Распорядок дня

Господь Чайтанья Махапрабху, являя миру пример идеального преданного, 46402eb9c204продемонстрировал, как вайшнаву следует проводить свой день. Утром Шри Чайтанья Махапрабху поднимался до восхода солнца. Он чистил язык скребком, чистил зубы и полоскал рот. После этого слуги массировали Его тело маслами и омывали священной водой Ганги. Выйдя на берег, Господь Чайтанья надевал чистую одежду. Слуги умащивали Его тело сандаловой пастой. После этого Господь, сделав ачаман, входил в храм. Он поклонялся Божеству Господа Вишну и предлагал Ему на золотом подносе разнообразные блюда, украшенные туласи-манджари. После исполнения этих обязанностей, Господь Чайтанья принимал завтрак со Своими близкими спутниками и вел с ними шутливую беседу. Затем Гаурасундара полоскал рот, омывал стопы и руки. В течение дня Господь Чайтанья Махапрабху встречался с преданными для изучения «Шримад-Бхагаватам» и проведения экстатических киртанов. Конечно, дневные игры Господа отличаются от деятельности, которой заняты обыкновенные живые существа, но все же, они наполнены активной деятельностью, подобно той, что совершает Кришна, отравляясь пасти коров.

Только перед закатом Господь Чайтанья отправлялся обратно домой, где уже было приготовлено подношение для Его Божества. Он совершал омовение и предлагал Божеству арати и прасад. Ближе к вечеру Махапрабху наслаждался общением со своими близкими спутниками и проводил киртан.

Следуя наставлениям и примеру Господа Чайтаньи Махапрабху, величайшие из вайшнавов написали множество книг для того, чтобы наука сознания Кришны могла стать доступной для каждого. В результате объединения некоторых из их трудов, были получены описания четырех частей суток – утра, дня, вечера и ночи, и объяснения, каким образом преданный может сосредотачиваться на деятельности в служении Кришне в течение этих промежутков времени.

Это описание начинается с правильного распорядка дня в соответствии с древней наукой Аюрведой. Далее будет описан отход ко сну и соответствующие этой деятельности рекомендации. Затем – подъем и утренние обязанности. После этого последует описание деятельности в течение дня. А потом будет рассказано о вечерних обязанностях. Таким образом, будет рассмотрен день вайшнава, который стремится сохранить гармонию в своей жизни, посвящая утро Богу, день – людям, вечер – близким, а ночь – себе.


Аюрведические часы

«Нет более могущественного медицинского метода, чем правильное следование 88931f744758распорядку дня в соответствии с физиологией нашего тела».

Рассмотрим условное деление дня на промежутки времени. Это поможет понять, в каком случае наша деятельность в той или иной сфере жизни будет максимально эффективной.
С 2 до 6 часов (условный восход солнца) преобладает вата-доша (воздух). Вата – динамический элемент в нашем теле. Это то, что движет нашим умом. Человек в это время чувствует легкость в теле и ясность в уме. В это время легко проснуться и избавиться от отходов тела. Сон в это время непрочный, обычно плохие сны появляются именно в это время. Проснувшись после шести, человек чувствует тяжесть, что является действием капхи. Человек от такого сна не отдыхает. Поэтому необходимо вставать до 6 утра.
С 6 до 10 – капха-доша (слизь). Капха – стабилизирующий элемент. В это время человек чувствует прилив энергии, свежести и немного тяжести, как в теле, так и в уме. Хорошо делать в это время
йогу, физические упражнения. У большинства людей завтрак выпадает на тяжелое время, с 6 до 10 утра, поэтому он должен быть легким.
С 10 до 14 – питта-доша (желчь). Это трансформирующий элемент. Дает огонь в уме и силу. В это время человек чувствует голод и легкость. Хорошее время для обучения.
С 14 до 18 – вата-доша. Чувство ясности и активности.
С 18 до 22 – капха-доша. Период прохладного воздуха, инерции и небольшой энергии. Время для общения с близкими. В этот период нужно лечь спать. Все, что человек делает после 22 часов, абсолютно бесполезно. В это время он просто борется со сном.
С 22 до 2 – питта-доша. В этот период завершается цикл пищеварения. Студенты часто учатся в это время. Но питта в это время предназначена для пищеварения, а не для обучения. Эти часы предназначены для сна. С 22 до 24 часов полностью восстанавливается центральная нервная система, которая контролирует и координирует деятельность всех наших органов. Конечно, Господь Шри Чайтанья Махапрабху еще не ложился спать, а наоборот, совершал санкиртану в доме Шриваса Тхакура. Но только редкие души следуют этому Его примеру, потому как физическому телу необходим отдых для продолжения деятельности на следующий день. В свое время длительная потребность в ночном отдыхе уходит сама собой.

Все человеческие тела имеют одну и ту же природу. Поэтому эти циклы пригодны для всех без исключений. Единственное, почему люди не могут следовать им и оправдывают себя уникальностью, – это влияние низших гун материальной природы.

Сегодня стало принято делить людей на «сов» и «жаворонков». Как же возникают «совы»? Просто человек не ложится спать вовремя. И постепенно адаптирует себя под этот режим. На самом деле сов не бывает. Все люди жаворонки. Человеческое тело создано таким образом, что живое существо, находясь в нем, поднявшись в гуну благости, может достичь трансцендентной жизни, уже находясь в этом мире. Если живое существо не стремится к этому, то в будущем получает тело согласно своим желаниям, нереализованным в этой жизни. Человеческое тело страдает от неправильного режима дня и разрушается гораздо быстрее. Поэтому для тех, кто любит блуждать по ночам, существует множество форм жизни, подобных совам, готовых исполнить их желания.