Путешествие в восточную Бенгалию

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Лилы

Полусловом не обмолвившись накануне, Господь Гауранга объявил как-то, что собирается в восточную Бенгалию (сейчас это Бангладеш), и сегодня же. Там была родная деревня Его отца, Шри-хатт, и Нимаю хотелось навестить родственников, а заодно заработать денег — во всяком случае, так Он объяснил Свое неожиданное намерение.

—Я пробуду там несколько дней, — сказал Он Шачимате.
—Сын мой, — отвечала она, — но как мы будем без Тебя?! Рыба не может жить без воды, и я тоже не переживу разлуки с Тобой. Не видя Твоего луноликого лица, я умру!
—Мама, не беспокойся, я скоро вернусь!
И, обращаясь к Лакшмидеви, Нимай сказал:
—Пожалуйста, береги нашу матушку.

Кто знал тогда, что путешествие в восточную Бенгалию, жители которой уже слышали о гениальном юноше Нимае Пандите, станет началом великой миссии санкиртаны, воспевания святого имени Бога?! Именно здесь Махапрабху впервые раскроет Свою истинную цель — распространить послание любви, дарованное Верховным Господом людям нынешнего века.

Нимай взял с Собой еще нескольких близких учеников и собрался в дорогу. Соседи пошли проводить Его. Скоро путники скрылись из виду, но жители Навадвипы не двигались с места, очарованные трансцендентной красотой Гауранги. Пристально вглядываясь вдаль, деревенские женщины говорили:
—Как благочестива и удачлива мать этого юноши! Мы кланяемся ей в ноги. Как повезло Его жене! Обретя такого замечательного мужа, она стала достойна прославления, хоть и родилась женщиной. Вокруг Его головы сияет нимб, словно чистое золото, а крепкое тело могуществом и силой превосходит гору Сумеру. Белейший брахманский шнур ниспадает с Его львиных плеч. О, Его чарующая красота уносит прочь женские сердца!

—Его большие красивые глаза затмевают красоту цветов лотоса, а взгляд еще прекраснее, — ответила другая. — Гаура напоминает мне Шри Радхаваллабху (Кришна, возлюбленный Радхарани). Его кожа такая же золотистая, как у Шри Радхи!

Так соседи, провожая Господа, славили Его. Они могли видеть Нимая лишь по Его милости, потому что даже небожители не удостаиваются такой чести.

Господь Гаурасундара неторопливо шел по дороге, пока наконец не достиг берегов реки Падмавали. Река была очень красивой: нежный ветерок гнал по всей водной глади легкие волны, берега поросли пышными густыми лесами. В лицо Нимая пахнуло речной прохладой, и Он повел Своих друзей освежиться в чистой воде. Как только лотосная стопа Господа коснулась берега, река Падмавали ощутила духовное блаженство. Теперь ее воды могли очистить все творение. Это была поистине чудесная река, плещущиеся волны и мягкое течение успокаивали сердце. Величественные леса по берегам так понравились Гауранге, что Он решил остаться здесь на несколько дней. Падмавали выпала великая удача обрести благословение Господа, который, подобно слону, играл в ее водах, словно в Ганге.

Здесь Нимай вступал в восточную Бенгалию, даруя этой земле благословения, которые она не утратила и по сей день. Местные жители были счастливы узнать, что Нимай провел несколько дней на берегах Падмавали. Новость о прибытии Нимая с быстротой ветра разнеслась повсюду:

—Пришел Нимай Пандит, украшение всех ученых брахманов! — говорили люди друг другу.
Благочестивые брахманы спешили приветствовать Господа подарками. Они почтительно и смиренно кланялись Ему:
—Это величайшая удача, что Ты посетил нашу страну!
—Люди восточной Бенгалии мечтают пойти в Навадвипу учиться у великого ученого Нимая Пандита, — сказал один брахман. — Но Верховный Господь так милостив, что океан знаний Сам пришел в нашу страну. Конечно, Ты воплощение Брихаспати, никто не может сравниться с Тобой. Но это неточное сравнение. Я думаю, что отчасти Ты воплощение Верховной Личности Бога. Сердце подсказывает мне, что никто не может обладать столь обширными познаниями, кроме Всевышнего. Все мы смиренно просим Тебя, передай нам Свои знания. Это самое большое наше желание. Находясь вдалеке от Тебя, мы всегда помнили о Тебе. Мы изучали Твои толкования, а потом наставляли своих учеников. Но поскольку Ты Сам сейчас здесь, будь добр, прими нас в ученики, чтобы весь мир узнал о Твоих замечательных деяниях.

Господь улыбнулся им всем и уверил, что проведет с ними несколько дней. Ему понравилось в восточной Бенгалии, ее природа и люди, которые каждый день пели святые имена Кришны.

Играя роль великого ученого, Господь Гаурачандра, Господь Вайкунтхи, давал уроки огромной толпе жадно слушающих учеников на берегах священной Падмавали. Сотни юношей спешили туда послушать Его. Их занимала только одна мысль: «Я хочу учиться у Нимая Пандита». Милость Господа к ним была столь велика, что через два месяца лекций они стали высоко образованными учеными. Многие приходили просто взглянуть на Нимая, но послушав Его, возвращались домой с ученой степенью. В краткие минуты отдыха Господь уходил в глубину девственного леса.

Тем временем в Навадвипе прекрасная жена Нимая, Лакшмидеви, грустила в одиночестве дома. Она ни с кем не разговаривала, была задумчивой и молчаливой — Лакшми страдала в разлуке. Без возлюбленного Нимая жизнь казалась пустой. Ей хотелось снова увидеть Его прекрасные глаза и коснуться лотосных стоп. Лакшми плакала ночи напролет и старалась подавить нетерпение, которое терзало ей сердце.

Она с радостью служила Шачимате, ежедневно убирала в доме и поклонялась домашним божествам, предлагая Им ароматные масла, благовония, светильники на топленом масле, цветочные гирлянды и сандаловую пасту. Лакшми так ухаживала за матерью Господа, что Шачи забыла о разлуке с сыном: с невесткой она не чувствовала себя одинокой. Однако мысли Лакшми были постоянно заняты Гаурангой, как бы мирно и счастливо они ни жили. Что бы ни делала, куда бы ни пошла, Лакшми вспоминала Его прекрасное лицо, изящные движения, нежные слова и ласковую улыбку. Заботливо готовя Шачи еду, сама она почти ничего не ела с того самого часа, как Господь покинул Надию.

Как-то раз Лакшми вышла из дома и направилась к Ганге. Она была еще такой юной! Невыразимая печаль, которая теперь никогда не покидала ее сердца, лишь усиливала нежную красоту лица. Она села на берегу и задумалась. В этот час на Ганге было тихо и безлюдно, ничто не нарушало течения ее мыслей. Лакшми так глубоко ушла в себя, что не заметила змеи, бесшумно выползшей из зарослей травы, и не почувствовала смертельного укуса.

Ах, прекрасная Лакшми! Злое жало змеи освободило тебя от страданий! Не простая змея укусила тебя, твое нежное сердце не вынесло жала змеи разлуки с Господом...

Для матери Шачи это было великим горем. Никакие доктора, заговоры и лекарства не помогли Лакшми. Разрывающий душу плач Шачидеви мог растопить даже камни. Святые вайшнавы тоже были поражены горестным известием. Они посетили Шачимату и помогли совершить погребальный обряд.

Лакшмидеви перенесли на берег Ганги, одели на шею четки из туласи. По четырем сторонам света звучало святое имя Господа. Никто не сознавал, что сейчас Лашмидеви отправится в вечную обитель Господа Кришны. Неожиданно над землей появилась небесная колесница, окруженная гандхарвами. Они спустились, подхватили Лакшми и унесли с собой. Повторяя святое имя Хари, Лакшмидеви ушла на Вайкунтху. Люди замерли от охватившего их изумления и восторга.

Шачимата плакала, ее сари уже было мокрым от слез, и женщины, утешая, окружили ее.
—Как я одна вернусь домой?! — говорила она. — Кто теперь будет поклоняться нашим божествам и заботиться о Них? Мой дом опустел. Лакшми, почему ты оставила Вишвамбхару? О греховная змея, куда ты уползла? Почему ты не укусила меня вместо моей невестки? Мой сын оставил свою жену и ушел в далекую страну, только чтобы поддерживать нас. Как же я теперь посмотрю Ему в лицо, когда сердце мое сгорает в разлуке с невесткой?!

Друзья пытались успокоить мать Шачи словами писаний:
—Никто не может изменить судьбу. Это тело, как и весь материальный мир — лишь подобие реальности. Ты мудрая женщина и должна знать эти вещи. Почему ты не хочешь слушать нас? Никому не избежать смерти, для каждого наступит этот день. Даже величайшие полубоги, подобные Брахме, узрят когда-нибудь ее страшный лик. Тот, кто родился — неизбежно умрет, неважно, в юности или в старости. Мы знаем из Вед, что Кришна единственная истина. Поэтому величайший глупец тот, кто не служит Верховному Господу.

Утешая Шачидеви, вайшнавы повторяли святые имена Хари и утирали катившиеся по щекам слезы.

Источник: "Гауранга - Послание Любви".