19 декабря 2017 - Явление Шри Лочаны даса Тхакура

lochana

lochana das thakur 1Явление Лочаны даса Тхакура - это повод прославить этого великого вайшнава, подарившего миру такую замечательную книгу, как Чайтанья-мангала. Он написал эту книгу по указанию своего духовного учителя, Шри Нарахари Саракары Тхакура, очень дорогого спутника Господа Гауранги. Нарахари просил своего ученика описать игры Господа Чайтаньи на бенгали в песенной форме, чтобы простые бенгальцы могли петь Чайтанья-мангалу, развивая в своём сердце вкус к играм Гауранги.

 Раньше поэты Бенгалии слагали священные песни и стихи в различных формах классических рифм и размеров, называвшихся панчали. В особенности стиль панчали использовался для прославления Господа. Шрила Лочана Даса Тхакур воспользовался этой формой стихосложения при написании своей знаменитой работы, Шри Чайтанья-мангалы. В панчали употребляются пять различных песенных стилей.

 В начале своей книги Лочана дас Тхакур пишет:

«Я неученый человек, не способный даже отличить правую сторону от левой. И все же я пытаюсь поймать руками небо, подобно слепцу, пытающемуся увидеть драгоценный камень чинтамани на близлежащей горе. Что из этого получится, мне неизвестно. Лишь одна у меня надежда – что Господь Гауранга смилостивится надо мной, ибо Он не смотрит, хорош человек или дурен. Не обращая внимания на недостатки, Господь щедро дарует каждому прибежище у Своих лотосоподобных стоп.

lochana1Пожалуйста, послушайте, как ведет себя чистый преданный. Посвятив жизнь служению другим, он всем живым существам раздает свою беспричинную милость. Он счастлив тем, что приносит счастье другим. У этого Лочаны даса есть только одна надежда. Я хочу снискать милость лотосоподобных стоп Нарахари Саракары Тхакура, моего господина и властителя моей жизни».

В своей книге «Истории и литература гаудия-вайшнавов» доктор Дас (ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура) пишет:

«Лочана дас не считает себя знатоком богословия. Как и его наставник Нарахари Тхакур, он был музыкантом. Он писал музыку и посвятил свои выдающиеся способности служению одной миссии. Лочана дас сложил эту прекрасную эпическую поэму, «Чайтанья-мангалу», не для того, чтобы навязать кому-то абстрактную философию или запутанную доктрину. Он желал другого: разъяснить простым людям Божественную природу Шри Чайтаньи Махапрабху и таким образом пробудить в них религиозное чувство».

В «Вайшнава-абхидхане» Харидас дас (знаменитый историк гаудия-вайшнава-сампрадайи) так описывает «Чайтанья-мангалу»:

«Лочана дас положил в основу своей «Чайтанья-мангалы» авторитетную биографию Господа Чайтаньи под названием «Шри-Кришна-Чайтанья-чарита», написанную на санскрите Мурари Гуптой. «Чайтанья-мангала» написана простым, красивым языком, и ее можно петь под различные красивые раги. «Чайтанья-мангала» представляет собой расатмака-шастру (книгу, полную расы), тогда как «Чайтанья-Бхагавата» – это варнанатмака (книга, полная описаний). В некоторых случаях Лочана дас превосходит Вриндавана даса Тхакура в поэтической выразительности».

Чайтанья-мангала полна ярких и глубоких описаний игр Господа Чайтаньи, поэтому преданным, которые хотят развить в себе вкус к играм Гауранги, необходимо читать эту книгу и пересказывать эти игры другим.


Молитва Лочаны даса Тхакура

Также Лочана Даса Тхакура является автором множества песен, описывающих славу Шри Шри Гаура-Нитьянанды. Вот одна из них:

lochana2парама каруна пахун дуи джана
нитай гаурачандра
саба аватара, сара широмани
кевала ананда канда
бхаджа бхаджа бхаи, чайтанйа нитай
судхрида вишваса кори
вишайа чхарийа се расе маджийа
мукха боло хари хари
декхо оре бхай, трибхуване най
эмона дойала дата
пашу пакхи-джхуре, пашана видоре
шуни джар гуна гатха
самсаре маджийа, рохили порийа
се паде нахило аша
апана карама, бхунджае шамана
кахое лочана-даса

Эта песня была особенно дорога Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который переводит ее следующим образом:

"Эта песня написана Лочаной дасой Тхакуром. Лочана даса утверждает, что два Господа, Нитай-Гаурачандра - Господь Нитай и Господь Чайтанья - очень милостивы. Они олицетворяют собой сущность всех воплощений. Особенностью же этих двух воплощений является то, что предложенный Ими метод самоосознания приносит одну лишь радость, ибо Они призывали просто петь и танцевать. Есть много других воплощений, таких, например, как Господь Рама или Кришна, поведавший "Бхагавад-гиту", изучение которой требует знания и глубокого проникновения в суть вопроса. Но Господь Чайтанья и Нитьянанда предложили метод, практика которого приносит только радость, - нужно просто петь и танцевать. Поэтому Лочана дас обращается ко всем: "Дорогой брат, прошу тебя, просто поклоняйся Господу Чайтанье и Нитьянанде с твердой верой". Не думайте, что не достигнете желанной цели, если будете просто петь и танцевать. Вы обязательно достигнете ее. Господь Чайтанья Махапрабху заверяет, что с помощью этого метода можно достичь полного совершенства. Поэтому нужно петь с твердой верой в сердце.

Так в чем же заключается этот метод? Тот, кто хочет с помощью этого метода обрести сознание Кришны, не должен предаваться чувственным наслаждениям. Это единственное ограничение. Если человек перестанет удовлетворять свои чувства, он непременно достигнет цели. Нужно оставить стремление удовлетворять свои чувства и просто петь: "Харе Кришна! Хари! Хари!"

Лочана даса Тхакур говорит: "Дорогой брат, просто попробуй и испытай этот метод на себе. Во всех трех мира нет равных Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде, ибо Они настолько милосердны, что не только люди, но даже птицы и звери плачут, когда видят Их". Когда Господь Чайтанья шел по лесу Джхарикханда, все животные: тигры, слоны, змеи, олени - пели вместе с Ним мантру "Харе Кришна". Это пение прекрасно, и принять в нем участие могут все, даже животные, не говоря уже о людях. Конечно, обыкновенный человек не сможет заставить петь животных, но мы по крайней мере можем попытаться вдохновить на пение мантры "Харе Кришна" людей, раз Чайтанья Махапрабху вдохновлял на это даже зверей. Это пение так чудесно, что способно растопить даже самое каменное сердце. Оно так прекрасно, что растопит даже камень.

Но Лочана даса Тхакур с болью в сердце говорит, что он попался в ловушку удовлетворения чувств. Он обращается к себе с такими словами: "Дорогой мой ум, ты попался в ловушку удовлетворения чувств, и тебя не привлекает пение мантры "Харе Кришна". О чем еще можно говорить, если тебя не привлекают лотосные стопы Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды? Единственное, что мне остается, - это просто сокрушаться о своем невезении. Ямараджа, повелитель смерти, наказывает меня, не позволяя мне присоединиться к этому движению".


ш́рӣ-гаудийа̄рпанам асту