Тилака и туласи-мала

Вайшнавские обозначения

Однажды на прогулке преданные распрашивали у Шрилы Прабхупады о разных новых веяниях в МОСК. Они задавали вопросы о склонности носить на себе различные предметы, такие как туласи, оправленные в серебро или золото, тилаку из глины Радха-кунды, старые шнуры Божеств на запястьях и т.п. Шрила Прабхупада ответил что шнуры одевать нельзя. «В нашем обществе это входит в моду, которую нужно немедленно остановить». Он привел еще одну из бесчисленных бенгальских поговорок: «Вороны питаются испражнениями, но молодые вороны съедают его больше!» Он сказал: «При любой возможности мы возвращаемся к образу жизни хиппи. Это может разрушить весь наш престиж».

У вайшнавов есть повседневные атрибуты, которые имеют особый смысл. Ниже будет рассказано о традиционных обозначениях и их значение.

«Те, кто носит на шее бусы из туласи, кто отмечает 12 мест на своем теле как храмы Вишну и Его символами (четыре атрибута в четырех руках Господа Вишну - раковина, булава, диск и лотос) и кто имеет Вишну-тилаку на лбу, признаются преданными Господа Вишну в этом мире. Их присутствие очищает мир, и где-бы они не жили, они превращают эти места в Вайкунтху».

Шрила Прабхупада всегда носил тилаку и не упускал возможности прославить его в своих книгах. «В Кали-югу едва ли доступны золото или ювелирные украшения, но двенадцать знаков тилаки на теле достаточно, т. к. эти благоприятные украшения очищают тело» В одном из писем Шрила Прабхупада писал:

«Как солдат Вы знаете, что каждый из вас имеет униформу в соответствии с армейским этикетом. Поэтому армия Сознания Кришны в любых условиях должна иметь тилаку на лбу. Для Вашей работы Вы одеваете военно-морскую форму; подобно этому если у Вас тилака на лбу, как у солдата Сознания Кришны, то Вы не должны возражать против этого, ибо таково предписание» (Письмо Шрилы Прабхупады от 3 августа 1967 г.). «Все из вас, кроме санньяси, могут одеваться словно современный американский джентльмен, но каждому, как я упоминал, необходимо иметь тилак и т. п.» (Письмо Шрилы Прабхупады от 11 октября 1967 г.)


Вишну-тилака

После того как совершено омовение и одета чистая одежда преданный садиться на чистую асану (предпочтительно на подстилку из травы куша) и наносит урдхва-пундру или вишну-тилаку на 12 частей тела. Тилака - это знаки на теле, символизирующие лотосную стопу Вишну. Их называют урдхва-пундра, или две вертикальные линии. «Падма Пурана» и «Яджур-веда» утверждают, что урдхва-пундра символизирует лотосные стопы Вишну. 12 частей тела, на которые мы наносим урдхва-пундру, не являются произвольными. Это чувствительные точки, аккумулирующие духовную энергию путем перечисления имен Вишну и умственного помещения Господа в эти места. В «Падма Пуране» также говорится, что ношение урдхва-пундры необходимо для проведения ягьи, благотворительности, аскез, изучения Вед, обрядов сандхйа (таких как воспевание мантры Гайатри) или любой духовной деятельности. Когда преданный наносит знаки Господа и воспевает Его имена, Господь привязывается к нему и становится удовлетворенным. В этом смысле материальное тело превращается в священный храм Господа. «Брахманда Пурана» говорит, что тот преданный, кто наносит тилаку с большой аккуратностью, глядя в зеркало или в свое отражение в воде, возвратится в верховную обитель Господа. «Хари-бхакти-виласа» упоминает, что урдхва-пундра может различаться по форме, цвету и веществу в соответствии с сампрадайей преданных, однако другие положения неизменяемы. Она не должна быть кривой, нечеткой, неровной, грязной или плохо пахнуть.

«Когда садхака украшает свой лоб знаками тилаки, он должен помнить о Господе Кешаве; нанося знак тилаки на живот, он должен помнить о Господе Нарайане; нанося знак тилаки на грудь о Господе Мадхаве; нанося знак тилаки в облась горла о Господе Говинде; нанося знак тилаки на правую сторону живота о Господе Вишну; нанося знак тилаки на правую руку о Господе Мадхусудане; нанося знак тилаки на правое плечо о Господе Тривикраме; нанося знак тилаки на левую сторону живота о Господе Вамане; нанося знак тилаки на левую руку о Господе Шридхаре; нанося знак тилаки на плечо о Господе Хришикеше, нанося знак тилаки в верхней части спины о Господе Падманабхе и наконец, нанося знак тилаки в нижней части спины - о Господе Дамодаре. После этого он должен вымыть руки и вытереть их о голову в области макушки, медитируя при этом на Господа Васудеву. Правило гласит: в первую очередь садхака должен нанести знак тилаки на лоб. После этого нужно нанести знаки тилаки в вышеупомянутой последовательности».


Материалы для тилака

Пепел, будучи в гуне невежества, и красная чандана (сандаловое дерево), будучи в гуне страсти, не должны использоваться для тилаки. Земля, будучи в гуне благости, может использоваться. Писания особенно прославляют гопи-чандану, землю из Двараки. Она настолько чиста, что даже убийцы коров и подобные им грешники могут освободиться от грехов, лишь прикоснувшись к ней. “Сканда Пурана” обьявляет, что человек, имеющий дома туласи, раковину, шалаграма-шилу, дварака-чакру и гопи-чандану может не опасаться ада. “Гаруда Пурана” заверяет нас, что даже если человек исполняет свои обряды без надлежащих мантр или не исполняет обряды шраддха, но носит гопи-чандану, то все же получит соответствующие плоды такой деятельности. “Падма Пурана” цитирует Ямараджу, говоря, что гопи-чандана и земля с места, где растет туласи, - наилучшие материалы для тилаки.

Следуя по стопам Господа Чайтаньи, каждый может использовать для тилаки из Радха-кунды во Вриндаване. Чандану, предложенную Божеству, также можно использовать для тилаки. Если нет ничего из вышеперечисленного, можно использовать в качестве тилаки чаранамриту Божества; а если и она недоступна, берите для тилаки простую воду.

Возможно, читатель видел на видеозаписи, как Шрила Прабхупада наносит тилаку на различные части своего тела.

Шрута Кирти Прабху:«Хотя иногда он делал исключение. Летя в самолёте, когда он начинал снижаться, Шрила Прабхупада шёл в туалет, не обращая внимание на крики стюардесс, чтобы поставить свежий тилак. Он хотел предстать перед преданными со свежей тилакой».


Имена и символы Вишну (мудра-дхарана)

Мудра означает символ, а мудра-дхарана - ношение отметок на теле, представляющих различные символы Господа, такие как раковина или диск. Представители некоторых сампрадай носят такие символы постоянно или периодически наносят во время инициации или на двадаши-титхи в начале чатурмасья-враты путем прижатия горячих металлических форм к различным частям тела. Однако гаудия-вайшнав наносит символы, используя гопи-чандану. Имена Господа могут также быть оттиснены или написаны на теле (лбу и груди) с помощью гопи-чанданы. Таково правило для гаудия-вайшнавов. Хотя с недавних пор последователи Господа Шри Чайтаньи Махапрабху не используют эти знаки, после одного случая с преданным, которого отвергла Шримати Радхарани увидев на его теле подобные знаки.


Шейные чётки из туласи (туласи-кантхи-мала)

Подобно урдхва-пундре, бусы оборачиваются вокруг шеи, говоря о предании человека Господу. И оттого такой человек, украшенный туласи, дорог Господу. Однако если кто-то надевает туласи для имитации вайшнава, не пытаясь серьезно предаться Господу, то такой человек является грешником. Некоторые преданные во время проведения пуджи, джапы или других священных мероприятий носят благоприятные малы - чётки из туласи, семена лотоса или шёлковые павитры; все эти атрибуты снимаются перед принятием омовения или уходом из храма или дома. Но кантхи-мала носится постоянно, ибо она защищает преданного от дурных снов, происшествий, нападений с оружием и слуг Ямараджи. Ямадуты, завидев туласи-малу, разлетаются, словно гонимые ветром листья.

Совершив очистительные церемонии, преданный готов совершать поклонение Господу в чистом теле, с ясным умом. Все эти ритуалы призваны помочь, находясь в условиях материального мира, сохранять направление на высшую цель жизни. Правила священных писаний регулируют жизнь человека таким образом, чтобы он как можно чаще соприкасался с саттвой и мог помнить о Кришне. Все люди пробуждаются ото сна - кто-то утром, а кто к обеду. Все идут в ванную комнату. Одни чистят зубы, опорожняются, выливают на себя немного парфюма и спешат к холодильнику, чтобы снова набить желудок. Возможно, это звучит грубо, но таковы реалии сегодняшней жизни так называемого цивилизованного общества. Другие просто, очнувшись ото сна, включают телевизор и кофеварку, бросают в микроволновку, что попадётся под руку, и закуривают сигарету, чтобы не скучать, пока греется еда. Каждый выбирает, какую одежду носить, как часто бриться и стричь волосы. Единственное отличие преданного от мирского человека в том, что преданный делает так, как того хочет Кришна, чтобы удовлетворить Его. Тогда как мирские люди живут ради себя и поступают согласно влиянию на них гун материальной природы. Кто-то по часу в день проводит перед зеркалом, чтобы скрыть недостатки лица, а кто-то рисует аккуратную тилаку гопи-чанданой, украшая себя самым выдающимся богатством на этой Земле. Выбор всегда стоит перед нами. И он продиктован целями, которые мы ставим. Если наша цель всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нём, то несомненно Кришна поможет нам преодолеть низшую природу и приобрести новые привычки, которые хотя и напоминают обычную деятельность всех живых существ, всё же исполнены особого смысла.