Шри Уттхана (Харибодхини) Экадаши

Cегодня мы поведаем вам о славе Экадаши священного месяца Картика, который называется Шри Уттхана или Харибодхини, а также Девоттхани и Папа-харини Экадаши, которая описывается в «Сканда-пуране». Шуддха экадаши светлой половины месяца Картика – Дамодара (октябрь-ноябрь).

В «Гопал Чампу» Шрила Джива Госвами описывает, что на экадаши, который идёт после Говардхана-пуджи (Уттхана Экадаши), Господь Индра осознал, что он совершил ужасную ошибку, напав на Господа Кришну и Шри Вриндавана дхаму теи самымнанес оскорбление лотосным стопам Верховного Господа.Индра пришёл к Господу Кришне, предложив свои дандаваты, и со слезами на глазах умолял Господа Кришну о милости и о Его великодушном прощении. Но Кришна не обратил на него внимания. Тогда он обратился к Господу Брахме, потому что знал, что тот недавно оскорбил Господа Кришну. Индра попросил у него совета, что делать, когда совершаешь такое оскорбление.

 

Господь Брахма посоветовал принять прибежище у Сурабхи – коровы с райских планет. Сурабхи немного удивилась, увидев, что царь небес ищет ее покровительства, но согласилась помочь. 

И Индра снова обратился к Господу Кришне, поставивперед собой Сурабхи. Она попросила простить Индру, и по её милости Господь сжалился над ним. 

Слёзы Индры наполнили кунду, которая известна сейчас как Индра-кунда.

Рядом же находится Сурабхи-кунда, место, где священная корова предстала перед Господом игде Индра обрел прощение за оскорбление лотосных стоп Господа и Его спутников. (Сурабхи-кунда - особое место. Сурабхи по-прежнему живёт здесь. И оскорбители приходят сюда, чтобы молиться ей, и могут обрести особую милость и избавиться от оскорблений).

После этого Сурабхи и Индра отвели Господа на другую сторону холма и там совершили абхишеку.

 

История Харибодхини Экадаши

Господь Брахма сказал Нараде Муни:                                       

“Дорогой сын, о лучший из мудрецов, я поведаю тебе славу Харибодхини экадаши, уничтожающего все грехи и дарующего великое благо и высшее освобождение тем мудрым людям, которые предаются Всевышнему Господу.

О лучший среди брахманов, благо, достигаемое омовением в Ганге, имеет значение лишь до тех пор, пока не наступил Харибодхини экадаши. Этот экадаши, который наступает в светлой половине месяца картика, очищает намного сильнее, чем омовение в океане, в местах паломничества или в озере.

Этот священный экадаши более могущественен в уничтожении грехов, чем тысяча жертвоприношений Ашвамедха и сотня жертвоприношений Раджасуйа”. 

Нарада Муни, мудрец среди полубогов, спросил:                               

“О отец, будь добр, опиши те качества, которые можно обрести если полностью поститься в экадаши, или только ужинать (без зернобобовых), или если есть только в середине дня (без зернобобовых)”.

Господь Брахма ответил:                                                  

“Если человек ест один раз в полдень экадаши, тоуничтожаются его грехи предыдущего рождения; если он только ужинает, то уходят его грехи, приобретенные в двух предыдущих рождениях; а если он ничего не ест, то уходят все его грехи, накопленные за семь предыдущих рождений.

О сын, человек, строго соблюдающий Харибодхини экадаши будет обладать труднодостижимым в этих трёх мирах. Тот, чьи грехи сравнимы с горой Сумеру, увидит, что они исчезли, если будет просто соблюдать пост в Папахарини экадаши (другое название Харибодхини экадаши). Грехи, накопленные человеком за тысячи предыдущих рождений, сгорят дотла, если он не только постится, но и бодрствует ночью в экадаши - так сгорает гора хлопка, если поднести к ней маленький огонёк.

О лучший из мудрецов, Нарададжи, человек, строго соблюдающий этот пост, обретёт вышеперечисленные результаты. Если совершить в этот день даже небольшое благое дело, следуя правилам и предписаниям, обретается благо, равное горе Сумеру. Однако человек, не следующий правилам и предписаниям, указанным в священных писаниях, не получит никакого блага, даже если его благие дела равны горе Сумеру.

Тот, кто не воспевает гаятри-мантру три раза в день, тот, кто пренебрегает постом, не верит в Бога, кто критикует священные писания Вед, кто думает, что Веды несут только разрушение тем, кто следует их предписаниям, кто тешится с чужой женой, кто крайне глуп и нечестив, кто не ценит услугу, оказанную ему, тот, кто обманывает других - такой человек, о сын, никогда не сможет с успехом совершать какую-либо религиозную деятельность. Будь он брахманом или шудрой, но если он наслаждается с чужой женой, особенно женой дваждырождённого, то он не лучше собакоеда (1).

О лучший из мудрецов, любой брахман, который наслаждается сексом с вдовой или женой другого брахмана, принесёт разрушение себе и своей семье. Любой брахман, наслаждающийся недозволенным сексом, не будет иметь детей в следующей жизни и все обретенные им благословения обратятся в руины. Если такой человек непочтителен к дваждырождённому брахману или духовному учителю, то он сразу же перестаёт духовно расти, а также теряет благополучие и своих детей.


Вот три типа людей, действующих во вред себе:                         

-  аморальные, наслаждающиеся сексом с женой собакоеда,              

-  удовлетворённые общением с негодяями,                                    

- общающиеся с греховными людьми и посещающие их дома без духовных целей - они последуют в обитель Ямараджи, правителя смерти, а также кто ест в таком доме в этот день, то обретённое им благо пропадёт, так же, как и его судьба, долголетие, дети и счастье.

Любой греховный негодяй, оскорбляющий святого человека, вскоре теряет религиозность, экономическое благополучие, чувственное удовлетворение, и в конце концов сгорает в огне ада. Каждый, кто любит оскорблять святых или не прерывает того, кто оскорбляет святых, считается не лучше осла. Этот глупец еще при жизни увидит гибель своей династии.

Человек с нечистым характером, негодяй или мошенник, или тот, кто всегда придирается к другим, никогда не достигнет высшей цели после смерти, даже если он постоянно раздает милостыню или совершает другие благочестивые поступки. Поэтому каждый должен воздерживаться от совершения неблагоприятных действий и должен совершать только благочестивые поступки, посредством которых достигнет совершенства и избежит страданий.

Однако тот, кто решил поститься в Харибодхини экадаши, стирает этим грехи 100 предыдущих жизней, а тот, кто не только постится, но и бодрствует всю ночь на экадаши, обретёт неисчислимое благо и после смерти отправится в высшую обитель Господа Вишну, а его 10 000 родственников, родных и близких также следуют в верховное жилище. Даже если его предки много грешили и страдают в аду, они получат великолепно украшенные духовные тела и счастливо последуют в обитель Вишну.

О Нарада, даже тот, кто повинен в гнусном грехе – убийстве брахмана, освобождается от мерзких черт своего характера, постясь в Харибодхини экадаши и бодрствуя в ночь на экадаши. Благо, которое нельзя обрести омовением во всех местах паломничества, жертвоприношением коня, раздачей в милостыню коров, золота, плодородных земель, могут быть достигнуты, если в этот священный день соблюдать пост и бодрствовать всю ночь.


Каждый, соблюдающий Харибодхини экадаши, обладает высоким сознанием и прославит свою династию. Так как смерть неизбежна, то и потеря имущества тоже неизбежна. Зная это, каждый должен соблюдать пост в этот день, Шри Харибодхини экадаши, который так дорог Хари.

Все места паломничества трех миров мгновенно придут в дом человека, постящегося в экадаши. Поэтому, чтобы удовлетворить Господа, держащего диск в Своей руке, каждый должен исполнять все предписания, предаться Господу и соблюдать пост в экадаши. Того, кто постится в день Харибодхини, считают мудрецом, подлинным йогом, аскетом, человеком, всегда управляющим своими чувствами. Только он наслаждается в этом мире совершенно, и он, несомненно, достигает освобождения. Этот экадаши является самой сутью религиозности, ибо он очень дорог Господу Вишну. Даже одно только соблюдение экадаши дарует наивысшие награды во всех трех мирах.

О Нарададжи, тот, кто постится в экадаши, никогда больше не будет рождаться, и поэтому исполненные веры преданные Всевышнего Господа оставляют все виды религий и просто предаются посту в этот экадаши. Для великой души, которая отмечает экадаши, постясь и бодрствуя всю ночь, Всевышний Господь, Шри Говинда, лично уничтожает последствия грехов, которые эта душа обрела действиями ума, тела и слов.

О сын, каждый, совершающий омовение в местах паломничества, раздающий милостыню, воспевающий святые имена Всевышнего Господа, подвергающий себя аскезе и совершающий жертвоприношения Богу в день Харибодхини экадаши, обретает вечное благо. Преданный, который в этот день поклоняется Господу Мадхаве в прекрасном убранстве, освобождается от тяжких грехов ста жизней. Человек, соблюдающий этот пост и правильно поклоняющийся Господу Вишну, освобождается от великой опасности.

Этот пост в экадаши доставляет такую радость Господу Джанардане, что Он забирает человека, соблюдающего этот пост, обратно в Свою обитель, и преданный будет освещать десять сторон света. Тот, кто желает красоты и счастья, должен стараться почитать Харибодхини экадаши, особенно если он выпадает на двадаши. Грехи ста предыдущих рождений, грехи приобретенные в детстве, молодости и старости во всех жизнях, независимо от того “сухие” они или “мокрые”, уничтожаются Всевышним Господом Говиндой, если человек постится в Харибодхини экадаши с преданностью (2).


Харибодхини – это лучший экадаши.Для того, кто постится в этот день, нет ничего недостижимого или труднодостижимого в этом мире, ибо экадаши дает обилие зерна, отменное благополучие и высшее благо, а также избавляет от всех грехов, страшного препятствия освобождению.

Пост в этот экадаши в тысячу раз лучше, чем раздача милостыни в день солнечного или лунного затмения. Вновь говорю тебе, о Нарададжи, что любое благо, обретенное омовением в местах паломничества, раздачей милостыни, воспеванием джапы, цитированием ведических мантр, совершением жертвоприношений и изучением Вед, является только одной десятимиллионной частью награды человека, который лишь раз постился в Харибодхини экадаши. Всё благо, которого можно достичь в жизни путём благочестивой деятельности, будет совершенно бесполезно, если не соблюдать пост в экадаши и не поклоняться Господу Вишну в месяц Картика. Поэтому, о Нарада, ты должен всегда поклоняться Всевышнему Господу, Джанардане, и служить Ему. Этим ты достигнешь желаемой цели, высшего совершенства.

В Харибодхини экадаши преданный Господа не должен есть в чужом доме или есть пищу, приготовленную непреданными. Если же он сделает так, то достигнет только блага поста в полнолуние. Философские обсуждения писаний в месяц картика доставляют Шри Вишну большее удовлетворение, чем дарение слона, лошадей или совершение дорогих жертвоприношений. Тот, кто воспевает или слушает описание качеств и игр Господа Вишну, хотя бы полстиха или четверть стиха, обретет то же благо, что и подаривший брахману сто коров. О Нарада, в месяц картика надо оставить все виды обычных обязанностей и посвящать всё свое время и энергию, особенно во время поста, обсуждению трансцендентных игр Всевышнего Господа. Такое прославление Шри Хари в экадаши, столь дорогой Господу день, освобождает 100 предыдущих поколений. Каждый, кто проводит своё время наслаждаясь этими обсуждениями, особенно в месяц Картика, достигает результатов, сравнимых с совершением десяти тысяч жертвоприношений и сжигает все свои грехи дотла.

Слушающий великолепные повествования о Господе Вишну, особенно в месяц картика, автоматически обретает то же благо, что и жертвующий сто коров. О великий мудрец, человек, воспевающий славу Господу Хари в экадаши, обретает то же благо, что жертвующий семь островов”.     

Нарада Муни спросил своего прославленного отца:                             

“О Господин всех, о лучший из полубогов, пожалуйста, расскажи мне, как соблюдать этот наиболее священный экадаши. Какова награда за это человеку, исполненному веры?”

В этот день почитают Бога под именем Кешава, того кто победил демона Кеши (взбесившийся конь - часто наши чувства сравнивают с конём). Но Кешава легко побеждает взбесившиеся чувства.

     

Господь Брахма отвечал:                                                    

“О сын, желающий соблюдать этот экадаши, должен встать рано утром во время брахма-мухурты (от полутора часов и до пятидесяти минут перед восходом солнца). Затем надо почистить зубы и совершить омовение в озере, реке, бассейне, источнике или в своем доме, согласно ситуации. После поклонения Господу Шри Кешаве надо слушать с великим вниманием священные писания Господа. Он должен так молиться Господу:

“О Господь Кешава, я буду поститься в этот день, который так дорог Тебе, а завтра буду прославлять твой священный прасадам. О лотосоокий Господь, о непогрешимый. Ты мое единственное убежище. Милостиво защити меня”.

Сказав эту торжественную молитву перед Господом с великой любовью и преданностью, надо строго соблюдать пост. О Нарада, тот, кто будет бодрствовать всю ночь на экадаши, петь прекрасные песни, прославляя Господа, танцевать в экстазе, исполнять на инструментах великолепную музыку для Его трансцендентного удовольствия и рассказывать об играх Господа Кришны, как записано в совершенных ведических писаниях - такой человек, несомненно, достигнет внеземного, духовного царства Бога, находящегося далеко за пределами трёх миров.

В Харибодхини экадаши надо поклоняться Шри Кришне камфорой, плодами и благоухающими цветами, особенно жёлтыми цветами агару. В этот важный день нельзя занимать свое внимание меркантильными интересами. Другими словами, жадность должна быть заменена благотворительностью. Это путь превращения потерь в несчётные блага. Надо предлагать Господу множество плодов и омывать Его водой из раковины. Такая практика преданности, осуществляемая в Харибодхини экадаши, в десять миллион раз благоприятнее, чем совершение омовений в местах паломничества и все формы благотворительности.

Даже Господь Индра складывает ладони и выражает почтение преданному, который в этот день поклоняется Господу Джанардане свежими цветами агастья. Всевышний Господь Хари очень удовлетворен, когда Его украшают прекрасными цветами агастья. О Нарада, я даю освобождение каждому, кто преданно поклоняется Господу Кришне в экадаши месяца картика листьями дерева бел. А для того, кто поклоняется Господу Джанардане свежими листьями Туласи и ароматными цветами в течение этого месяца, о сын, я лично сжигаю дотла все его грехи десяти тысяч жизней.

Тот, кто просто видит Туласи Махарани, дотрагивается до неё, медитирует на неё, рассказывает её историю, выражает ей почтение, молится её милости, растит её, поклоняется ей, поливает её - вечно живёт в обители Господа Хари. О Нарада, тот, кто служит Туласи-деви этими девятью способами, достигает счастья в высшем мире на столько тысяч юг, сколько корней и ветвей у взрослого растения Туласи. Когда на зрелом растении Туласи появятся семена, из них вырастет много растений, которые расправят свои ветви, веточки и цветы, а эти цветы также дадут множество семян. Предки каждого, кто служит Туласи этими девятью способами, будут жить в обители Господа Хари в течение стольких тысяч кальп, сколько семян даст это растение (3).

Тот, кто поклоняется Господу Кешаве цветами кадамба, которые очень приятны Ему, получит Его милость и никогда не увидит обители Ямараджи, олицетворённой смерти. Так какова же польза во всяком другом поклонении, если все желания могут быть исполнены удовлетворением Господа Хари? Например, преданный, подносящий Ему цветы бакула, ашока и патали, освобождается от страданий и горестей на такое время, сколько солнце и луна существуют во вселенной, и, в конце концов, он достигнет освобождения. О лучший из брахманов, поднесение цветов каннера Господу Джаганнатхе принесёт преданному столько милости, сколько достигается поклонением Господу Кешаве в течение четырёх юг. Подносящий цветы Туласи (манджари) Шри Кришне в месяц картика получает большее благо, чем от пожертвования десяти миллионов коров (4). Даже поднесение с преданностью свежих стеблей травы дает в сто раз большее благословение, чем простое ритуальное поклонение Всевышнему Господу.

Выход из поста

Итак, о величайший из брахманов, Шри Нарада, после такого поклонения Господу Кешаве, дарующему материальное и духовное счастье в Харибодхини экадаши, на следующий день надо встать рано совершить омовение в реке, повторить джапу (5), святые имена Кришны, и совершать любовное преданное служение Господу дома, по возможности наилучшим образом. Прерывая пост, преданный должен вначале предложить прасад брахманам, и только затем, с их позволения, съесть что-то зерновое. Потом, чтобы доставить удовольствие Всевышнему Господу, преданный должен поклоняться своему духовному учителю, чистейшему из преданных Господа, и предложить ему роскошную пищу, лучшую одежду, золото и коров, согласно своим возможностям. Это, конечно же, доставит удовольствие Всевышнему Господу, держащему диск.

Затем преданный должен подарить брахману корову, а если преданный пренебрёг некоторыми правилами и регулирующими принципами духовной жизни, то он должен исповедаться в этом брахману, преданному Господу. Потом преданный должен поднести ему какую-то дакшину (деньги). О царь, тот, кто ужинал в экадаши, должен накормить брахмана на следующий день. Это доставит большое удовольствие Верховной Личности Бога.

О сын, если человек постился без позволения своего священника, или если женщина постилась без позволения своего мужа, они должны пожертвовать быка брахману. Мёд и йогурт — также подходящие подарки брахману. Тот, кто ел в экадаши только фрукты, должен на следующий день пожертвовать фрукты. Тот, кто не употреблял только масло, должен пожертвовать гхи; тот, кто не употреблял только гхи, должен пожертвовать молоко; тот, кто постился, не употребляя зерновые, должен пожертвовать рис; тот, кто спал на полу, должен пожертвовать кровать со стёганным одеялом; тот, кто ел на тарелке из листа, должен пожертвовать горшок с топленым маслом; тот, кто молчал, должен пожертвовать колокольчик; тот, кто не употреблял кунжут, должен пожертвовать золото и накормить двух брахманов роскошной пищей. Человек, который хочет предотвратить облысение, должен подарить брахману зеркало; тот, который имеет поношенные башмаки, должен подарить башмаки; а тот, кто постился, не употребляя соль, должен пожертвовать брахману немного сахара.

В течение этого месяца каждый должен регулярно предлагать в храме Господу Вишну или Шримати Туласи-деви светильник на гхи.

Пост в экадаши совершенен, если пожертвовать достойному брахману золотой или медный горшок, наполненный гхи или фитилями с гхи наряду с восьмью горшками, наполненными золотом и покрытыми тканями. Тот, кто не в состоянии сделать такие подарки, должен хотя бы сказать брахману несколько добрых слов. Сделавший так, несомненно, получит полное благословение поста в экадаши (6).

Выразив своё почтение и получив разрешение, преданный должен поесть. Этот экадаши завершает Чатурмасью, и то, от чего воздерживались в Чатурмасью, должно быть пожертвовано брахманам. О царь царей, тот, кто следует Чатурмасье, получит неисчислимые блага и после смерти попадёт в обитель Господа Васудевы. О царь, каждый, кто в полной мере соблюдает Чатурмасью без перерыва, достигнет вечного счастья и не будет больше рождаться, и если кто-либо прервёт пост, то он станет слепым или прокаженным.

Таким образом, я поведал тебе совершенный путь соблюдения Харибодхини экадаши. Каждый, кто читает и слушает об этом экадаши, обретёт благо равное тому, которое достигается жертвованием коров достойному брахману”.

Так заканчивается повествование о славе Картика-шукла экадаши, известном также как Харибодхини экадаши, или Девоттхани экадаши, из “Сканда Пураны”.


Примечания:
1.В Ведах сказано: “Тот, кто ест в доме шудры, заводит друзей среди шудр, спит с женщинами шудр, уже стал шудрой в этой жизни. Следующие сто его рождений будут в домах собакоедов”.
2.В Падма Пуране сказано: “Если человек грешит сознательно, в расчете на силу воспевания священных имён Господа, то нет для него пути к очищению”. Грехи, накопленные сознательно, называются “мокрыми”, в то время как те, которые накопились неосознанно, называются “сухими”. Здесь Господь Брахма говорит, что соблюдая Харибодхини экадаши, можно избавиться от всех грехов: как “мокрых”, так и “сухих”.
3.Одна калпа, состоящая из двенадцати часов Господа Брахмы, длится 4 320 000 000 лет. Так как Господь Кришна сказал в Бхагавад-гите [8.21] что “каждый, кто придёт в Мою обитель, никогда не возвратится в материальный мир”, то понятно, что в течение того миллиарда кальп, когда преданный остаётся в обители Господа Вишну, он будет совершать преданное служение и только затем получит возможность остаться там навечно.
4.Манджари, поднесённые Господу, должны быть только что сорванными и очень мягкими. Несвежие, твердые манджари не должны предлагаться Господу.
5.В Бхагавад-Гите [10.25] Господь Кришна сказал: “Из жертвоприношений я - воспевание святых имён, Джапа”. В Калисантаране Упанишаде оказано, что в Кали-югу воспевание махамантры “Харе Кришна”, состоящей из шестнадцати слов, - лучший метод достижения спасения. Вот шестнадцать слов мантры “Харе Кришна”, которую проповедовал Шри Чайтанья Махапрабху:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
6.Для вайшнава благотворительность означает следовать Сознанию Кришны, особенно воспевать мантру “Харе Кришна”. Как сказал Шри Чайтанья Махапрабху: “О брат, пожалуйста, воспой Харе Кришна хотя бы один раз. Это единственная милость, о которой я прошу”. Если преданный домохозяин в состоянии заниматься благотворительностью, то он может дать немного семян кунжута, одежду или пищу в качестве милостыни бедному, но это не обязательно.

Желаем всем лёгкого экадаши!

Источник