Тапана Мишра

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Лилы

Проведя некоторое время в Бангладеш, Верховный Господь решил возвращаться в Навадвипу. Узнав об этом, жители восточной Бенгалии стали собирать для Него драгоценные дары. Они несли Ему золото, серебро, красивые кувшины, расшитые циновки, мягкие теплые накидки и разную одежду. Каждый предлагал самое лучшее, что мог найти у себя в доме. Нимай принимал подарки и в ответ одаривал благословениями. Верховный Господь Шри Гаурахари посетил не один дом, прежде чем Он отправился в обратный путь. Многие Его бенгальские ученики решили сопровождать Нимая до Навадвипы, надеясь продолжить там свое обучение.

Как раз в эти последние дни пребывания Господа в восточной Бенгалии к Нему обратился брахман по имени Тапана Мишра. Это был разумный, образованный человек, измучивший себя поиском смысла жизни. Словно книжный червь, он ворошил труды именитых философов, изучал священные писания, слушал советы разных людей и все больше терялся в сомнениях. Он молился Господу и, не находя утешения, метался в поисках ответа. Но он был очень благочестив, и потому однажды ночью ему было видение — сияющий, словно полубог, брахман повелел:

—Послушай, Мишра, ты отреченная душа, поэтому не должен так печалиться. Успокойся и разыщи Нимая Пандита. Он объяснит тебе все, что ты хочешь узнать о духовной жизни. Нимай Пандит не простой человек, это Верховная Личность Бога, Нараяна. Сейчас Он совершает в этом мире удивительные трансцендентные игры. Но никому не раскрывай этой тайны, она недоступна даже знатокам Вед. Если ты нарушишь обещание, жизнь за жизнью тебя будут преследовать страдания.

Брахман исчез, и Тапана Мишра очнулся. Он был сильно взволнован и плакал от радости. «Счастливый знак!» — подумал он про себя, чувствуя, что ночной брахман заново вдохнул в него жизнь, и тут же отправился на берег Падмавали. Там, окруженный сотнями учеников, сидел Господь Гаурасундара. Тапана Мишра пробрался сквозь толпу и упал к Его лотосным стопам.

—Я несчастный падший человек, — почтительно сложив руки, заговорил он. — Будь милостив, избавь меня от заблуждений! Каков истинный духовный путь? В чем смысл бытия? Мое сердце не выносит больше роскоши и наслаждений. О милостивый Господь, пожалуйста, скажи, что может быть пристанищем моей истосковавшейся душе?

—Брахман, ты родился под счастливой звездой! — отвечал Гауранга, — Ты жаждешь поклоняться Верховному Господу Кришне, а это высший и единственно верный путь. Стать преданным Господа очень трудно, поэтому Господь приходит каждое тысячелетие установить принципы истинной религии, потом снова возвращается в Свою духовную обитель. «Чтобы поддержать праведных, уничтожить демонов и установить религиозные принципы, Я Сам нисхожу на Землю из века в век, о потомок Бхараты», — так говорит «Бхагавад-Гита». Господь приходит в каждую эпоху, принимая различные обличья. Цвет Его тела бывает белый, красный и желтый. А еще Он приходил на Землю на закате Двапара-юги пять тысяч лет назад, и тело у Него было цвета грозового облака. Звали Господа — Кришна.

Для каждой из четырех эпох — Сатья, Трета, Двапара и Кали — рекомендуется свой путь религии, которому должно следовать человечество; ее истинная цель — удовлетворить Верховную Личность Бога, Шри Хари. Неизменно Господь Сам устанавливает путь религии, и для века Кали предписано совместное воспевание святого имени Кришны. В Кали-югу повторение святого имени — единственный способ пересечь океан материального невежества, потому что оно вбирает в себя все прежние процессы и превосходит их. О брахман, повторяй имя Господа, что бы с тобой ни случалось. Оно столь могущественно, что Веды не могут даже вместить всей его славы.

Послушай, Мишра, в Кали-югу нет нужды совершать суровые аскезы или богатые жертвоприношения; всякий, кто поклоняется Верховному Господу Кришне, обретет удачу и успех. Так что возвращайся домой и служи Кришне с верой и любовью, отбросив ложь и сомненья. Повторяя святое имя Господа Хари, Кришны, ты сразу обретешь истинный духовный путь и достигнешь конечной цели жизни. В этот век ссор и лицемерия только святое имя Господа приносит освобождение. Нет иного пути. Эта великая мантра освобождения состоит из шестнадцати имен Господа Кришны, в каждом из которых по два слога: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Если ты будешь постоянно петь и поклоняться маха-мантре, твое сердце расцветет любовью к Богу, и постепенно ты поймешь, каков истинный духовный путь и высшая цель.

Тапана Мишра был первым, кто услышавл из уст Махапрабху, что в современную эпоху предписанным процессом йоги является воспевание святых имен Кришны — Харе Кришна маха-мантра, что это начало и конец всего знания.

Благочестивый Тапана Мишра, радуясь выпавшей на его долю удаче, поклонился лотосным стопам Господа и попросил:
—О Господь, позволь мне сопровождать Тебя!
—Нет, ты должен немедля отправиться в Бенарес, — ответил Нимай, — и там Я исполню твое желание.
Господь обнял Тапану Мишру, и брахман почувствовал, как мороз пробежал по всему телу, волны духовного экстаза переполнили душу. Нимай Пандит уже собирался уходить, но Мишра сжал в руках Его стопы и рассказал о своем сокровенном сне. Выслушав его, Нимай повторил строгое наставление божественного брахмана:
—Будь осторожен, никому не рассказывай своего откровения!

Чувствуя, что наступает благоприятный момент для путешествия, Нимай на прощанье улыбнулся брахману и пустился в дорогу. Так Господь освятил земли восточной Бенгалии и вернулся домой.

Сделав исключение для Тапаны Мишры, Шри Чайтанья хранил Свою миссию в тайне в течение еще нескольких лет, пока не принял духовного посвящения. Многие исследователи недоумевали, почему Его выбор пал именно на этого ученого брахмана, но Шри Чайтанья, посылая Мишру в Бенарес, предчувствовал, что наступит время, когда этот образованный, искренний человек поможет Ему проповедовать послание любви к Богу там, где это было почти невозможно.

Бенарес считался средоточием философии майавады и имперсонализма, глашатаем которой был Шанкарачарья. Его последователи в конечном счете отрицают, что Господь является личностью. Они считают, что качества личности ограничены, а значит, Абсолютная Истина должна быть лишена всяких качеств. «Адвайта-веданта», на которую они опираются, учит, что все живые существа едины с Богом и ни Бог, ни человек не имеют формы. Тот облик, в котором Господь нисходит, в конечном счете иллюзорен, как иллюзорен человек и весь окружающий мир.

Однако миссия Господа Чайтаньи основывалась на личностной теистической традиции Вед, которая находит свое выражение в «Бхагавад-Гите» и «Шримад-Бхагаватам». Учение Шри Чайтаньи является истинно ведическим, что подтверждают четыре признанные сампрадайи, берущие начало от Самого Верховного Господа.

Хотя Тапана Мишра страстно желал возвратиться в Навадвипу и быть рядом с Махапрабху, он пожертвовал своим желанием, исполняя Его волю. Он отправился в Бенарес, где санньяси-майавади проповедовали чудовищную ересь, и со временем стал играть заметную роль в распространении движения санкиртаны — миссии Господа Чайтаньи. Тапана Мишра готов был на любые жертвы ради Махапрабху, и Господь, зная об этой исключительной преданности, раскрыл ему тайну Своей миссии.

Источник: "Гауранга - Послание Любви".