его подарок — воспоминания о себе.

Маханидхи Свами, постоянно живущий во Вриндаване с 1987 года, часто упоминал Вибху Чайтанью в своих лекциях как пример чистого, смиренного преданного. Субхага Свами, которого Вибху Чайтанья когда-то первого встретил во Вриндаване, говорил своим ученикам, что «Вибху Чайтанья отправляется обратно к Богу, это его последняя жизнь». Махараджа наказал ученикам служить Вибху Чайтанье и учиться у него. Те, кто хорошо знал Вибху Чайтанью, никогда не упускали возможности посетить его и взять пыль с его лотосоподобных стоп. Находиться рядом с ним было все равно что находиться в духовном мире.