31 января 2018 - Явление Шрилы Нароттама даса Тхакура

narottam

narottam das thakurШрила Нароттама дас Тхакур - великий спутник Господа Чайтаньи, прославленный тем, что он облёк свои сокровенные чувства в поэзию и песни и передал их нам, чтобы мы могли соприкоснуться со всей глубиной Сознания Кришны. Нароттама дас Тхакур писал:

«Радха и Кришна – моя цель в жизни и смерти, и они - Господа моего дыхания. Исполняя свои бхаджаны только для них, я поднимаюсь и падаю в океане премы. Я молюсь о том, чтобы я всегда мог быть верным этой любви в своем сердце, как самому возвышенному идеалу».

Нароттам дас Тхакур пришёл в этот мир, чтобы утвердить величие учения Господа Чайтаньи, сделать славу Святого Имени ещё более привлекательной для обусловленных душ и своими песнями наполнить вдохновением сердца преданных, страдающих в разлуке со своим Господом, Шри Гаурангой Махапрабху.

«Песни Тхакура Нароттамы даса, одного из ачарьев Гаудийа-сампрадайи, написаны на простом бенгали. Но Тхакур Вишванатха Чакраварти, другой очень образованный ачарья из той же сампрадайи, считал песни Тхакура Нароттамы даса практически равноценными ведическим мантрам». (ШБ 1.10.20, комм.)

Нароттама явился за год до ухода Шри Чайтаньи, 1534 году в полнолуние месяца Магх (январь-февраль), откликнувшись на его любовный зов. Шри Гаура вложил в сердце Нароттама всю свою любовь и наделил его необычайной силой распространять шри хари-наму.

 


 "О, Нароттам!"

holy name nectar ocean2Когда Чайтанья Махапрабху решил пойти из Пури во Вриндаван, Он остановился в деревне Рамакели, чтобы повидать Рупу и Санатана. В это время Махапрабху посмотрел в глубокие голубые воды реки Падма, протекающей рядом с деревней Кхетури в Восточной Бенгалии, и начал лихорадочно выкрикивать:

“О, Нароттам! О, Нароттам!”

Нитьянанда Прабху, постоянный спутник Господа, не был этим удивлен. Уже несколько раз посреди бурного киртана Махапрабху выкрикивал это имя. Ближайшие спутники Господа сделали из этого вывод, что скоро родится великая личность, так как “нароттам” дословно переводится как “великий человек”.

На этот раз, однако, Махапрабху выкрикивал имя Нароттама с огромной радостью. Слезы непроизвольно потоками лились из его глаз, и Он метался по берегу взад и вперед, как будто сошел с ума. Нитьянанда Прабху начал беспокоиться о состоянии Махапрабху. Он никогда не видел, чтобы Его господин так неудержимо заливался слезами, почти теряя сознание. Махапрабху открыл причину Своего необычного экстаза:

“Нитьянанда, там за рекой в деревне Кхетуриграм скоро родится Нароттам. Это произойдет еще при Нашей жизни. Киртан - это моя жизнь и душа, и Нароттам будет продолжать это. Там в Кхетури (гарер-хата) он впитает в себя киртану-расу со всей Моей любовью. Я не могу дождаться этого дня. Сейчас я вложу Свою любовь в реку Падму, и когда Нароттам придет сюда и искупается, Падма передаст ему Мою любовь". (Из книги Сатйараджи прабху)


Первые санкиртанщики

В библиотеке рукописей при Храме группой исследователей во главе с д-р Р.Д. Гуптой был найден новый документ, позволивший сделать сенсанционное открытие.

Написанный на пальмовых листьях, этот манускрипт представляет собой письмо от Нароттама Даса Тхакура к Дживе Госвами. Письмо состоит из годового отчёта по распространению книг на конец 1501 года эры Шака (1579 г. н.э.), Гаура-пурниму.

Фрагмент письма:

Шринивас Ачарья:
«Бхагаватам» с «Вайшнава Тошани» – 6
Песни Гьянадаса – 23
Песни Говинда Даса – 19
«Прартхана» Нароттама Даса – 11
«Бхакти-расамрита-синдху» – 1
«Чайтанья Бхагавата» - 22
«Чайтанья Мангал» Лочандаса – 6
«Хари-бхакти-виласа» – 1
Карча Мурари Гупты – 1

Нароттам Дас:
«Бхагаватам» - 2
Песни Джнянадаса – 13
Песни Говинда Даса – 21
«Прартхана» – 56
«Уджджвала-ниламани» – 3
«Чайтанья Бхагавата» - 45
«Чайтанья Чандрамрита» – 5
«Гауранга-падавали» Васу Гхоша – 34

Шьямананда:
«Бхагаватам» - 4
Песни Джнянадаса – 10
Песни Говинда Даса – 11
Другие песни – 34
«Прартхана» Нароттама Даса – 16
«Бхакти-расамрита-синдху» – 5
«Уджджвала-ниламани» – 1
«Чайтанья Бхагавата» - 25
«Чайтанья Чандрамрита» – 15
«Гауранга-падавали» Васу Гхоша и др. – 14

И это общее количество для целых групп, а не только для упомянутых личностей.

Нароттам завершает своё письмо следующим комментарием:

"Нароттам сожалеет о низких показателях, и очевидно, что пока кто-нибудь не возьмёт на себя труд изобрести печатный станок, не будет никакой возможности развить прему. Этот слуга смиренно молится о том, чтобы родиться в том далёком будущем, когда он будет иметь возможность распространять книги на улицах и базарах, и получить, таким образом, всю милость Махапрабху, так как какая польза от воспевания и поклонения, или обсуждения Харикатхи, если результаты распространения книг такие низкие?"

Теперь всем бхактам становится понятным откуда произрастает корень трансцендентного распространения книг о Бхакти, где зародился дух проповеди, который вдохновил Шрилу Прабхупаду писать свои книги и распространить их по всему миру!


Что значит быть спутником Гауранги

srinivasnarottamramshyamrasiksizedВопрос: Тхакур Махашай написал: «гаура̄н̇гера сан̇ги-ган̣е, нитйа-сиддха кори’ ма̄не, се джа̄йа враджендра-сута па̄ш́» — «Тот, кто считает спутников Господа Гауранги вечно освобожденными душами (нитья-сиддхами), тот отправляется в обитель Господа Кришны, сына царя Враджи». Кто имеется в виду под «спутником» (санги)?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур: Те, кто способствуют настроению разлуки (випраламбха-бхава-сахайака) Шри Гауранги – именно они являются «спутниками Гауранги» (гаурангер санги). Те, кто исполняют желание Гауры – именно они являются спутниками Гауранги. Те, кто постоянно находились рядом с Гаурангой ради служения Ему, именно они – спутники Гауранги. А иначе Махапрабху проповедуя в Южной Индии, ходя из деревни в деревню,  превратил всех людей в вайшнавов. Тем не менее, те, кто не заняты постоянно выполнением желания Шри Махапрабху, то есть, те, кто не совершают сангу с Махапрабху постоянно, оставив все ради Него, как их можно назвать «спутниками» (санги) Гауранги? Тот кто совершает сангу, то есть «в полной мере идет [вместе]» — того называют «санги», спутником. Тех, кто не совершали сангу каждое мгновение, нельзя назвать санги, спутниками. Они могут быть преданными Махапрабху, «бхактами». Спутник (санги) значит «паршада» — член окружения. В то же время, Тхакур Нароттам хотя и не явился во время проявленных игр Махапрабху, все равно является спутником Махапрабху. Почему? Потому что он явился в этом мире именно для того, чтобы исполнить желание Махапрабху. Он постоянно, вечно опьянен служением Махапрабху и погружен в настроение Его сердца. Он – совершенным образом подпитывает настроение разлуки. Поэтому Тхакур Махашой — «нитья-сиддха».(Е.М. Бриджабаси прабху, Gauḍīya-toṣaṇī, О Шриле Нароттаме дасе Тхакуре)


Другие материалы о Нароттаме дасе Тхакуре...