Письма Шрилы Прабхупады

Важность ОКБ

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

1. Важность ОКБ56-11 Письмо Президенту,
Его превосходительству д-ру Раджендре Прасаду
Президенту Индийского Союза
Раштрапати-Бхаван, Нью-Дели
(Через его личного секретаря Шри Вишванатху Варму)
Да будет ваша честь довольна.
Милостиво примите мой смиренный поклон. С незапамятных времен идет в Индии традиция, согласно которой каждый гражданин может обратиться к царю, чтобы высказать свою жалобу и просить удовлетворения, и царь обязан очень милостиво рассмотреть его дело и оказать ему необходимую помощь, вынеся свой царский вердикт. В настоящее время Ваше превосходительство, по воле и по милости Господа, занимает положение царя, и я, как истинный вайшнав, должен считать Ваше превосходительство представителем Верховного Господа Шри Кришны, как Он Сам о том говорит на страницах Бхагавадгиты. Поэтому я осмеливаюсь предложить вниманию Вашей чести нижеследующие строки, с тем, чтобы Вы, милостиво рассмотрев суть дела, в чистом сознании приняли соответствующее решение.
Ваше превосходительство является по своему положению представителем Шри Кришны, и я надеюсь, что Шри Кришна подскажет Вам изнутри все, что нужно, относительно моего духовного служения Ему. Сим я осмеливаюсь утверждать, что по милости Шри Кришны, через Его олицетворенную милость — моего духовного учителя, я совершенно отчетливо осознал, что возвращение домой, к Богу есть величайшая привилегия человека и высшее совершенство человеческой жизни.
К несчастью, современная человеческая цивилизация очень увлечена красотой апара-пракрити, иллюзорной материальной природы, а потому одолеваема демоническими склонностями, каковые превращают ее саму в демоническую, что проявляется в том, как удовлетворяются в ней чувства. Эта тенденция опасна и вредна для истинного прогресса жизни. Цель жизни должна состоять в том, чтобы совершать искренние усилия, направленные на возвращение к Богу, однако, в противоположность этому, обнаруживается тенденция возвращения в ад или в эволюционный цикл животных форм жизни, как это описывается в 16-й главе Бхагавадгиты.
Поэтому прошу Вас, спасите людей от этого величайшего падения. Хотите верьте, хотите нет, но я владею секретом, как вернуться к Богу сразу же по оставлении этого материального тела, и для того, чтобы увести за собой всех своих современников, женщин и мужчин, я основал журнал «Обратно к Богу», как одно из транспортных средств на этом пути. Пожалуйста, не считайте меня каким-то феноменом или сумасшедшим, когда я утверждаю, что оставив это тело вернусь к Богу! Это возможно для всех и каждого.
В Бхагавадгите ясно сказано, что любой, будь то неприкасаемый, падшая женщина, рабочий или человек, считающий каждую рупию, анну или пайсу, может достичь запредельной цели жизни, если примет сам принцип, то есть, признает Шри Кришну Верховной Личностью, Богом. И если это возможно даже для таких людей, то что же говорить о возвращении к Богу благочестивых брахманов и царей-преданных? Следовательно, воспользоваться этим принципом возвращения к Богу, чтобы освободиться из этого бренного мира скорбей, может любой.
Этот факт подтверждается Чайтаньей Махапрабху, самым великодушным воплощением Шри Кришны, на практике показавшим суть Бхагавадгиты. Шри Кришна Чайтанья лично сделал путь возвращения к Богу таким легким, что даже обычный мирянин может переплыть океан религиозности, хоть он и населен столь многими опасными животными, готовыми пожрать падшего человека в глубинах вод. Я лишь принял простой метод Шри Чайтаньи Махапрабху, поскольку он подходит для большинства современных людей. Поэтому я ощущаю уверенность в возможности возвращения к Богу так же, как вставая из-за стола после обеда не испытываю ни тени сомнения в том, что совершенно насытился. Это чувство является сопутствующим обстоятельством великой науки преданного служения в авторитетной школе Шри Чайтаньи Махапрабху.
Вследствие этого я, естественно, горю желанием поделиться секретом своего успеха со всеми мужчинами и женщинами в мире, и теперь ищу поддержки и помощи Вашего превосходительства в этой своей попытке духовного служения. При сем прилагаю 12 экземпляров журнала «Обратно к Богу» для Вашего ознакомления. Прочтите их, если можно, и, я уверен, Ваша честь правильно поймет мою настойчивость. Если же это трудно, тогда, может быть, Ваше превосходительство найдет возможным проглядеть хотя бы заголовки, и я уверен, что это так же даст Вашему превосходительству представление о причине моей настойчивости.
Чтобы распространить на весь мир это важнейшее служение человечеству, необходимо, чтобы Ваше превосходительство протянул руку помощи, поскольку Ваша честь обладает и личными качествами, необходимыми для этого. Хотя этот метод настолько прост, что принять его могут все, в одном письме я не могу написать все, что хотел бы сказать Вашей чести. Поэтому я прошу Вашу честь дать мне возможность встретиться с Вами. Когда Ваше превосходительство лично увидит мои документы и программу, поймет мои честные намерения, я уверен, что Ваше превосходительство захочет сотрудничать со мной. Предстоит огромная работа, поскольку речь идет о духовном достоянии Индии, и, думаю, правительство может подойти к этому делу научно, ради блага всех людей. Специфика индийской культуры требует наличия министерства духовной культуры, которое занималось бы сохранением великой культуры Бхаратаварши. В настоящее время я — глас вопиющего в пустыне. Пожалуйста, помогите мне в этом благородном деле и обязанности.
Заранее благодарен Вам за скорый ответ, остаюсь Ваш в служении Богу,
А.Ч.Бхактиведанта (ПШП Президенту Индийского Союза, 21 ноября 1956)

67-01 Я получил твое письмо от 26-го числа текущего месяца. Я одобряю твое предложение по служению и то, что ты пошел на эту работу. Дело не только в том, что твой заработок будет большим подспорьем Обществу, но это так же хорошая возможность поучиться тому, как организовать наш журнал «Обратно к Богу». Этот журнал «Обратно к Богу» всегда будет становым хребтом нашего Общества, потому что чем популярнее становится журнал, тем популярнее становится наше Общество. Итак, твои усилия сейчас должны быть направлены на то, чтобы улучшить качество бумаги, чтобы журнал читали все респектабельные люди. В будущем мы сможем делать издание и на французском. Если «Обратно к Богу» пойдет хорошо, тогда мы сможем сами выпускать все, что нам захочется, не дожидаясь согласия разных издательств. (ПШП Раяраме, 30 января 1967)

67-03 Мы должны публиковать свои книги возможно шире, потому что они упрочивают наше положение. «Обратно к Богу» должен стать душой нашего Общества. Пожалуйста, сообщи, какова твоя программа. (ПШП Раяраме, 30 января 1967)

67-08 Пожалуйста, обрати главное внимание на улучшение «Обратно к Богу», который является становым хребтом нашего Движения. (ПШП Раяраме, август 1967)

67-11 Пожалуйста, осторожно продолжайте вести дела с Компанией Макимиллана, которые Вы так хорошо начали. Имея публикации, мы сможем из одного центра, такого как Нью-Йорк или Сан-Франциско, проповедовать свою религию по всему миру. Давайте сделаем выпуск все более и более качественного «Обратно к Богу» регулярным и начнем печатать большие книги — Шримад-Бхагаватам, Чайтанья-чаритамриту и т.д. (ПШП Брахмананде, 11 ноября 1967)

67-11 Относительно «Обратно к Богу», я понял, что Раярама испытывает некоторые финансовые затруднения. Последний выпуск «Обратно к Богу» меня очень вдохновил. Этот стандарт надо поддерживать и повышать, чтобы в один прекрасный день наш журнал вышел на уровень таких изданий, как «Лайф», «Тайм» и т.д. Если ему не хватает денег, думаю, ты мог бы дать ему 500 долларов в долг, который он мог бы выплачивать по 100 долларов помесячно. (ПШП Брахмананде, 18 ноября 1967)

68-03 Ты должен сделать «Обратно к Богу» смыслом своей жизни. Работа над нашим журналом имеет первостепенную важность. Если ты не найдешь времени для других дел, я не буду возражать, но «Обратно к Богу» ты должен довести до уровня «Лайф» или «Иллюстрэйтед Уикли оф Индия». Я мечтаю об успехе нашего журнала, а ты действуй по своему разумению, чтобы этого успеха добиться. Я даю тебе все полномочия, как поверенному. Что касается обзора в «Обратно к Богу» политических новостей, то это предложение мне не очень нравится. Но если ты сможешь представить политику в духовном свете, как я это делал в некоторых своих статьях в изначальном журнале, описывая политический раскол в Индии и происшедшие из этого катастрофы [то это возможно]. Это требует очень четкого понимания ситуации в целом, и если ты осилишь такую задачу, это будет великим служением. Поэтому я хотел бы, чтобы существовала редакционная коллегия. К сожалению, тебе приходится все делать самому. Для этой работы, я думаю, тебе следует приглашать других преданных, кто помогал бы тебе. Так или иначе, «Обратно к Богу» должен развиваться, потому что это становой хребет нашего Общества.
Обдумай все и делай по мере возможности. Если потребуется, можешь прекратить все остальные занятия. Но людям нравятся твои лекции, и я надеюсь, ты продолжаешь их читать. Ты пока что перестань думать о Шримад-Бхагаватам, и мы еще обсудим наши планы, когда я увижу тебя в Нью-Йорке. Очень хорошо, что ты готовишь книгу о жизни Господа Чайтаньи. Было бы также здорово, если бы смог напечатать «Ишопанишад». Часть ее есть в изначальном «Обратно к Богу», а часть существует в виде рукописи. Что касается «Брахма-Самхиты», я в настоящее время над ней не работаю, но я думал о ней. Вернусь к этой работе несколько позже. (ПШП Раяраме, 23 марта 1968)

68-06 Мои благословения всегда с тобой. Ты очень искренний юноша, ты всегда стараешься изо всех сил служить Кришне, и по милости Его ты вполне соответствуешь этому занятию. Принимая во внимание все это, я и доверил тебе «Обратно к Богу». Ведь этот журнал знаменовал начало моей духовной жизни. Когда мой Гуру Махараджа уходил, его последнее наставление мне было: «Постарайся проповедовать все, чему ты научился от меня, на английском языке, и это будет благом для тебя и для тех, кто будет тебя слушать». Это наставление было мне дано в 1936 году, а в 1944 я начал издавать журнал. Будучи домохозяином, я сам печатал этот журнал и сам распространял его, почти бесплатно. Некоторые платили за подписку, другие нет. Но я старался изо всех сил за свой счет.
Ты читал старые статьи и понял, что я имел в виду, пожалуйста, старайся следовать этому принципу и улучшать качество журнала по своему разумению. Я предоставляю тебе полную свободу сделать так, чтобы журнал понравился обычным людям, не отступая при этом от наших принципов Сознания Кришны. И, как я уже не раз говорил тебе, я жду того дня, когда этот журнал займет свое место среди таких изданий как «Лайф» или другие подобные журналы, в смысле их популярности. Этот журнал был привезен в Америку из Индии с надеждой, что молодые американцы, такие, как ты, заинтересуются распространением возвышенного послания Сознания Кришны. (ПШП Раяраме, 12 июня 1968)

68-09 Можешь передать мою горячую благодарность Раяраме за его прекрасную статью «Эволюция. Не хватает Бога». Мы должны публиковать подобные статьи в «Обратно к Богу». Это очень поучительно и тронет не только меня, но многих других. Когда я летел в самолете, некоторые пассажиры читали его статью с большим интересом. Так что я надеюсь, Кришна дает Раяраме необходимый разум. Пусть он серьезно занимается улучшением внешнего вида и качества «Обратно к Богу», и я уверен, что в будущем мы завоюем такую же популярность, как мирские журналы: «Лайф», «Тайм» и другие. Это очень хорошо. (ПШП Брахмананде, 9 сентября 1968)

68-11 Я очень благодарен тебе за твои чувства; твое служение великолепно. Очень хорошо, что ты помогаешь издавать наш журнал «Обратно к Богу», когда я каждый месяц вижу новый выпуск журнала, я так рад читать его и видеть, какую прекрасную работу вы делаете! Читаю наш журнал, я постоянно думаю о тебе и Раяраме, и всех ваших помощниках и сотрудниках. Успех этого журнала очень и очень важен для нашей миссии. И вы с вашими сотрудниками делаете все очень хорошо. Кришна благословит вас. Пожалуйста, продолжайте. (ПШП Мадхусудане, 20 ноября 1968)

69-05 Посылаю с Чанданачарьей несколько старых номеров нашего «Обратно к Богу» для твой подшивки. Я хочу, чтобы все номера «Обратно к Богу» были переплетены в особые подшивки по годам. Так, чтобы получилась книга за 1966 год, за 1967 год, за 1968 год. Если можно, передайте эти книги с Брахманандой, когда он поедет ко мне в Новый Вриндаван. Я понял, что вы переплели два тома моего Шримад-Бхагаватам, но их мне посылать немедленно нет необходимости. Когда они мне понадобятся, я дам знать. (ПШП Патита-Уддхаране, 31 мая 1969)

70-02 Да. Мы должны организовать тесное сотрудничество между Америкой и Германией, чтобы успешно издавать наш «Обратно к Богу» на французском, немецком и английском языках. Итак, сейчас ты собираешь в Гамбурге переводчиков, и все они обладают высокой квалификацией для этой работы. Пожалуйста, организуй все как следует, чтобы французский и немецкий выпуски были готовы к печати одновременно с английским. Но нужно следить, чтобы все издания были тщательно откорректированы, да не один раз, чтобы в печать не попали грамматические или орфографические ошибки. Не знаю технических деталей, но думаю, что твое предложение, касающееся стандартных колонок, очень хорошо. (ПШП Джая-Говинде, 3 февраля 1970)

70-03 Прими мою благодарность за шесть подшивок нашего «Обратно к Богу», которые ты передал мне. Ты сделал их очень хорошо, и я держу их у себя на книжной полке для удобства доступа. Думаю, что в специальных футлярах, которые ты милостиво предлагаешь, нет необходимости. Но в будущем у нас будут подшивки за целые годы, и ты можешь добавить к ним указатели опубликованных за данный год статей. Скоро мы начнем печатать наш «Обратно к Богу» на других языках, и будет хорошо, если ты будешь и те выпуски переплетать, так же, как сделал это с английскими номерами «Обратно к Богу». (ПШП Патита-Уддхаране, 19 марта 1970)

70-04 Меня очень вдохновила весть о том, что ты с таким энтузиазмом продаешь «Обратно к Богу». Я придаю такое значение продаже «Обратно к Богу» потому, что в самом начале, в Индии я работал над ним днями и ночами, один. Я до сих пор помню, с каким трудом я тянул этот журнал. Вначале, когда я был домохозяином, я не беспокоился о том, заплатят мне или нет, обычно я распространял его бесплатно. Но когда я оставил семейную жизнь и жил один во Вриндаване или в Дели, или иногда ездил куда-нибудь, чтобы продвинуть дела своего журнала, это были тяжелые времена. Поэтому, если «Обратно к Богу» будет печататься не сотнями или тысячами, а миллионами экземпляров, это станет большим для меня утешением. (ПШП Мадхудвише, 14 апреля 1970)

70-04 «Обратно к Богу» — это моя жизнь. Поэтому, прошу тебя, распространяй «Обратно к Богу» как можно больше и шире. Я начал издавать этот журнал, еще будучи домохозяином, в 1947 году. Я тратил на один выпуск 300-400 рупий (300-400 долларов на ваши деньги) и распространял журнал, не задумываясь о том, вернутся ли мои деньги. И почти ничего и не возвращалось. Но десять лет спустя, с 1954 по 1959 годы было трудно, потому что денег у меня не было, я сам редактировал, сам печатал и сам собирал деньги для выпуска. Я боролся. Я мечтал о том, как буду печатать «Обратно к Богу» в огромных количествах, чтобы люди поняли духовное благословение, данное Господом Чайтаньей. Сейчас, когда я приехал в вашу страну, я передал дело моим любимым американским юношам и девушкам, и надеюсь увидеть, как этот журнал печатается и распространяется подобно «Ридерз Дайджест», «Лайф» и другим, которые печатаются миллионными тиражами и распространяются по всему миру. На самом деле статус «Обратно к Богу» должен быть серьезнее, чем у любого мирского журнала, потому что он удовлетворяет самую насущную из потребностей человека. (ПШП Гурудасе, 16 апреля 1970)

71-03 С радостью я узнал о том, что ты приступил к работе над испаноязычным «Обратно к Богу». Мы действительно хотим, чтобы «Обратно к Богу» печатался на всех основных языках и распространялся по всему миру, чтобы языковой барьер не мог остановить желание людей присоединяться к нашему Движению. (ПШП Читсукхананде, 25 марта 1971)

73-02 Поэтому пока нам необходим второй редактор, чтобы заменить его. Я говорил об этом с Мадхудвишей Махараджей здесь, в Австралии, и он высказал предположение, что для этой работы подошел бы Хридаянанда-дас Госвами. Я еще не принял решения, но хотел бы, чтобы вы обсудили это между собой и сообщили мне свое решение. Я не могу найти слов, чтобы описать, насколько важно хорошо издавать «Обратно к Богу», ибо это один из важнейших аспектов нашего Общества. Так что, пожалуйста, сделайте все, что нужно, и поскорее свяжитесь со мной. (ПШП Хамсадуте, 17 февраля 1973)

73-11 Джаядвайта-дас — очень преданный юноша. Он старается досконально понять философию. Да, ты отвечаешь за редактирование «Обратно к Богу», это одна из твоих обязанностей. Параллельно можешь обучать этому делу Хридаянанда-даса Госвами. Думаю, что это подходящий человек на роль твоего помощника. По поводу того, что «Обратно к Богу» — самый важный журнал в мире, я потому и ищу статью д-ра Капура, чтобы привлечь внимание читателей. (ПШП Сатсварупа-дасу Махарадже, 2 ноября 1973)

75-08 Я получил новый выпуск «Обратно к Богу», девятый номер, и он сделан прекрасно. Все это очень радует меня, я благодарен тебе за все твое служение. Печать, кажется, лучше, чем японская. Давным-давно, когда я еще был один, я мечтал о такой печати, но это было невозможно осуществить. Теперь же вы, американские девушки и юноши, помогаете мне, и я благодарен вам за это. Я молю Кришну, чтобы Он дал вам неослабевающий энтузиазм распространять сознание Кришны.
Мне очень понравилась статья о марксизме. Мы можем говорить, что все эти так называемые великие философы — попросту мудхи. Наверное, я первый, кто это делает. Наша философия безупречна, никто нас не одолеет в споре. Изучить ее и достойно представить людям теперь твоя задача. У тебя есть все — положение, философия, деньги, храмы, книги — я все тебе дал, но сам я стар, а свои мысли я уже изложил. Теперь ты решай, как воплотить их. Если ты не сможешь расширить дело, старайся, по крайней мере, сохранить то, что я тебе дал. Ты не можешь упрекнуть меня в том, что я не обеспечил тебя всем необходимым. Поэтому ныне твоя ответственность очень велика. (ПШП, 26 августа 1975)

75-09 Сим уведомляю, что получил твое письмо, датированное 15-м сентября 1975 года, с приложением экземпляров последнего выпуска «Обратно к Богу», номер 10. Могу сказать, что каждый издаваемый тобой выпуск лучше предыдущего. Это очень хорошо. Ты трудишься с энтузиазмом. Фотографии для статьи о моем турне подобраны очень хорошо. Мы способны вести дискуссию с кем угодно, с Марксом, с Дарвином, с любым профессором и политиком, мы способны бросить им вызов и нанести поражение. Наша философия совершенна. Так продолжай разоблачать их, в этом состоит цель журнала «Обратно к Богу» — разоблачать материалистические идеи и представлять настоящую философию, которую дает Господь Кришна. Вот что такое истинное знание. (ПШП Джаганнатха-сута-дасу, 26 сентября 1975)

75-11 Не знаю, где можно достать выпуски старого «Обратно к Богу», который я основал в 1944 году, столько времени прошло. Если Вы напишете в наш лос-анжелесский центр, они, может быть, пошлют Вам несколько прошлых выпусков недавнего времени. (ПШП Тикамдасу Дж. Батре, 30 ноября 1975)

От двери к двери

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

aimg44768-11 По поводу твоего вопроса о том, что определяет нашу судьбу: обычно, когда мы находимся в материальном мире, мы стремимся к процветанию через обретение материального богатства. Обычный человек стремится иметь хороший дом, хорошую жену, какую-то собственность, общественное положение и, попадая под постоянно усиливающееся воздействие телесной концепции жизни, приобретает все больше и больше вещей, имеющих отношение к телу. Это неудача. Все живые существа — от Брахмы до муравья — стремятся к такому материалистическому счастью, не зная, что никакое количество материальных удобств не может сделать счастливыми духовные существа. Поэтому удача приходит к живому существу лишь тогда, когда оно начинает по-настоящему серьезно стремиться к счастью и, по милости Кришны и духовного учителя, соприкасается с сознанием Кришны. И чем дальше душа продвигается по этому пути удачи, тем счастливее она становится. В этом разница между удачей и неудачей. Начало соприкосновения с сознанием Кришны есть начало удачи. То, что одни люди способны прийти [в сознание Кришны], а другие — нет, зависит от общения. Например, человек случайно соприкасается с нашим Обществом и совершает, вольно или невольно, какое-то служение — это и есть начало удачи в его жизни. Мы ходим от двери к двери, умоляя людей присоединиться к Движению сознания Кришны, и это означает, что мы пытаемся сделать их удачливыми. Любой, кто совершает какое-то служение для Движения сознания Кришны, обретает удачу, пропорционально совершённому служению. По крайней мере, это семя его удачи. Какое бы служение он ни совершил, намеренно или ненамеренно, семя оказывается посеянным, и удача придет в пропорциональном [служению] масштабе. Пусть даже на вид это убогий и грязный босяк, достаточно ему хотя бы произнести, что сознание Кришны очень хорошая вещь, и он обретает бoльшую удачу, чем любой Рокфеллер, хотя и не может пока воспользоваться ею в полной мере. (ПШП Тошана-Кришне, 13 ноября 1968)

70-01 Мне доставляет большую радость знать, что ты проповедуешь от двери к двери, набирая людей для нашего лондонского центра. Так делали Господь Чайтанья и Нитьянанда, когда начали проповедь. Думаю, что ящик для пожертвований принесет успех, особенно в обращении с владельцами индийского магазина. (ПШП Гурудасу, 27 января 1970)

70-09 Ты оказываешь очень ценное служение, распространяя культ Чайтаньи Махапрабху. Метод, который ты применяешь, это именно то, что нужно для проповеди учения Чайтаньи Махапрабху. Когда Чайтанья Махапрабху лично присутствовал на этой планете, Он обычно посылал Своих самых доверенных учеников на улицы, чтобы они ходили из дома в дом и просили людей принять Движение санкиртаны. И даже когда магистрат запретил Движение санкиртаны из-за жалоб каких-то демонов, Чайтанья Махапрабху все равно посылал Своих учеников, начав, в то же время, великое Движение гражданского неповиновения в знак протеста против того, что магистрат запретил санкиртану. Смысл в том, что санкиртану нужно продолжать, несмотря ни на какие трудности. Это наша миссия. Поэтому тактично, соответственно времени, месту и обстоятельствам, старайся, насколько это возможно, двигать санкиртану, и Кришна будет очень и очень тобой доволен. Я также очень доволен твоей деятельностью, и даю тебе все мои благословения. Пожалуйста, продолжай и будь благословен. (ПШП Гаура-Хари, 24 сентября 1971)

72-01 По поводу твоего предложения открыть магазин — это не очень хорошее предложение. Наши преданные не должны так поступать. Лучше проповедовать и продавать книги, ходя от двери к двери. Тот человек просто собирается придраться к преданным ни за что, наделать шуму, а потом выставить нас. Мы с таким уже знакомы. Если же этот человек хочет открыть магазин и делиться с нами прибылью, но мы там работать не будем, тогда все нормально. (ПШП Шри Говинде, 10 января 1972)

Сострадание и риск

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

567-09 Особая ваша обязанность состоит в том, чтобы повторять и слушать божественное имя Господа, читать несколько абзацев из моего английского издания Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиты (Гита Упанишад), и объяснять их, насколько возможно, так, как вы слышали от меня. Любой преданный, который развил в себе настоящую любовь к Кришне, может говорить истину о Кришне, потому что Кришна, находясь в сердце такого искреннего человека, помогает ему. Разочарование ожидает каждого, но только не того, кто обладает сознанием Кришны, поскольку вечные отношения с Кришной прекрасны. Эти вечные взаимоотношения с Кришной можно возродить, просто повторяя Его святое имя с подобающей серьезностью. Из вашего письма я понял, что ситуация в Лос-Анджелесе отличается от Сан-Франциско и Нью-Йорка, в смысле общения. Но аромат сознания Кришны распространяется так далеко, что проникнет повсюду, если мы будет повторять святое имя с преданностью. В конце концов, всеми положениями распоряжается Кришна. Вначале вы можете ощущать какие-то трудности, но не сомневайтесь, что Кришна всегда с вами, и Он поможет вам во всем. (ПШП Даянанде, Нандарани и Уддхаве, 20 сентября 1967)

67-11 Я видел твое заявление по поводу открытия центров. Я не согласен с г-ном Альтманом, что мы слишком экономно расходуем средства. По моему мнению, поддерживать центр может даже одна искренняя душа. Ты знаешь, что я основал центр на Второй Авеню, 26. Я рискнул снять помещение за 200 долларов в месяц. В то время у меня не было помощников. Мукунда был в то время моим другом, но он не брал на себя ответственности за поддержание центра. Постепенно присоединились Киртанананда с Хаягривой, но и они не брали на себя никакой ответственности. Однако я все же поддерживал начатое дело, просто полагаясь на Кришну, и тогда Кришна послал мне всё — и деньги, и людей. Так и сейчас: если искренняя душа едет и открывает центр в любой части мира, Кришна поможет во всех отношениях. Не получив полномочий от Кришны, проповедовать сознание Кришны невозможно. Дело не в академической квалификации и не в финансовых возможностях, дело в искренности намерений. Поэтому я хочу, чтобы ты продолжал нести ответственность за Бостон. Пусть Мукунда отвечает за Сан-Франциско. Джанардана пусть возьмет на себя Монреаль. Даянанда и Нандарани пусть отвечают за Лос-Анджелес, а Субала-дас пусть отвечает за Санта-Фе. Так вы последуете моему примеру и сделаете то, что сделал я в самом начале на Второй Авеню, 26. Это и есть проповедь: готовить, писать, беседовать, петь, всё — театр одного актера. Я никогда не думал об аудитории. Я готов был петь даже если никто не придет меня слушать. Принцип пения — это прославление Господа, а не привлечение толпы. Если Кришне приятно слушать, Он попросит нескольких искренних преданных собраться в том месте. Поэтому можно посоветовать открывать тысячи центров, если у нас найдется такое же количество искренних душ, по одной на каждый центр. Обсудим подробности при встрече. Надеюсь, у тебя все в порядке. (ПШП Субале, 12 ноября 1967)

68-02 Здесь чуть больше риска, в том смысле, что арендная плата составляет 400 долларов, а ты заручился обещанием друзей и других источников только на 250 долларов. Остается еще 150, и их, я думаю, ты сможешь легко собрать на воскресных встречах. Что до меня, то я всегда иду на риск ради Кришны. Я приехал сюда, вашу страну, рискнув своей жизнью. И сейчас, хотя мое физическое состояние оставляет желать лучшего, я все же стараюсь, насколько это в моих силах, выполнять приказы моего Гуру Махараджи. Так что идти на риск ради Кришны — это очень хорошо. Ты знаешь историю, знаешь, как я начинал это Движение в 1966 году, это был сплошной риск, и я был один, но я взялся за это дело, положившись на Кришну. Поэтому я думаю, что если ты рискнешь на 150 долларов ради Кришны, Кришна несомненно обеспечит тебя необходимыми деньгами. Конечно, ты должен принять решение сам, но я надеюсь, что если ты пойдешь на этот риск, все сложится неплохо. А пока — Упендру досрочно выпускают из заключения и, думаю, если он найдет какую-нибудь работу, то тоже сможет помогать. Так что постарайся открыть это отделение и положимся на благую волю Кришны. (ПШП Гаргамуни, 12 февраля 1968)

68-02 Я уже говорил Джаянанде, чтобы он не занимал магазинчик в Беркли, поскольку это слишком рискованно. Мы не должны браться за что-то слишком рисковое, потому что это может остановить нашу программу в сознании Кришны. Наш девиз: простая жизнь, возвышенное мышление. Мы должны думать о Кришне, и материальные беспокойства должны тормозить нас возможно меньше. Так что слишком рисковые вещи не для нас. Если что-то само идет к нам в руки, мы это приветствуем. У нас уже есть центр в Сан-Франциско, так что лучше развивать проповедь, чтобы люди приходили туда толпами. Гаргамуни может развернуть такую проповедь, продавая журнал «Обратно к Богу». Лично я советую тебе постараться обзавестись собственными зданиями под храмы, как в Сан-Франциско, так и в Лос-Анджелесе. (ПШП Мукунде, 18 февраля 1968)

68-10 Я очень доволен твоим проповедническим энтузиазмом, кода ты говоришь: «Если люди не придут к нам, сюда, мы сами пойдем к ним». В этом и состоит проповедь, и это то, что нужно. Я очень благодарен тебе за этот дух. Я сам приехал в вашу страну с этим же духом. На самом деле, хотя Индия находится в таком падшем состоянии, но если человек хочет изучить духовную науку, он должен обратиться к истинному духовному учителю в Индии. Таково мнение одного великого китайского писателя. Но люди не едут туда, правительство ничего не предпринимает для того, чтобы организовать обучение этой духовной науке. Поэтому я сам приехал в вашу страну, и те, кто хочет принять наше знание, приходят к нам. Таким образом мы должны продвигать нашу миссию. От людей, которым мы идем проповедовать, не приходится ждать хорошего поведения, но мы все равно должны делать свое дело. Наилучший пример — это Господь Иисус Христос: его распяли люди, которых не назовешь высокоразвитыми. Их поведение указывает на то, что в то время, или, по крайней мере, в том месте, где проповедовал Господь Иисус Христос, люди не отличались высоким развитием, иначе они не дерзнули бы распять такого прекрасного, святого человека. Проповедь всегда складывается так, но истинного проповедника остановить невозможно, он будет преследовать свою цель ради удовольствия Верховного Господа. (ПШП Нандарани, 15 октября 1968)

69-01 По поводу того, что я взял на себя беспокойство приехать в вашу страну. Я должен брать на себя это так называемое беспокойство ради Кришны. Но что это за беспокойство? Ты знаешь, что Госвами были министрами, состояли на правительственной службе, и они оставили свои посты, чтобы поселиться во Вриндаване и жить там, словно нищие. Они написали такие великие книги, как «Сандарбхи» Дживы Госвами и «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами. Очевидно, что они взяли на себя большой труд, но они сознательно пошли на это из сострадания к несчастному человечеству. Господь Чайтанья — это Сам Нараяна, а Его жена, Вишнуприя — богиня удачи. Господь Чайтанья был очень образованным ученым, очень красивым юным брахманом, у Него была очень любящая мать, но Господь Чайтанья Сам добровольно взял на себя труд ради блага человеческого общества и всех живых существ. Мы должны следовать таким примерам — не стараться подражать, а следовать этому духу сострадания к обусловленным душам и стараться помочь им продвинуться к сознанию Кришны. На самом деле в служении Кришне никаких тягот нет. Напротив, мы все сильнее ощущаем духовное блаженство. Надеюсь, со временем, трудясь вместе со своим добрым супругом, ты будешь все глубже понимать это положение. (ПШП Говинда-даси, 26 января 1969)

69-04 Относительно Гириша: пока я не приеду в Новый Вриндаван, Гириш может оставаться там. Или его можно отдать в какую-то школу. Мы не должны подвергаться риску судебного преследования по этому поводу. (ПШП Тамала-Кришне, 22 апреля 1969)

69-10 По поводу твоего плана покупки дома в Беверли-Хиллз: это хорошая мысль, но как ты надеешься собрать по 25 долларов в месяц с каждого центра? Я просил у них по 15 долларов для фонда поддержания, но они посылают деньги нерегулярно. Большей частью, они совсем их не посылают. Так что деньги в чужом кармане — это не деньги, и знание в книгах — это не образование. С оплатой самой покупки наличными еще можно как-то справиться, но где взять денег на ежемесячные расходы, на поддержание? Это слишком обременительно, думаю, не стоит идти на такой риск. Конечно, мы должны рисковать ради Кришны, но не до такой степени, чтобы это задавило наше настроение сознания Кришны. Мы должны идти на такой риск, с которым мы легко справимся. (ПШП Тамала-Кришне, 1 октября 1969)

69-11 По поводу дома: думаю, это указание от Кришны на то, что у нас будет собственный дом на Гавайях. Обычно мы не стремимся иметь собственный дом, но если Кришна дает, мы должны принять его без колебаний. В Бостоне Сатсварупа пережил точно такие же трудности, и, по милости Кришны, получил для нас собственное здание, и там мы основали собственную типографию. Здание, как ты его описываешь, кажется, очень неплохое, потому что находится радом с Гавайским Университетом. Если, по милости Кришны, ты получишь заем в банке, думаю, можно пойти на риск. Идти на риск ради Кришны — это тоже преданное служение. Так говорят Госвами: кршнартха акхила честа. Это означает, что для Кришны нужно сделать все возможное. Когда я погнал тебя из Сан-Франциско на Гавайи одного, ты не знал, куда ты там пойдешь, где поселишься и что будешь делать. Но уже больше года ты сражаешься изо всех сил, и постепенно закрепляешься в этом отдаленном месте, и твоя добрая супруга Говинда-даси помогает тебе. К тебе присоединилось несколько хороших помощников. Итак, старайся делать для Кришны все возможное. В этом состоит наша обязанность. Добьемся мы успеха или нас постигнет неудача — неважно. Мы только должны стараться изо всех сил. А в этом я уверен — ты стараешься изо всех сил, и Кришна будет всеми вами очень доволен. (ПШП Гаурасундаре, 20 ноября 1969)

70-01 Относительно твоего вопроса о том, что «преданные более милостивы, чем Сам Господь, потому что они понимают цели Господа». Должен сказать тебе, что Господь советует Своему преданному (обращаясь к Арджуне) не говорить о сознании Кришны человеку, который не является преданным и не прошел никакой дисциплинарной подготовки. Но преданный берет на себя риск обратиться к непреданному негодяю, даже ценой собственной жизни. Наилучший пример — это ваша христианская религия, Господь Иисус Христос. Господь Иисус Христос рискнул своей жизнью, чтобы говорить о сознании Бога людям, которые были фанатиками. Подобный случай произошел и с Господом Нитьянандой. Господь Нитьянанда шел по улице и увидел шумящую толпу людей. Желая узнать, что случилось, он подошел ближе и увидел двух негодяев, которых тогда звали Джагаи и Мадхаи. Они всегда, напившись, беспокоили людей. Нитьянанда Прабху мудро рассудил, что этих двух братьев можно освободить, и тогда слава Господа Чайтаньи распространится по всему миру. Но стоило Господу Нитьянанде обратиться к ним, как он тут же был ранен. Узнав о происшедшем, Господь Чайтанья очень разгневался и призвал Свою Чакру Сударшану, чтобы убить этих развратников. Тогда Господь Нитьянанда стал умолять Господа Чайтанью не убивать Джагаи и Мадхаи, а спасти их. К этому моменту Джагаи и Мадхаи уже пришли в себя и немедленно предались обоим Господам, и были освобождены милостью Господа Нитьянанды.
Итак, Господь Нитьянанда или Баладева — это изначальный духовный учитель, и такой чистый преданный иногда идет на риск, подвергая опасности свою жизнь ради человека, который в противном случае может быть отвергнут Господом. Преданный знает, что Господь хочет, чтобы все обусловленные души вернулись домой, и потому всеми способами и средствами старается побудить обусловленных душ принять сознание Кришны. Отсюда можно сделать вывод, что преданный более добр, чем Сам Господь. Совершая такое возвышенное служение, преданный быстро привлекает внимание Господа. Это тоже утверждается в Бхагавад-гите. На самом деле, никто не может сам, без милости преданного, прямо обратиться к Господу, и милость преданного получить гораздо легче, чем милость Господа. Поэтому самый рациональный способ достичь Бога — это принять прибежище Его чистого преданного. Если человек удовлетворит чистого преданного Господа, Господь будет удовлетворен, хотя сам человек, возможно, не обладает официально признанной квалификацией, чтобы получить милость Господа. (ПШП Шриману Йигеру, 21 января 1970)

70-03 Относительно твоего вопроса о разных демонических формах жизни. Проклятие Господа, хотя и может казаться жестоким, на самом деле не таково. Господь абсолютен, поэтому Его проклятие ничем не хуже Его благословения. Когда Господь или кто-нибудь из Его чистых преданных проклинает, это нужно принимать как благословение. Ты знаешь, что великий мудрец Нарада проклял сыновей Куверы, чтобы они стал деревьями, но в результате они удостоились встречи с Господом Кришной, которой трудно добиться даже величайшим йогам-мистикам. Ты разволновался, что демоны прокляты навечно, и я благодарен тебе за то, что ты так сострадателен к демонам. Это признак вайшнавизма. Господь может проклясть демонов, но, поскольку существуют вайшнавы, у демонов есть широкие возможности получить благословения от преданных Господа. Преданные Господа так могущественны, что любой из них способен освободить множество демонов, даже тех, кто проклят Богом. Проповедь Движения сознания Кришны как раз и направлена на освобождение демонов. Поэтому, если ты сохранишь свою веру в Господа, ты сможешь освободить множество демонов. Так что нет причин для разочарования по поводу того, что демоны прокляты Богом. Освобождать их — обязанность преданных. Господь столько могуществен, что через Его чистого преданного кто угодно может получить освобождение, независимо от того, насколько он падший или проклятый. Думаю, ответ на твой вопрос тебе ясен, и ты сделаешь все необходимое. (ПШП Реватинандане, 25 марта 1970)

70-04 Мы самая лучшая миролюбивая группа в мире, и мы стараемся излить на человечество высшее знание. Каждый должен сотрудничать с нами, но, к сожалению, мы живем в эпоху Кали, поэтому люди не слишком склонны принимать настоящие вещи. Так что не разочаровывайся, продолжай делать то же, что и сейчас, и не сомневайся: Кришна тебе поможет. Переносить трудности в проповеднической работе — это своего рода аскетизм. Это терпение не пропадет даром. Чем больше трудностей мы переносим, тем больше привлекаем внимание Кришны. Таким образом, мы готовы переносить любые трудности в нашей проповеднической работе. Такие усилия возвышают нас на нашем пути в сознании Кришны. В моем последнем письме к Бали-Мардану я уже писал, что с большой тревогой жду от вас вестей. Твое письмо принесло мне большое облегчение. Большое тебе спасибо за то, что ты так тяжко трудишься ради этого Движения. Конечно, Кришна сполна воздаст тебе за твой духовный труд. Будь благословен и проповедуй. (ПШП Упендре, 22 апреля 1970)

70-06 По поводу твоих соображений относительно ответственности: нет, ради Кришны мы должны пойти на любой риск. Бхактисиддханта Сарасвати Махараджа никогда не одобрял желания сидеть и повторять джапу в уединенном месте, не связываясь ни с какой ответственностью за проповедь. Один из наших духовных братьев делал так, и мой духовный учитель был не очень им доволен. (ПШП Хамсадуте, 22 июня 1970)

70-01 Я очень рад, что ты твоя жена трудитесь с великим энтузиазмом, проповедуя послание Господа Чайтаньи падшим душам этой эпохи. Мой Гуру Махараджа сказал, что истинная жизнь человека — это проповедь. Если в человеке теплится хоть какая-то жизнь, он будет проповедовать. Так что я очень и очень доволен твоими непрерывными попытками оживить людей даже в далеких странах с помощью простого метода непосредственного преданного служения Господу пением Его святых имен. (ПШП Упендре, 4 января 1971)

71-11 Прими, пожалуйста, мои благословения. Я получил твое письмо от 7 ноября 1971. Я заметил, что ты отлично трудишься в сознании Кришны, даже находясь в чужой стране и сталкиваясь со множеством препятствий. Это очень меня вдохновляет. Такой вид служения — когда некоторые преданные пускаются на риск ради проповеди Его послания — Кришна особенно ценит. Мой Гуру Махараджа не раз просил своих учеников ехать в далекие страны и распространять там послание Господа Чайтаньи. Большое тебе за это спасибо. (ПШП Кришне-деви, 20 ноября 1971)

72-02 Я очень вдохновлен тем, что ты решил остаться в Остине, ибо люди там отчаянно нуждаются в сознании Кришны. На самом деле, настроение преданного в том и заключается, что он всегда заботится о широких массах людей, чтобы они прекратили свою греховную деятельность и вырвались из опаснейшего положения, в котором они находятся, приняв сознание Кришны или путь преданного служения. Так что я очень доволен, что ты не собираешься уезжать. На самом деле, это и есть наша политика: приехав в какое-то место, сесть в нем, а потом постепенно лечь и занять всё место! И, поскольку там есть такая прекрасная возможность проповедовать, особенно в университете, я советую нескольким преданным остаться там и трудиться изо всех сил, чтобы основать там постоянный центр. Если проповедническая работа ведется искренне, не будет недостатка ни в храме, ни в преданных, которые наполнят его. Сейчас пока ты сел, но, хотя сейчас ты несколько стеснен, если ты будешь стараться немного сильнее, ты освободишь себе место и очень скоро обнаружишь себя лежащим и занимающим большое пространство. (ПШП Санкаршане, 4 февраля 1972)

72-08 Я очень рад, что Амогха возвращается в Джакарту вместе с другими преданными, чтобы продолжить там проповедническую работу. Он может посылать мне регулярные отчеты о том, как продвигается его работа. Кришна всегда готов дать особую милость Своему преданному, который идет на особый риск ради распространения Его имени в далеких местах и не заботится о собственных удобствах. Большое спасибо тебе за то, что помогаешь мне так. (ПШП Мадхудвише и Амогхе, 24 августа 1972)

72-09 Сейчас ты очень серьезно и искренне трудишься для Кришны, ты взял на себя большой риск и нашел в себе смелость трудиться для Него в далеких странах, поэтому ты можешь ожидать, что Он будет посылать тебе все Свои благословения на каждом шагу и будет продолжать укреплять тебя в блаженстве преданного служения. (ПШП Амогхе, 13 сентября 1972)

74-06 В начале я был один и начинал всё сам. А у тебя-то людей в два раза больше. Доверься Кришне и просто посвяти свою жизнь распространению пения «Харе Кришна» и передаче философии сознания Кришны любому, кого ты встретишь. Конечно, Господь Чайтанья будет доволен твоими усилиями, и так ты удостоишься Его благословения, награды любви к Кришне. (ПШП Тривикраме Махарадже, 9 июня 1974)

74-08 Я очень доволен тем, что ты отправился туда единственно по моему приказу, один, чтобы проповедовать послание Господа Чайтаньи. Этот твой дух мне очень нравится. Ты знаешь, что я приехал в вашу страну тоже один, будучи уже старым человеком, повинуясь приказу своего духовного учителя. Поэтому я получаю огромное удовольствие, видя, как мои ученики из Америки уезжают в отдаленные места, оставив свою богатую страну и все ее возможности, покидая свои семьи, чтобы проповедовать. Секрет успеха в духовной жизни состоит в том, чтобы доставить радость своему духовному учителю. В этом суть. Ты это понял. Теперь продолжай так же и не отступай. Соблюдай регулирующие принципы, придерживайся практики преданности, которую я дал. Это поддержит тебя в форме. Будь терпеливым и решительным и проси каждого, с кем встретишься, повторять «Харе Кришна». Я буду очень рад, если ты будешь посылать мне регулярные отчеты о своих усилиях. (ПШП Бхуриджана-дасу, 17 августа 1974)

75-12 Я прочитал твой бюллетень санкиртаны с огромным наслаждением. Европа и Америка в большой опасности, Движение «Харе Кришна» вот-вот их захлестнет. Преданные санкиртаны очень и очень дороги Кришне. Поскольку вы трудитесь «в поле», на распространении, Кришна незамедлительно признает вас своими верными слугами. Это как в военное время: какой-нибудь крестьянин или клерк идут сражаться на фронт за свою страну, и сразу же становятся национальными героями, благодаря своим искренним усилиям. Итак, Кришна незамедлительно признаёт проповедника сознания Кришны, который идет на любой риск ради того, чтобы донести Его послание. Это называется дрдха-врата — решимость. Эти юноши и девушки — махатмы:
махатманас ту мам партха, даивим пракритим ашритах
бхаджантй ананйа-манасо джнатва бхутадим авйайам
«О, сын Притхи, те, кто свободны от заблуждений, великие души, находятся под покровительством божественной природы. Они служат Мне с любовью и преданностью, ибо знают, что Я — Верховная Личность Бога, изначальная и неистощимая». Этот стих уместен здесь, так как если бы эти юноши находились под влиянием материальной природы, они не шли бы на такой риск. Они махатмы, они настоящие махатмы, не те длиннобородые, одетые в шафран махатмы. Они непоколебимы в своей решимости — дрдха-врата. Слава американским преданным! (ПШП Уттамашлока-дасу, 11 декабря 1975)