Подготовка ко сну

sleeping-manЕсли человек лег до 22 часов, то каждый час его отдыха засчитывается за два. Ни Веды, ни великие святые не делают акцента в своих указаниях на то, чтобы укоротить сон. Хотя существует множество предписаний о том, что необходимо довольствоваться минимумом, все же, этот минимум у всех будет иметь разную планку. Но ложиться спать раньше рекомендуется не только священными писаниями. В Англии есть поговорка: «Кто рано ложится и рано встает – богатство, мудрость и здоровье обретет». Также на эту тему есть знаменитое высказывание Наполеона: «Мужчине нужно спать 6 часов, женщине 7, а дураку – больше».

Шрила Прабхупада часто говорит в своих книгах о том, что те, кто спит больше шести часов, находятся под влиянием гуны невежества (Бг.6.16.к.). Недавно французские ученые завершили свое двадцатилетнее исследование по выявлению оптимального количества часов сна, при котором тело будет сохраняться наилучшим образом здоровым. Это именно шесть часов. Хотя могли бы не тратить столько лет,просто однажды обратившись к священным писаниям.

Для тех, кому этого времени мало для сна, специалисты рекомендуют ранний отход ко сну. И, если необходимо, – кратковременный отдых в течение дня. Если преданный не досыпает в течение ночи, то минуты копятся, и в какой-то момент дадут о себе знать. Часто по этой причине преданным приходится стабильно периодически устраивать «отсыпной день», чтобы восстановиться. Но не лучше ли спать необходимое количество времени постоянно и не прерывать садхану?

Кто-то, возможно, привык спать по десять часов, или по двенадцать, и тут, неожиданно для себя, решил предаться Кришне. В одночасье избавиться от такой привычки будет нелегко, поэтому лучше спать столько, чтобы не спать во время джапы. И постепенно учится соблюдать правильный распорядок дня, поднимаясь из низших гун в благость. Часто такому длительному сну служат переедание или недостаток отношений. Сны предоставляют возможность тонких наслаждений в уме и нравятся мечтательным натурам. Поэтому особо яркие сны перед восходом солнца привязывают мечтателя, заставляя закрывать лицо одеялом от солнечного света, чтобы продолжать жить во сне.

Деятельность ума ночью, подобно как и вся материальная жизнь, являющаяся всего лишь сном, перестает привлекать того, кто серьезен в сознании Кришны. Шрила Прабхупада, отправляясь ко сну, часто говорил: «Ну вот, опять придется впустую тратить время». Преданного не привлекает сон, за исключением тех случаев, если в этом состоянии он служит Кришне и встречается с Ним. Умиротворенность ума также уменьшает потребность во сне. Чем более счастлив человек в сознании Кришны, тем меньше его ум нуждается в длительном отдыхе.
Однако детям и женщинам нужно спать столько, сколько им требуется. Как правило, их норма гораздо выше, чем у преданных в мужских телах.


Практические рекомендации

1. Перед сном приготовьте на следующий день все, что понадобится с утра, чтобы не тратить драгоценные утренние часы на подготовительную деятельность (воду, стихи для заучивания, одежду и т. п.);
2. Проветрите помещение и протрите полы;
3. Перед сном нужно омыть стопы и сделать масляный массаж стоп. Масляный массаж стоп перед сном успокаивает человека, восстанавливает иммунную систему и способствует формированию оджаса в теле человека. Аюрведа говорит, если человек
каждый день массирует стопы с кунжутным маслом, он никогда не будет болеть;
4. Настройтесь на следующий день. Запланируйте настроение, с которым будете служить Кришне в течение всего дня;
5. Предложите Господу свою деятельность (карма-самарпана):

итах пурвам прана-буддхи-дхармадхикарато джаграт-
свапна-сушупту-авастхасу манаса вача кармана
хастабхйам падбхйам ударена шишна йат смритам йад
уктам йат критам тат сарвам шри-кришнарпанам бхавату
сваха мам мадийам ча сакалам харайе самарпайами ом тат сат

«Так как живое существо посвящает свою жизнь, разум, тело и силу колебанию между добром и злом, я предлагаю Кришне все мысли в своем уме, все, что я говорю, все, что делаю руками, ногами, желудком и гениталиями, когда бодрствую, дремлю или сплю. Я предлагаю Господу себя и все, что имею»;

6. Предложите себя Господу (атма-самарпана)

ахам бхагавато 'мшо 'сми сада дасо 'сми сарватха
тват-крипапекшако нитйам итй атманам самарпайе

«О Господь, я полностью вручаю себя Тебе, постоянно молясь о Твоей милости и считая себя Твоей неотъемлемой частичкой»;

7. Попросите прощения за оскорбления (апарадха-шодхана)

апарадха-сахасрани крийанте хар-нишам майа
дасо 'хам ити мам матва кшамасва мадхусудана

«День и ночь я совершаю тысячи оскорблений. О Мадхусудхана! Считая меня Своим слугой, милостиво прости их мне».

пратиджна тава говинда на ме бхактах пранашйати
ити самсмритйа самсритйа пранан сандхарайамй ахам

«О Говинда, Ты обещал, что Твой преданный никогда не погибнет. Вспоминая об этом снова и снова, я нахожу в себе силы жить дальше».

8. Расположите постель так, чтобы не спать ногами к алтарю или священным предметам. Это неуважительно.
9. Поклонитесь перед сном духовному учителю и Шриле Прабхупаде прочитав их пранама-мантры.
10. Если спать на правом боку, тело отдыхает. Если на левом то переваривается пища. Не рекомендуется спать на животе и спине.


Сон

Нидра – сон, состояние в котором ум и чувства находятся в расслабленном состоянии. В первую очередь сон это отдых для тела. Наилучшее восстановительное воздействие сон оказывает с 22 до 24 часов.


Типы сновидений

Существуют 4 типа сновидений:
К первому типу относятся сны, возникающие в результате психологической стимуляции. Например, вы слышите гудок поезда, и вам снится пожарная машина.
Второй тип – это реализация мыслей, дремлющих в подсознании. В состоянии бодрствования вы можете не знать об этих мыслях, но в состоянии сна эти мысли проявляются.
Третий тип сновидений отражает мысли, преобладающие в нашем сознании во время бодрствования. То, о чем мы думаем засыпая, задает направление снам.
К четвертому типу относятся сны, помогающие отрабатывать карму, т. е. те уроки, которые мы должны пройти в этой жизни. Сон может также служить средством связи между человеком и более продвинутыми существами.

Также возможно влияние тонких сущностей в течении ночи. Они избегают чистого сознания. Если в уме присутствуют негативные мысли, то для них это благоприятная почва. Чтобы нейтрализовать их влияние нужно уделить более серьезное внимание духовной практике. Над изголовьем кровати можно повесить изображение Кришны или Его преданного, которое будет защищать ночью. Иногда сама атмосфера в комнате не благоприятствует хорошему сну. Например, если в этой комнате дрались, ругались, курили, сплетничали, пили спиртное и занимались другой греховной деятельностью, то такая атмосфера будет сказываться на снах и влиять на ум. «Человек заболевает безумием или подвергается нападению духов, когда находится в оскверненном состоянии. [...] когда человек крепко спит и во сне у него изо рта течет слюна, призраки спешат воспользоваться этим и завладевают его телом. Иначе говоря, человек, у которого во сне течет слюна, считается нечистым и становится добычей злых духов или впадает в безумие» (Шримад Бхагаватам, 3.20.42).


Сон в сознании Кришны

Шрила Прабхупада многократно говорит о важности памятовании о Кришне в течении всего дня. «24 часа в сутки помнить о Кришне означает также и во сне заниматься преданным служением» (Шримад Бхагаватам, 3.22.33). Шрила Прабхупада объясняет, что благодаря тому, что преданные семьями собираются по вечерам чтобы слушать Бхагаватам или Бхагавад-гиту и вместе петь Харе Кришна атмосфера, которую создает санкиртана, проникает в их сердца, и во сне они продолжают петь и прославлять Господа. Tак постепенно они достигают совершенства в сознании Кришны (Шримад Бхагаватам, 3.22.33).

Если мы постоянно общаемся с преданными, поклоняемся Божествам, служим духовному учителю, слушаем о Кришне и прославляем Его святое имя, то все чаще мы начинаем заниматься этими видами служения во сне. Все виды деятельности в течении дня, которые будут подробно рассмотрены ниже, могут помочь живому существу постоянно помнить о Кришне. «Развитие сознания Кришны не зависит от материальных условий. Человек может
сделать это в любых обстоятельствах, если будет постоянно думать о Кришне. Повторять маха-мантру – Харе Кришна, Харе Кришна,Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – можно даже в утробе матери. Mаха-мантру можно повторять
везде: во сне, за работой, во чреве матери и выйдя из него. Никакие обстоятельства не могут помешать живому существу развить в себе сознание Кришны (Шримад Бхагаватам, 3.31.21)».

Даже искушения, которые приходят во сне к преданному могут быть реальными препятствиями на его духовном пути. Что есть сон, а что реальность? Шукадева Госвами сказал Парикшиту: «Мой дорогой Царь, сон в точности подобен питону. Те, кто блуждают в лесу материальной жизни, всегда бывают схвачены и проглочены питоном сна. Будучи сожранными этим питоном, они всегда остаются во тьме невежества. Они подобны мертвым телам, брошенным на дороге в лесу». В материальном мире и то и другое сон. Настоящая жизнь преданного в бескорыстном любовном служении Кришне. Находясь в материальном мире мы не можем полностью избежать беспокойств. Природа этого мира такова, что здесь все меняется. Все рождается, увядает и умирает.

сйат садршйа-бхрамас тавад
викалпе сати вастунах
джаграт-свапау йатха свапне
татха видхи-нишедхата

«Когда целое и его части существуют раздельно, считать их подобными друг другу — заблуждение. Во сне человек отделяет себя спящего от себя же бодрствующего. Правила и рекомендации шастр, включающие предписания и запреты, предназначены именно для людей с таким сознанием» (ШБ 7.1.61).

Препятствия возникают как в так называемой яви, так и во сне. Преодолевая их, даже во сне преданный утверждается в сознании Кришны. Ум такого преданного становиться целомудренным. Шрила Прабхупада говорит что «преданный значит ум». Если в уме я все время поклоняюсь Кришне, то во сне, когда материальная жизнь происходит в уме, я тоже смогу помнить о Нем. Даже если это будут самые отвратительные сны, самые сложные препятствия будут возникать передо мной я смогу оставаться в сознании Кришны и действовать в соответствии с указаниями духовного учителя. Иногда и преданным сняться такие сны, что даже проснувшись человек не может отойти от событий происходивших в уме. На самом деле в это время жизнь продолжается. Даже во сне преданный может многому научиться. «Чистая душа является чистым сознанием, и потому никогда, ни при каких обстоятельствах не утрачивает его. Лишить душу сознания не могут ни время, ни ситуация, ни сны (Шримад Бхагаватам, 3.7.1)».
Все зависит от того, насколько ум является преданным. Мы видим что в жизни святых частыми являются шопна чалей, духовные видения, когда Сам Господь или Его преданные приходят во сне и дают наставления или благословляют на преданное служение. Иногда являясь во сне они меняют жизнь человека, на первый взгляд не достойного такого общения, поворачивая его к Богу. Даже Кази, запрещающий Движение санкиртаны, получил во сне даршан Господа Нрисимхадева. Многие преданные рассказывают как видят во сне духовного учителя, Божеств которым поклоняются и преданных. Это плод их общения и медитации. Иногда они получают наставления гуру и Кришны во снах. Сны – это творение Параматмы и они находятся в Ее полном ведении. Она их создает для нас, чтобы мы могли прожить какую-то часть нашей кармы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Параматма является во сне в определенном обличи и наставляет нас. Чтобы удостовериться наверняка, был это гуру, Кришна или кто-то другой в их обличи, нужно подтвердить это у духовного учителя.

Существуют множество способов как проводить время сна в сознании Кришны. Рассказывают историю о том, как один преданный во время сна осознанно повторял святые имена и потом в течении всего дня занимался преданным служением. Он повторял множество кругов джапы, пока его тело отдыхало. По настоящему преданный не нуждается в сне, подобно Госвами, которые иногда отдыхали до одного часа в день. Если преданный достигает чистого преданного служения, то ему не от чего отдыхать. Всё, что он делает для Кришны приносит ему всё увеличивающееся блаженство. Разве есть необходимость спать по десять, или двенадцать часов, чтобы отдохнуть от блаженства? Состояние бодрствования относиться к гуне благости, сон со сновидениями (исключая духовные) относится к гуне страсти, а глубокий сон в гуне невежества. Тогда как настоящая жизнь духовного существа протекает далеко за пределами гун материальной природы.