Празднование Дивали и Говардхана-пуджи (Аннакуты)

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

67-10 На следующий (в оригинале в «последний» last) день после Дивали вайшнавы отмечают праздник Аннакута. Этот праздник напоминает о том дне, когда Господь Кришна поднял гору, а Мадхавендра Пури построил храм для Гопала. (ПШП Прадьюмне, 17 октября 1967)

68-10 Праздник Дивали можно отмечать в храме, зажигая сотни свечей во всех помещениях храма и предлагая Божеству особый прасад. Эта церемония была проведена жителями Айодхьи, столицы Господа Рамачандры, когда Господь Рамачандра находился вдали от Своего царства, изгнанный на 14 лет Своим отцом. Его младший единокровный брат Бхарата принял на себя управление государством, а день, когда Господь Рамачандра вернулся к управлению и снова воссел на трон, отмечается как праздник Дивали. В этом заключается изначальный смысл Дивали. Слово «дивали» означает то же самое. Дипа означает «свеча», а вали означает «многочисленные». Когда зажигается множество свечей, это называется Дивали. В Индии Дивали устраивают по разным особым благоприятным поводам. Этот праздник Дивали должен отмечаться 21 октября, а прасад нужно раздавать 22 октября, днем, и это называется Говардхана-пуджа и церемония Аннакута. В Индии, во всех вайшнавских храмах проводится такая церемония, и сотням людей раздают прасад, соответственно возможностям храма. Я понял, что в прошлом году в храме проводилась церемония Дивали, и пожертвований набралось 130 долларов. (ПШП Хамсадуте, 10 октября 1968)

69-07 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 2 июля 1969, к которому ты приложил свои четки. Я начитал их и дал тебе имя Гирираджа. Гирираджа — это имя холма Говардхан, на котором Кришна обычно пас Своих коров. Во Вриндаване Холму Говардхану поклоняются как проявлению Кришны. Я очень рад, что ты насладился каплей духовного блаженства, даруемого сознанием Кришны. (ПШП Гирирадже, 5 июля 1969)

71-10 Да, Говардхана-пуджа — это авторитетная церемония, но в твоей стране такие вещи делать невозможно. Нужно довольно много места, чтобы [сложить и] украсить гору из риса. И когда мы предлагаем такую гору риса, нужно делать и другие подношения — гору чапати и других блюд. Это огромное дело. В Индии практически во всех вайшнавских храмах проводится такая церемония, и на нее тратятся огромные средства, прасад раздают тысячам людей, и все собираются, чтобы получить хотя бы немного. Если ты можешь ввести празднование Говардхана-пуджи, я не возражаю, но это потребует огромных усилий, хорошей организации и, кроме того, больших денег. Однако сам праздник авторитетен. (ПШП Дамодаре, 3 октября 1971)