Пробуждение

1262104203 0 611f df516d3a xl

Господь Чайтанья попросил Санатану Госвами описать в своей книге, какие процедуры должен проводить преданный рано утром: «Утром преданному следует почистить зубы, принять омовение, вознести молитвы Господу и служить духовному учителю. Также как наносить на различные части тела урдхва-пундру (тилаку) и святые имена Господа или символы, такие как диск и булава. После этого тебе следует показать, как преданному надо украшать свое тело гопи-чанданой, надевать на шею бусы из туласи, собирать листья с туласи, стирать одежду, мыть алтарь и свою комнату, и, наконец, отправляться в храм и звонить в колокольчик для привлечения внимания Господа Кришны. (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 24.332-333)».


Цель этих процедур, или правил пробуждения (очищение языка и тела, завязывание шикхи, омовение, одевание и украшение тела) в том, чтобы свести на нет тамастическое влияние сна, который, хотя и необходим для поддержания здоровья, приносит физическое и ментальное осквернение, и настроиться на служение.


Время подъема

Господь Кришна на Своем примере показывает регулируемую деятельность, называемую абхигамана, рано утром: «Господь Кришна немедленно покидал постель при наступлении брахма-мухурты... После подъема Господь Кришна омывал Свой язык, руки и ноги и тотчас же садился медитировать на Себя. Однако это не означает, что мы тоже должны садиться и медитировать на себя. Нам следует медитировать на Кришну, Радха-Кришну. Такова правильная медитация... После медитации Господь регулярно принимал омовение чистой, освященной водой. Затем Он переодевался в свежую одежду, покрывал Себя накидкой и занимался Своей повседневной религиозной деятельностью. Первым делом Он совершал жертвоприношение священному огню, тихо повторяя мантру Гаятри. Господь Кришна, как идеальный домохозяин, безукоризненно выполнял все религиозные обязанности. Когда показывался рассвет, Господь Кришна приносил специальные молитвы богу Солнца (Кришна «Повседневная деятельность Господа Кришны»)».

Вставать рано утром и немедленно очищать тело и ум необходимо для здоровья и режима. После самовосстановления на протяжении 6 часов сна, человеческое тело само активизируется до наступления рассвета. Поэтому, как мы омываем грубое тело от нечистоты и остатков сна, так и путем памятования о Господе и воспевания Его славы, мы очищаем тонкое тело от навеянных сном нечистых мыслей – сексуальных желаний, страхов и привязанностей.

Шрила Прабхупада пишет: «Раннее утреннее время за полтора часа до рассвета называется брахма-мухурта. Рекомендуется в период брахма-мухурты заниматься духовной деятельностью, ибо в это время она приносит наибольшую пользу, чем в остальное время дня («Шримад-Бхагаватам», 3.20.46 комм)».

В Ведах объясняется, что только в этот короткий промежуток до рассвета преобладает саттва. Соответственно, если мы бодрствуем в это время, то пропитываемся благостью, чего не так просто достичь в течение бурного дня. Если человек бодрствует в это время, то он синхронизируется с ритмами солнца, что дарует ему прилив энергии и умиротворение ума. Поэтому Шрила Прабхупада воодушевляет: «Вставайте рано – все остальное приложится».

Во Вселенском банке есть три счета. С восходом солнца открывается счет раджаса. После захода – счет тамаса. И только 1 час 36 минут открыт счет саттвы. В итоге, на какой счет больше вкладывает преданный, такая гуна в его жизни и превалирует. Неудивительно, что любители поспать получают тело медведя.

Брахма-мухурта является лучшим временем для оказания почтения старшим и гуру, вознесения молитв, медитации на Кришну и воспевания святых имен. Более того, такая деятельность в это время избавляет нас от непроявленной кармы и дарует все блага. Соответственно, если преданный пренебрегает ранним подъемом, то получает обратный эффект. «Богиня процветания отворачивается от того, кто надевает грязную одежду, не чистит зубы, позволяет себе толстеть, грязно выражается и встает после восхода солнца, даже если им будет Сам Нарайана» (Чанакйа-нити). Что это означает? От такого человека отворачиваются благополучие, здоровье, красота и свежесть.


Кара-даршанам

Этот ритуал заключается в том, чтобы щелкнуть пальцами и посмотреть на руки. В руках находятся три Божества: Лакшми, Сарасвати и Говинда. Господь и две Его энергии (знания и процветания). Это помогает понять, что они действуют, а не я. Нужно дотронуться до шеи и до лица, груди и талии, вернув сознание в тело.

Шрила Прабхупада пишет: «В ранние утренние часы (известные как брахма-мухурта) следует вставать и немедленно воспевать Харе Кришна мантру или, по крайней мере, «Кришна, Кришна,Кришна». Так человек будет помнить о Кришне. Также хорошо пропеть несколько молитв, или шлок, стихов на санскрите. Воспевая, человек сразу становится благоприятным и свободным от загрязнения материальными качествами. Вообще следует воспевать и помнить Господа Кришну 24 часа в сутки или насколько это возможно» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья 24.331 комм).

В «Чайтанья-чаритамрите» приводиться история о том, как вставал Сарвабхаума Бхаттачарья: «Как только Сарвабхаума Бхаттачария поднимался с постели, он отчетливо воспевал «Кришна, Кришна». Господь Шри Чайтанья Махапрабху был очень доволен
слышать от него воспевание святого имени Кришны» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья 6.22).

После пробуждения и воспевания имени Господа необходимо принести поклоны своему духовному учителю. Нужно прочитать пранама-мантру гуру (для тех, кто еще не принял прибежище у духовного учителя, можно прочитать пранама-мантру Шрилы Прабхупады). Предлагая поклоны после пробуждения, мы сосредотачиваемся на предании своей жизни в руки духовного учителя и служению Кришне. И, посредством этой сосредоточенности, все негативные мысли освобождают ум. Духовному учителю доступно блаженство сознания Кришны, кришнанандая-дхимахи. Медитируя на него, мы сможем целый день находиться рядом с тем, кто пребывает в блаженстве и сами чувствовать его.

радха-саммукха-самсактим сакхи-санга-нивасиним
твам ахам сататам ванде мадхавашрая виграхам

«О Гурудев! Снова и снова я предлагаю тебе свои поклоны. Ты всегда рядом со Шримати Радхарани и очень предан Ей. Ты всегда находишься в обществе Ее близких подруг, гопи, и ты – обитель любовной преданности Шри Мадхаве».


Молитва Господу

пратах прабодхито вишно
хришикешена йат твайа
йад йат карайасишана
тат кароми тавагйайа

«О Вишну, О Ишана, О Хришикеша, Ты пробудил меня и теперь я готов исполнить любое Твое желание» («Вишну-дхармоттара», цитата из «Хари-бхакти-виласа» 3.91)

В «Шри Гарга-самхите» (8.10.7) мы находим указания о том что должен делат вайшнав ранним утром:

брахме мухурте коттхайа
рама-кришнети ча бруван
натва гурум бхувам чайва
тато бхмйам падам нйасет

«Следует встать в брахма-мухурту, воспевая святые имена Господа Кришны и Господа Баларамы. После этого следует поклониться своему гуру. Только тогда человек ступает на землю». 

Прежде чем ступить на землю священные писания рекомендуют произнести молитву Земле, которая также является матерью для всех
людей.


Молитва матери Земле

самудра-васане деви
парвата-стана-мандите
вишну-патни намас тубхйам
пада-спаршам кшамасва ме

«О мать Земля, украшенная океанами и горами, я приношу свои смиренные поклоны тебе, как жене Господа Вишну. Пожалуйста, прости, что я ступаю по тебе».

Далее необходимо встать с места сна. Рекомендуется проветрить постель. Собрать ее и протереть полы в комнате. Шрила Прабхупада всегда протирал пол дважды. В начале с водой, а потом насухо. Также на постель следует побрызать воду. Во время сна образуется энергетический слепок тела человека, и если не разрушить его водой, то негативные сущности могут через него влиять на состояние человека в течение дня.


Стихи для утренней медитации на Господа

Следующие стихи в «Хари-бхакти-виласе» приводит Санатана Госвами для медитации в это время суток.

джайати джана-нивасо деваки-джанма-вадо
йаду-вара-паришат свайр дорбхир асйанн адхармам
стхира-чара-виджина-гхнах сусмита-шри-мукхена
враджа-пура-ванитанам вардхайан кама-девам

«Господь Шри Кришна известен как Джананиваса, высшее прибежище всех живых существ, к которому обращаются как к Девакинандане или Яшоданандане, сыну Деваки и Яшоды. Он – предводитель династии Яду, и Своими могучими руками Он устранят все зловещее и убивает всех нечестивцев. Просто благодаря Его присутствию все неблагоприятное уходит из жизни всех живых существ, как подвижных, так и недвижимых. Его счастливое улыбающееся лицо постоянно увеличивает любовные желания гопи Вриндавана. Да пребудет с Ним слава и счастье!» («Шримад-Бхагаватам», 10.90.48)

смите-сакала-калйана-
бхаджанам йатра джайате
пурушам там аджам нитйам
враджами шаранам харим

«Я принимаю прибежище у нерожденной, вечной Личности Бога, Шри Хари. Просто памятуя о Нем, человек обретает всевозможные благие качества» («Вишну Пурана», 5.17.17 (цитируется в «Бхакти-сандарбхе»))

видагдха гопала виласининам90666109 KrishnawithGopis11
самбхога чихнанкита сарва гатрам
павитрам амнайа гирам агамйам
брахма прападйе наванита чаурам

«Изучая Веды, не достичь озорного Господа Гопала. Он – Верховный Брахман и Он в высшей степени чист. Все Его тело покрыто отметинами от ногтей и зубов гопи Вриндавана. Я принимаю прибежище у Шри Кришны, воришки масла»

В такой медитации нет ограничений. Каждый может выбрать из священных писаний стихи, которые воодушевляют его на преданное служение, и читать их во время утренней медитации. Тогда каждый день мы будем начинать с памятования о Кришне. Вставая в брахма-мухурту и вознося молитвы Кришне, преданный синхронизирует себя с Ним и Его волей. В это время Кришна тоже просыпается в кунджах Вриндавана и начинает Свои божественные лилы.

«В окончании ночи, по распоряжению Вриндадеви, стая трансцендентных попугаев, самцов и самочек, будят Шри Радху и Кришну, декламируя поэзию. Хотя попугаи не могут вынести разрушения счастья и тесных объятий Радхи-Кришны даже на мгновение, им все же необходимо разбудить Их. Когда попугаи декламируют прекрасные стихи, Божественная Чета просыпаются, и, предупрежденные, что уже наступил конец ночи, быстро поднимаются со Своего цветочного ложа наслаждения. После этого приходят Лалита, Вишакха и другие близкие подруги Шримати Радхарани, каждая из своей кунджи. Их слова полны шуток и веселья. Доставляя огромную радость Божественной Чете, они наслаждаются этой трансцендентной игрой пробуждения. Но затем они слышат, как обезьяна Какхати произносит имя Джатилы, и пугаются. Переполненные страхом и тревогой, Радха и Кришна возвращаются по домам и ложатся на кровати, будто они были всю ночь в своих покоях».

Всех, кто практикует утреннюю медитацию, ожидает трансцендентный дар – памятование о Кришне в течение дня. Все эти правила и методы, которые были представлены в описании пробуждения, послужат тому, что постепенно преданный будет пропитываться саттвой, благостью, и в его сознании будет развиваться привязанность к духовному. Как говорится, как начнешь день, так его и проведешь. Сосредоточившись на Кришне утром, нам легче будет думать и помнить о Нем в течение всего дня.