Пропаганда в прессе

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

UUi6dhg048Y67-09 Сим уведомляю, что получил твое письмо, а также копию твоего письма газетчикам. Да, сейчас ты должен позаботиться о том, чтобы люди не пришли к ошибочному заключению, что мы представляем собой второе издание движения хиппи. Что было, то было. Теперь же мы должны работать солидно, чтобы привлечь внимание важных людей, и постараться дать им понять, что это Движение предназначено для того, чтобы самым научным и авторитетным образом пробуждать дремлющее в людях сознание Кришны. Я полностью поддерживаю твою мысль относительно метода проповеди. У нас нет недостатка в философии; по милости Кришны, у нас найдется что ответить на любой вопрос. Не нужно останавливать вопрошающих догматическими утверждениями, как это делалось вначале. Я полностью на тебя надеюсь, потому что ты образован и в совершенстве понял философию. Ты должен постараться выпустить еще одну газетную статью, в которой объяснялось бы истинное положение нашего Движения. (ПШП Джанардане, 30 сентября 1967)

67-12 Меня обрадовал рассказ Гаргамуни о том, что ты отказался поставить меня в статье «Нью-Йорк Таймз» в один ряд с так называемыми свами и йогами. Наша позиция полностью отличается от их позиции: мы не обманутые и не обманщики. Мы истинные представители Кришны, Который является другом всех живых существ. Мы должны играть свою роль независимо, полагаясь только на веру в Кришну и Его достойного представителя. (ПШП Брахмананде, 21 декабря 1967)

68-02 В этой связи хочу попросить тебя достать экземпляр журнала «Иллюстрэйтед Уикли оф Таймз оф Индия» от 21 января 1968 и почитать на стр. 38, как развивается наше Движение. В этой стране многие периодические издания, особенно журнал «Лайф», «Таймз оф Индия», «Сан-Франциско Кроникл» и множество мелких газет напечатали статьи о нашем Движении. Мэры крупных городов, полицейские чиновники ценят и одобряют наше Движение. Бывший посол Индии, ныне Губернатор Ассама, Шри Б.К. Неру также очень одобрил нашу деятельность. (ПШП Харе-Кришне-джи, 1 февраля 1968)

68-02 Мой тебе совет: продолжай придерживаться той же линии, что сейчас, и это само по себе поможет тебе продвигать твое дело сознания Кришны. Да, это будет большое благо, если ты сможешь повторять по целому лакху имен ежедневно, и читать писания. Это прекрасная для тебя возможность выучить все стихи Шримад-Бхагаватам, как ты это начинал делать в Сан-Франциско. Это будет хорошо. Когда намачарья Харидас Тхакур попал в тюрьму, он сказал заключенным: «О, как вам повезло, что вы можете сидеть и повторять святые имена, и майя не отвлекает вас прелестями внешнего мира!» Ты должен размышлять примерно так же и воспользоваться временем своего заключения как величайшей возможностью духовного прогресса. Заметь, что обратная сторона этой страницы появилась в очень популярном журнале «Нью-йоркер», и хотя они повторяют «Харе Кришна» в насмешку, это роли не играет. Поскольку они произносят «Харе Кришна», это успех нашей миссии. Люди Кази разогнали группы киртана, созданные Господом, и некоторые из них, глумясь, выкрикивали «Харе Кришна», а после они не могли удержать свои языки, которые продолжали и продолжали произносить «Харе Кришна». Наши языки должны стать такими же, чтобы мы не могли остановиться и все пели и пели бы славу Господу. Мы учимся этому, и настанет день, когда так оно и будет. (ПШП Упендре, 5 февраля 1968)

68-02 Все вырезки из газет и важные публикации о нашем Обществе, особенно «Обратно к Богу» нужно регулярно высылать на указанный адрес. Тот преданный будет использовать их для поддержания нашего центра в Индии. Пожалуйста, сделай в этой связи все необходимое. (ПШП Балаи, 19 февраля 1968)

68-11 По поводу вызова, который брошен нам в «Интернэшнл Таймз»: мне было печально читать письмо мошенника, который называет себя Свами Гитанандой, ведь из его письма видно, что он, во-первых, не является Свами, а во-вторых, никогда не читал Бхагавад-гиты. В своей наглости этот негодяй доходит до того, что называет реку Ямуну «метафизической для низшего сознания», тогда как река Ямуна течет себе преспокойно по всей северной Индии. Он называет себя йогом, но ему неизвестно, что наилучший из йогов — это преданный Господа Кришны. Нам много есть чего сказать этому негодяю, чтобы преподать ему хороший урок, но продолжая такую переписку, мы будем рекламировать этого мошенника. Мукунда уже выразил этому негодяю протест, и теперь мы должны продолжить свою позитивную деятельность. Всегда найдется кто-нибудь, кто будет искать в нас недостатки, вся история человечества состоит из этого, но нужно исполнять свои предписанные обязанности. (ПШП Ямуне, Мукунде и Шьямасундаре, 8 ноября 1968)

69-02 Ты будешь рад узнать, что в Лондоне у наших ребят все хорошо, и в какой-то газете в Сан-Франциско была опубликована статья под заголовком «Воспевание Кришны приводит Лондон в изумление». Так что ты тоже можешь привести Германию в изумление воспеванием Кришны. Это должно стать нашей главной программой, а издание «Обратно к Богу» — это еще более масштабное воспевание. Твою мридангу слышно в пределах храма, но издавая «Обратно к Богу» ты воспеваешь Кришну во всех странах, говорящих на немецком языке. Так что и мриданга, и «Обратно к Богу» — это наша жизнь. (ПШП Кришна-дасу, 13 февраля 1969)

69-05 Спасибо вам большое за то, что послали мне плакат с изображением м-ра Гинзберга и меня. Сделано отлично. С этого времени и впредь вести киртан буду я. Сначала буду петь я, а затем преданные будут повторять, как обычно. А м-р Гинзберг тоже будет среди преданных, и присутствующих мы попросим отвечать вместе с ним. Так киртан будет продолжаться, как минимум, полчаса. Для наших людей я хочу четыре мриданги и двенадцать пар каратал, то есть, ручных тарелочек. Если Киртанананда сможет вести мелодию на фисгармонии, это будет хорошо. Если кто-то сможет играть на тамборе, это будет еще лучше. Но они должны играть ритмично. Итак, я не знаю, сколько там преданных, сколько мриданг, но понадобятся нам четыре мриданги. Если людей или мриданг не хватает, вы должны позвонить в Нью-Йорк и в Буффало и попросить помощи. Недавно я делал запись в Лос-Анджелесе и понял, что научить наших людей играть в ритме не так уж трудно. Просто найди шестнадцать человек: четыре мриданги, фисгармония, тамбора, остальные на караталах. Если мы сможем исполнить киртан, как на последней записи, это будет чудесно. Вывод такой: вы должны сделать все необходимые приготовления к тому времени, на которое назначена объявленная встреча. (ПШП Хаягриве и Прадьюмне, 3 мая 1969)

69-07 Я рад, что подготовка к Ратха-ятре идет хорошо, как и в вашей стране, особенно в Сан-Франциско, Бостоне, Буффало и Нью-Йорке. Там тоже готовятся отлично. Скорее всего, в Бостоне все будет ничуть не хуже, чем в Сан-Франциско. В Сан-Франциско сделана прекрасная реклама, ожидается большой наплыв людей. Я еду туда 26 июля. Надеюсь, ты пошлешь мне фотографии своего всемирно известного шествия. Все фотографии с подробностями шли Брахмананде для публикации в «Обратно к Богу». Если можно, пригласи каких-нибудь представителей индийской прессы, чтобы они написали в индийские газеты о том, как американцы и европейцы принимают ведическую культуру. (ПШП Шьямасундаре, 15 июля 1969)

69-09 Я понимаю, что Кришна вдохновляет тебя развивать детройтский центр, ведь ты пишешь, что в крупнейшей газете Детройта будет напечатана большая статья, и что ты уже договорился о проведении двух университетских курсов. Это очень вдохновляющие вести. Пожалуйста, перешли мне экземпляр статьи, когда она будет напечатана. (ПШП Джагадише, 7 сентября 1969)

70-02 Я видел список распространения записей «Харе Кришна», и удивлен, что одна только Германия взяла 57000 экземпляров. Следовательно, мы должны немедленно открыть в Германии еще несколько отделений. Кришна-дас тоже написал мне о таких перспективах, и я попросил Хамсадуту отправиться для этого в Германию через Лондон, и написал об этом Тамале. Для тебя же, я думаю, пропаганда через газеты — наилучшее занятие, а Гурудас пусть помогает тебе. (ПШП Шьямасундаре, 10 февраля 1970)

70-03 Твоя статья о солнечном затмении, опубликованная в газете колледжа, очень хороша. Если мы будем строго придерживаться своего принципа, тогда, разумеется, очень скоро нас признают как авторитетную организацию. Да и кто же может предоставить духовное знание лучшее, чем то, что даем мы? (ПШП Сатсварупе, 13 марта 1970)

70-04 Газета очень вдохновляет. Они столько места выделили под нас. Хотя некоторые цитаты не совсем верны, все равно, это очень хорошая реклама. (ПШП Ваманадеве, 2 апреля 1970)

70-04 Вчера я получил одну газету, «Дэйли Калифорния», в которой опубликована вся моя переписка с д-ром Стаалем, это очень занимательно. Сможем ли мы опубликовать маленькую брошюру под названием «Движение сознания Кришны — подлинный ведический путь. Убедительная дискуссия между А.Ч. Бхактиведантой Свами, Ачарьей Международного общества сознания Кришны, и д-ром Дж.Ф. Стаалем, Профессором философии и южно-азиатских языков Университета Калифорнии в Беркли». Эта брошюра поможет нам, проповедуя, убеждать людей в том, что мы ничего не выдумали нового под названием сознания Кришны. Любой, кто прочтет эту переписку, сразу же убедится в том, что мы представляем авторитет. В вашей стране люди пока что уверены в том, что наше Движение — это просто переиздание движения хиппи. Думаю, опубликование такой брошюры и самое широкое ее распространение, особенно среди образованных людей, бизнесменов и руководителей фондов, будет весьма полезно. Обдумай это и сообщи мне о своем решении. Прилагаю экземпляр газеты, чтобы ты мог ознакомиться со статьей. (ПШП Брахмананде, 14 апреля 1970)

71-01 То, что твоя «Телевизионная мини-проповедь» имела успех, тоже хорошая новость. Это еще раз указывает на то, что множество людей будут привлечены нашими книгами, такими, как «Кришна», если представить их должным образом. Проповедь нужно вести именно так. Средства массовой информации могут стать весьма важным инструментом распространения Движения сознания Кришны, и я рад, что ты ищешь способов сделать это. (ПШП Наянабхираме, 9 января 1971)

71-02 Хорошо, что Чандравали поручено информировать публику о нашей деятельности. Это очень важная работа. Главное, о чем мы должны заботиться при развитии наших центров, это чтобы Движение сознания Кришны было привлекательным для людей в том или ином плане. (ПШП Читсукхананде, 21 февраля 1971)

72-04 Что касается вашего интервью в «Таймз оф Индия», он, конечно, поймал вас на одном-двух вопросах, на которые вы не смогли ответить. Мы всегда должны очень терпеливо отвечать на вопросы этих газетчиков. Отвечать на них очень легко, и множество людей увидят и услышат ответ. Например, на вопрос о нищете вы должны были сказать, что некоторые люди обречены страдать от нищеты своей кармой. Сказано, что хорошие родители — не гарантия хороших детей, лекарство — не гарантия исцеления, корабль — не гарантия спасения тонущего человека. Все эти меры и средства не помогут, если человека не защищает Кришна. Поэтому в вашей стране молодые люди превращаются в нищих хиппи, хотя у них могут быть богатые родители, так что здесь или там, разницы нет: нищета должна существовать по законам природы, потому что люди забыли Кришну. Из-за этого они вынуждены переживать сменяющие друг друга нищету и так называемое изобилие, как если бы их периодически топили в воде, а потом вытаскивали, давали передохнуть и снова топили. И они думают, что это жизнь. (ПШП Тамала-Кришне и Джаяпатаке, 2 апреля 1972)

72-07 Что касается моих работ, избегайте их публикации в желтой прессе. Эти так называемые индусы обычно бывают имперсоналистами. И мы не хотим иметь с ними ничего общего. Нам лучше придерживаться собственного стандарта, и тогда все они неизбежно придут к нам, чтобы узнать у нас, кто такой Бог. Попытайся [поработать] с ежедневными газетами. Если «Таймз оф Индия», «Навбхарат», какая-нибудь из этих ежедневных газет согласится, я буду регулярно посылать по одной шлоке из Бхагавад-гиты, и каждую из них прокомментирую. (ПШП Гирирадже, 22 июля 1972)

72-09 Я очень внимательно прочитал все газетные вырезки и листовки и очень доволен тем, как мы противостоим поношению со стороны наших врагов. Ответ Шримана Субала-даса, снабженный ссылками на соответствующие шастры, просто великолепен. Он привел цитаты из Бхагавад-гиты, Шримад-Бхагаватам, «Нектара преданности» и «Учения Господа Чайтаньи», и это очень хорошо. (ПШП Тамала-Кришне, 7 сентября 1972)

74-12 Сим уведомляю, что получил твое письмо без даты и приложенные к нему газетные вырезки и фотографии, и очень тебе благодарен. Думаю, что статья о распространении книг в аэропортах — это косвенная реклама. Люди узнают о нашем Движении и о наших книгах. Здесь, в Бомбее на нас тоже жалуются, что мы нарушаем общественный порядок. Что поделаешь? Автор статьи называет нас КРИШНАитами. Он повторяет это снова и снова. Он не знает, что тем самым он повторяет святое имя и тоже получает благо. Как во времена Господа Чайтаньи мусульмане смеялись над преданными, что они повторяют «Харе Кришна». Один начальник сказал своему подчиненному: «Ну, ладно, они распевают, но ты-то зачем делаешь это?» И тот вынужден был признать, что тоже распевает, и не может понять, как это происходит. Так что, написав такую статью, этот человек тоже повторял «Харе Кришна». (ПШП Говинда-дасу, 6 декабря 1974)

75-10 Нам нужна реклама в крупнейших индийских газетах. Будьте любезны прислать мне соответствующие договорные цены на рекламу, в то же время [имея в виду, что] наше Общество является благотворительной религиозной организацией, пропагандирующей сознание Бога по всему миру. Как только Вы ответите, мы можем начать рекламу на всю полосу в ваших ежедневных газетах. (ПШП в «Амрита-Патрика Ньюзпэйпер», Калькутта, отдел рекламы; «Хинду Ньюзпэйпер», Мадрас, Индия; «Стэйтсмэн», Калькутта, Индия; «Таймз оф Индия», Нью-Дели, Индия, 25 октября 1975)

76-05 По поводу происшествия с двумя юношами, убитыми, как будто, взрывом: весьма печально, что газеты представили дело так, что это устроили преданные «Харе Кришна». Конечно, любой может повторять «Харе Кришна», мы выходим на улицы и поем, и другие могут нам подражать. Однако, в наших документах нигде не говорится, что наша организация использует такие методы или ставит перед собой такие цели. Наша цель состоит в том, чтобы пробудить людей всего мира к сознанию Кришны, к сознанию Бога, посредством пения святых имен Бога. Мы напечатали так много книг, объясняющих наши взгляды, почему же теперь мы должны сидеть сложа руки и смотреть, как пресса самым бесчестным образом использует это прискорбное происшествие как повод, чтобы очернить Движение «Харе Кришна». В любом случае, никакое движение нельзя оценивать по действиям отдельных его членов, а эти люди вообще не из нашего лагеря, но пресса все же сочла возможным осветить все эти факты нечестно. Мы должны потребовать от прессы, по меньшей мере, такого же времени, чтобы прояснить всю ситуацию, а если нужно, мы и в суд подадим на такую газету, чтобы восстановить справедливость. В наши цели вовсе не входит подкладывать бомбы куда бы то ни было. Это то же самое, что желать взорвать скотобойню, как будто это оплот мясоедения. Подобная мера не заставит людей прекратить бессмысленное убийство животных. Только если обучить людей науке сознания Кришны, в них сами собой разовьются все хорошие качества: йасйасти бхактир бхагаватй акинчана, сарваир гунаис татра самасте сурах. А непреданные не имеют никаких хороших качеств, даже если они вегетарианцы. Харав абхактасйа куто махад-гуна, маноратхенасати дхавато бахих. Поэтому в подобных обстоятельствах мы должны четко обозначать свои цели и не сидеть сложа руки. Мы должны очень смело проповедовать, где только позволяет ситуация. (ПШП Яшоматинандана-дасу, 26 мая 1976)

76-05 Наша религия — это не трансцендентный отдых время от времени. Мы живем в Боге. Конечно, во всех этих газетных репортажах присутствует «Харе Кришна», к этому я стремлюсь, я хочу, чтобы так или иначе сотни и тысячи людей пели «Харе Кришна». Они изо всех сил старались убежать от Бога, а мы стараемся сделать так, чтобы они Его приняли. Борьба будет острой, потому что раньше нас считали просто хиппи, но теперь вышли наши книги и стало ясно, что мы пришли, чтобы остаться. Профессора пишут книги типа «Харе Кришна и контр-культура». То есть, теперь они начинают понимать, что кришнаиты пришли надолго, навсегда. И нам начинают завидовать, что мы в такое короткое время добились такой широкой известности. Пусть эти глупцы и негодяи не пугают тебя, просто продолжай со всей искренностью свое служение, и Кришна спасет тебя. (ПШП Балаванта-дасу, 29 мая 1976)

76-06 Эту г-жу Кочар, на нее нужно немедленно подать в суд. Религия «Харе Кришна» авторитетна, почему она заявляет обратное? Она должна публично опровергнуть такое свое заявление. Такова ведическая культура. У нас есть множество писем от профессоров, родителей, других свами, о нас говорится даже в Британской Энциклопедии. Все Гаудия-Матхи и Госвами-вайшнавы будут за нас в этой борьбе. К этому нужно подойти со всей серьезностью. Она должна быть снята с должности, и на ее место должны поставить ответственного человека. Поэтому я хотел бы, чтобы встреча с Баджаджем состоялась. Нам столько предстоит сделать в Индии! Посылаю тебе копии некоторых писем. (ПШП Гопала-Кришне, 24 июня 1976)

76-09 Да, если против ИСККОН делают грубое или лживое заявление, мы должны подавать на обидчиков в суд за клевету. (ПШП Джаяпатаке, 28 сентября 1976)

76-11 Да, мы должны воспользоваться этой возможностью проповеди. Я это вижу так, что они, так или иначе, повторяют «Харе Кришна». Неважно, критикуют они или прославляют. Статья из студенческой газеты, которую ты прислал, может помочь нашей контр-пропаганде. (ПШП Рупануге, 8 ноября 1976)

76-11 Я изучил все вырезки и письма в нашу защиту. Все очень хорошо. Это очень важно. По милости Кришны, благодаря этому кажущемуся поражению, теперь Движение приобретет куда большую популярность. Порой такая тактика применяется в военном деле. Временное отступление, а затем новое наступление с бoльшими, чем раньше, силами. Можешь посоветоваться с Тамала-Кришной и Рамешварой, и если будут какие-то непредвиденные судебные расходы, можно взять заем в ББТ. На эти цели мы должны тратить деньги. (ПШП Ади-Кешаве, 24 ноября 1976)

76-11 Сегодня я получил декабрьский выпуск «Обратно к Богу». Интервью лондонского репортера очень важно. Его можно представлять в судах. Там содержится 95% доказательств, которые нам нужны, чтобы доказать, что сознание Кришны подлинно. Это не какая-то религия или вера, это истинная наука. Каждому предстоит сменить тело. Независимо от его так называемой веры. Христиане так же сменят тело, как и индусы. Это наука. Есть такая бенгальская история. Глухой звал свою жену. Та отвечала: «Иду!» Но он не слышал ее и думал: «Она глухая». На самом деле глухим был он сам, но винил в глухоте ее. Подобным образом, у этих людей мозги промыты, а они обвиняют нас, что мозги промыты у нас. Вот это мы и должны доказать. У нас настоящая наука. Это нужно проповедовать и доказывать в судах. Используй эту статью как доказательство и, воспользовавшись помощью хорошего адвоката, докажи, что сознание Кришны — это истинная наука, а у всех остальных промыты мозги. (ПШП Рамешваре, 24 ноября 1976)

76-12 Маре кршна ракхе ке, ракхе кршна маре ке. Если Кришна защищает, кто сможет убить? А если Кришна убивает, кто сможет защитить? Мы искренне служим, так что Кришна полностью защитит нас. Кто может нас убить? Вот эта земля в Бомбее — там предпринимались такие сильные попытки убить нас. Теперь мы владеем этой громадной недвижимостью. Нас почти что выгнали оттуда, а сейчас мы богатейшие люди. В Бомбее ни у кого нет такой недвижимости. [Создать] общество друзей в защиту Движения «Харе Кришна» — хорошее предложение. Побуди их так и поступить. Это будет великий успех. Если такие люди организованно выступят за то, что Движение «Харе Кришна» подлинно, это будет очень и очень серьезный успех. Попытайся сделать это. Все ученые, которые написали письма-подтверждения, могут войти в это общество. Хорошо, если оно будет создано. Наши ученые, студенты, такие как Сварупа-Дамодара и другие, могут принять участие в формировании этого общества. Его надо организовать. Это отличное предложение. Всеми способами постарайся это сделать.
То, что ты собираешь хорошие отклики от индийского землячества, хорошо. Этот Чандра Свами сказал: «В Америке нет никого, кто мог бы обратить христиан в индусов, за исключением Движения “Харе Кришна”». Это означает, что его поддержка истинна, он по-настоящему ценит нас. Да, общаться с такими людьми опасно, ты должен об этом помнить. Но если помощь от таких людей приходит, и это полезно для нас, мы не должны ее упускать. Однако ты должен быть очень осторожен. Если он сможет устроить нашу встречу с Картером, нужно воспользоваться этой возможностью. Если мы сможем изложить ему нашу философию, это будет очень хорошо. Надеемся мы единственно на то, что Кришна на нашей стороне. И все же мы должны прилагать усилия, чтобы дело двигалось. Мы хотим, чтобы имя Кришны приобрело широчайшую известность в западном мире, прямо или косвенно. Неважно, воспевают они Кришну или критикуют, они все равно очищаются. Любопытно: они помогают нам продавать наши книги. Они любопытствуют: «Ну-ка, посмотрим, что там за чепуха написана». Здорово, что Кришна теперь появляется на первой полосе «Нью-Йорк Таймз». Да, будь уверен: Кришна благословит тебя достаточной силой, чтобы сражаться с этими демонами. (ПШП Ади-Кешаве, 26 декабря 1976)