22 января 2018 - Явление Рагхунатхи даса Госвами

0 v0X3xrW2MРагхунатха Даса Госвами явился в этот мир в 1495 году. Он был одним из шести Госвами Вриндавана, учителем которых был сам Господь Чайтанья.

Родился он в небольшом селении Чандпур, которое находится на месте нынешнего Шри Кришнапура, в двух милях от Сантаграма провинции Хугли в Западной Бенгалии.

Его отец, Говардхана Маджумадара, принадлежал не к брахманическому сословию, однако владел большим количеством земель, и состояние его измерялось миллиардами. Все эти богатства должен был унаследовать Рагхунатха Даса Госвами, так как в их семье других наследников мужского пола больше не было.

Баларама Ачарйа, возвышенный и авторитетный преданный Сантаграма, начал наставлять его в основах учения вайшнавов еще с раннего детства. Он хотел взрастить в своем ученике настоящую святость. После ухода учителя из этого мира, цветок преданности в сердце Рагхунатхи взращивал сам Харидас Тхакур, который поддерживал общение с Баларамой Ачарьей. Харидас Тхакур пролил на юного Рагхунатха свои благословения.


Судьбоносная встреча

Из книги Сатйараджа прабху:

В 1510 году известие о саннйасе Шри Чайтанйи достигло Сантаграма. Узнав, что Нитйананда Прабху отговорил Шри Чайтанйю от паломничества во Вриндаван и привел Его в местность, расположенную близ Шантипура, Рагхунатх Дас просил разрешения отца пойти туда, чтобы увидеть великого Шри Чайтанйю, о котором так много рассказывал ему святой Харидас Тхакур. Но юноша был слишком молод, всего пятнадцати лет от роду, и отец сомневался, стоит ли позволять своему сыну-аристократу общаться с большим числом отреченных. Говардхан не хотел, чтобы единственный наследник отрекался от мира и уходил из семьи. И все же Рагхунатх Дас убежал из дома в Шантипур и увиделся со Шри Чайтанйей Махапрабху.

Состоявшаяся встреча была эмоциональной и незабываемой. Шри Чайтанйа приветствовал Рагхунатха как своего вечного спутника, в этой жизни, наконец, вернувшегося к Нему, и Рагхунатх Дас припал к стопам Господа в знак великой преданности и смирения. Свами Прадип Тиртха Махарадж, ученик Шрилы Бхактивиноды Тхакура, так описывает эту сцену: "Когда Господь, приняв саннйасу, прибыл в Сантипур, Рагхунатх Дас с восторженной любовью простерся ниц у Его лотосных стоп, а Махапрабху коснулся его носком ноги." Этот взаимный обмен произвел неизгладимое впечатление на обоих. Однако, после десяти дней интенсивного общения с преданными из Навадвипа, Шри Чайтанйа покинул Джаганнатха Пури, и Рагхунатх Дас отправился домой. <...>

Несмотря на горячее желание Рагхунатха Даса отречься от семьи и богатства, Шри Чайтанйа повелел ему возвратиться домой. "Господь Кришна призовет тебя к отречению в надлежащее время, - сказал Шри Чайтанйа, - а пока живи, как обычный человек." Спустя шесть дней Рагхунатх Дас вернулся в Сантаграм.

Ощущая себя совершенно новой личностью, Рагхунатх Дас продолжал получать наставления Шри Чайтанйи изнутри своего сердца. Он умело управлял имением отца и женился на девушке несказанной красоты. Ведя, на первый взгляд, роскошную жизнь богача, в глубине души Рагхунатх Дас торопил день, когда сможет отречься от всего мирского, предпочтя ему простоту и аскетизм.

Позже Рагхунатха всё-таки пришёл к стопам Гауранги, получив благословения Нитйананды прабху. Господь же отдал Рагхунатху под руководство своего секретаря и ближайшего спутника Шри Сварупы Дамодары:

сварупа бхавато бхаватв айам ити смита-снигдхайа
гираива рагхунатхам утпулаки-гатрам улласайан
рахасй упадишан ниджа-пранайа-гудха-мудрам свайам
вираджату чирайа ме хрди са гаурачандрах прабхух

 «О Сварупа! Поручаю Рагхунатху твоим заботам!» Эти сладостные слова, с улыбкой произнесенные Махапрабху, так обрадовали Рагхунатху, что волосы у него на теле встали дыбом. Наедине Махапрабху раскрыл Рагхунатхе тайны Своей глубокой любви к Кришне. Пусть же Шри Гаурачандра всегда пребывает в моем сердце! (Шрила Вишванатха Чакраварти, Махапрабхор аштака, 1)


Обеты Рагхунатха даса Госвами

Рагхунатха дас Госвами являл необычайный аскетизм, простоту и глубину своего сердца. Как прайоджана-ачарйа, он учит нас к чему мы должны стремиться. Его обеты, которые он изложил в Сванийама-дашаке могут послужить нам источником вдохновения в серьёзной духовной жизни:

1) Пусть в моем сердце всегда живет любовь к Шри Гурудеву, гаятри-мантрам, которые он дал мне, шри хари-наме, лотосным стопам сына Шачи — величайшего из проявлений Господа, Шри Сварупе Дамодаре, Шри Рупе Госвами и его последователям, его старшему брату Шри Санатане Госвами, царю гор Гирираджу Говардхану, озеру Гандхарвики (Шри Радха-кунде), Матхура-дхаме, Шри Вриндавану, царству Враджа, чистым преданным Шри Кришны и жителям Враджа.

2) Я и на мгновенье не хочу оказаться за пределами Враджа, даже если там я встречу Божество Шри Хари и смогу наслаждаться бхакти-расой в обществе вайшнавов. Рождение за рождением я буду жить на земле Враджа, даже если здесь мне придется вести пустые разговоры с местными жителями.

3) Если бы сказочно богатый царь Ядавов позвал меня к себе во дворец, в то время как я долгие годы страдал в разлуке с ним, я ни на миг не покинул бы Шри Враджа-бхуми, несравненное место сладостных развлечений Шри Шри Радхи-Кришны, и не пошел бы в Дварака-пури.

4) Но если бы моего слуха коснулась весть, что Шримати Радхика, обезумев от божественной любви, ушла в Двараку и находится там в объятиях Шри Кришны, я без промедления покинул бы Вриндаван и, взволнованный, помчался бы туда быстрее Гаруды.

5) Безначальный или имеющий начало, мягкосердечный или жестокий, всемилостивый или немилосердный, более великий, чем Шри Нараяна, повелитель Вайкунтхи или такой же, как обычный человек, — Шри Кришна, сын царя Нанды, живущий во Врадже, — мой господин из жизни в жизнь.

6) Я не желаю и мгновение общаться с лицемерами, которые поклоняются Шри Говинде, но игнорируют Шри Гандхарву, которую все мудрецы во главе с Нарадой и всеми шастрами провозгласили самой дорогой возлюбленной Кришны.

7) Любому, кто омывается в нектаре трансцендентного имени Радхики, кто поклоняется Кришне вместе с Ней и с любовью кланяется Им, я готов каждый день омывать лотосные стопы, а затем с радостью пить эту чаранамриту и окроплять ею свою голову.

8) Покинутый своими дорогими друзьями (Шри Рупой, Шри Санатаной и другими), невежественный и слепой, я тону в океане страданий. Зажав в зубах соломинку, я горячо молюсь, чтобы Шри Гандхарвика проявила ко мне благосклонность и привела меня к Своим лотосным стопам.

9) Используя лишь то молоко и зерно, одежду и посуду, которые производят во Враджа-дхаме, я буду постоянно жить на Радха-кунде и Гирирадже Говардхане и смиренно следовать своим обетам, а когда придет мой час, оставлю тело на берегу моей дорогой Шри Радха-кунды в присутствии Дживы Госвами и других преданных.

10) По примеру моего дорогого друга Шри Рупы в уединенных кунджах я буду усердно служить Шри Гандхарвике, затмевающей своей красотой богиню удачи и весь Врадж, и Шри Гиридхари, сияющему ярче сонма богов любви.


Пусть же прекрасный Шрила Рагхунатха даса Госвами примет нас своими последователями и поможет нам достичь цели преданного служения!

dandavat