Шри Джаядева Госвами

Автор: Евгения Карлова. Опубликовано в Святые

Джаядева Госвами, автор величайшего поэтического произведения Индии «Шри Гита Говинды», родился в деревне Киндубилва на северном берегу реки Аджая, примерно в 30 километрах южнее от Бирбхума, округа Западной Бенгалии. Его отца звали Бходжадева, а мать Вама-деви.

Шри Джаядева Госвами был пандитом при дворе Шри Лакшмана Сены, короля Бенгалии. (пандит – учёный, знаток Вед). Он жил в Бенгалии примерно за триста лет до явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Он был автором «Шри Гита-Говинды», о которой упоминает Кришнадас Кавираджа Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» (Чч. МЛ, 2/11): «День и ночь в обществе Сварупы Дамодары и Рамананды Рая Шри Чайтанья Махапрабху слушал в великом восторге песни Видьяпати и Чхандидаса, а также драму, написанную Раманандой Раем. Также он услаждал свой слух «Кришна-Карнамритой» и «Гита-Говиндой».

О жизни Шри Джаядевы есть великое множество легенд. Приведенная ниже захватывающая история, в целом, принимается как достоверная.

Шри Джаядева Госвами работал над особенно чувственным фрагментом "Гита-Говинды", где шло повествование об отношениях Кришны с гопи во главе с Радхарани. Он погрузился в глубокую медитацию на то, о чем писал в этом фрагменте, и обеспокоился тем, что зашел, возможно, слишком далеко в описаниях возвышенных качеств гопи. Джаядева не решался написать что-либо, что могло бы уменьшить положение Кришны как Верховной Личности Бога. «Но все-таки Кришна – это Верховная Личность Бога. Как может Он подчиняться гопи?...», - думал он. Джаядева Госвами вдохновился написать строку, где говорилось, что Кришна склоняется, чтобы коснуться лотосных стоп Шри Радхи. Но тут рука его вдруг дрогнула и соскользнула со страницы. Он колебался и стал размышлять в удивлении: «Как мог я додуматься до такой писанины? Как мог я так обнаглеть, чтобы написать это черным по белому?»

И тогда он решил сходить искупаться в Ганге, в надежде на то, что, возможно, после этого к нему придет какое-то вдохновение. Джаядева Госвами пошел совершать дневное омовение перед почитанием Радха-Мадхава маха-прасада, оставив жену Падмавати дома готовить для Божеств. Пока его не было, в доме у него появился Кришна, переодетый Джаядевой. Кришна подошел к письменному столу Джаядевы и нашел там пальмовые свитки, на которых была написана «Гита-говинда». Кришна взял перо Джаядевы и написал стих, в котором была строка «дехи падапаллава-мударам», что означает : «Кришна склоняет голову к лотосным стопам Шри Радхи». После этого, переодетый в Джаядеву Кришна сел и съел весь прасад, приготовленный Падмавати. Закончив с прасадом, Кришна вышел из дому и исчез.

Как раз в это время Джаядева возвратился домой после омовения в Ганге. Когда он спросил о прасаде, жена пришла в замешательство. Она рассказала Джаядеве о том, что только что произошло в их доме, и он чрезвычайно изумился. Он подошел к своей книге и увидел, что еще непросохшими чернилами в ней был написан тот стих, который он обдумывал перед тем, как уйти принимать омовение в Ганге: «дехи падапаллавам ударам - Кришна склоняет голову к лотосным стопам Шри Радхи»...

Увидев этот стих, он сказал Падмавати: «О чудо! Посмотри: я же тебе говорил, что не осмеливаюсь писать этого, но именно это и написано, слово в слово, как я сочинил». Слезы экстаза рекой потекли из его глаз, потому что он понял таинство всего произошедшего. «Падмавати! - сказал он. – А тебе повезло больше всех. Сам Кришна написал эту строку - дехи падапаллавам ударам - и принял прасад прямо из твоих рук».

«Гита Говинда» повествует о глубоком чувстве разлуки, которое испытывает Шри Радхика перед танцем раса. Автор Джаядева Госвами описывает «Гита Говинду»: «Всё,  что есть  восхитительного в различных мелодиях, всё, что есть изящного в поэзии, и всё то изысканное, что есть в сладостном искусстве любви – счастливые и мудрые люди найдут это в песнях Джаядева".

После завершения «Гита Говинды», Джаядева поехал во Вриндаван, а свои последние дни провел в Джаганнатха Пури. Он ввел ежедневное чтение «Гита Говинды» в храме  для удовлеворения Господа Джаганнатхи. Его самадхи находится в районе 64 Самадхи.

Кроме «Гита-Говинды» Джаядева Госвами написал еще и другую книгу под названием «Чандралока». А знаменитая «Даш-Аватара-Гита», рассказывающая о десяти аватарах Вишну, - это часть «Гита-Говинды».

Шрила Бхактивинода Тхакур писал, что хотя Чхандидаса, Видьяпати, Билвамангала и Джаядева жили до того, как Шри Чайтанья Махапрабху проявился внешне в этом мире, концепция Чайтаньи Махапрабху о бхакти возникла в их сердцах и была выражена в их произведениях.

День ухода Джаядевы Госвами приходится на Пауша-шанкранти. Сейчас в Кендубива-Граме, где родился Шри Джаядева Госвами, каждый год в этот день отмечается праздник – «Джаядева-мела».