Очищение тела после сна

Каждый миг в нашей жизни может стать осознанным действием в служении гуру и Кришне, а может порабощать нас, одаривая снова и снова плодами кармической деятельности. Большую роль играет сознание, с которым мы совершаем ту или иную деятельность. Когда священные писания и ачарьи говорят о непрерывном преданном служении, они настраивают нас на определенный лад: каждое действие может быть направлено на удовлетворение Кришны и может доставить Ему радость. Ведь именно это является совершенством жизни! Следующие разделы будут описывать повседневные обязанности, связанные с очищением тела. Конечно, кто-то может возразить: причем тут мое опорожнение кишечника и стирка каупины? Поэтому мы считаем необходимым сказать о том, что это тело не является нашей собственностью, и те, кто осознают себя душой или стремятся к этому, хорошо понимают, что тело - это храм Господа и его необходимо содержать в чистоте. Конечно, следование всем ниже перечисленным правилам не является самоцелью. Но каждый человек исполняет утренние обязанности, хочет он этого или нет. Вопрос остается лишь в том, в каком сознании он подходит к их исполнению. Для того, чтобы наше преданное служение не прерывалось, необходимо научиться этому искусству - связывать каждое действие с Кришной.

Шрила Прабхупада комментирует наставления Господа Чайтаньи, адресованные Шриле Санатане Госвами, так: «Пратах-критйа означает, что преданный должен регулярно опорожнять кишечник и совершать омовение. Нужно прополоскать рот и горло (ачамана), а затем почистить зубы (данта-дхавана) либо специальными веточками, либо зубной щеткой - что окажется под рукой. После этого нужно совершить омовение. Домохозяева и ванапрастхи должны совершать омовение дважды в день, санньяси должны мыться трижды, а брахмачари достаточно омываться один раз в день».

Опорожнение

Здесь мы обратимся за помощью к «Хари-бхакти-виласе», которая содержит цитаты из таких писаний как «Катйайана-смрити», «Ману-смрити», «Вараха Пурана», «Вйаса-смрити», «Курма Пурана» и «Каши-кханда» для объяснения этой темы.

Согласно писаниям, существуют запрещенные места для справления нужд тела: вспаханное поле, между растущими злаками, на пастбищах, на дороге или тропе, у реки и пруда, в воде, а также там, где много людей и в темных местах. В настоящее время берега Ганги и тропинки к священным кундам усыпаны «минами», что свидетельствует об утрате культуры жителями мест паломничества. Нередко можно видеть бесцеремонное справление нужд в местах большого скопления людей. За кажущейся простонародностью скрывается бескультурье и деградация человека до уровня животного, которое все что угодно делает у всех на глазах. Такое поведение не соответствует вайшнавскому образу жизни. Сегодня среди людей стало принято мочиться в реки, озера, моря и океаны. Даже в бассейны владельцы отелей заливают специальную жидкость, которая делает воду сиреневой или розовой, когда в нее попадает моча. Это их предохранение от загрязнения воды туристами. Обычно люди делают это, чтобы другие не заметили, но так они выставляют свое грязное дело напоказ. По социальным исследованиям, больше всего замечены перемены в цвете воды туристами из России. Очень важно понимать сам процесс омовения. Это священный акт, и далее это будет разъяснено подробно.

Как для мала-тйаги (опорожнения кишечника), так и мутра-тйаги (опорожнения мочевого пузыря) рекомендуется поза орла. Привычка справлять малую нужду стоя берет свои корни в Западной культуре. В Индии до сих пор многие это все делают сидя на корточках, но и эту страну деградация не обходит стороной. Когда человек мочиться стоя, у него развиваются болезни. Также не следует мочиться на ходу и в ванной (это оскверняет место для омовения).

Следует делать это на открытом воздухе с покрытой головой, в знак смирения. Если же опорожнение происходит в помещении, то лучше поменять обувь. Или, по крайней мере, хорошо вымыть ее после опорожнения. Лучше всего иметь тапочки, специально отведенные для туалета, и больше нигде их не использовать.

Упавиту, брахманский шнур, во время справления нужд тела, нужно намотать вокруг правого уха. Это сохраняет его от осквернения, так как правое ухо в случае загрязнения тела остается чистым. В правом ухе находится Ганга.

Необходимо воздерживаться от разговоров в это время. Не следует чихать или зевать, не прикрыв рот, до окончания опорожнения. Это предотвратит влияние тонких сущностей на тонкое тело.

Как только опорожнение завершено, нужно вымыть гениталии левой рукой. Сразу же покиньте место. Брахманы, когда завершают опорожнение, даже не смотрят на отхожее место. Сидеть на горшке за чтением книг, журналов или газет - культура тамаса, гуны невежества. Не следует долго находиться в оскверненном месте. За дверные ручки, краны, мыло и другие общественные предметы следует браться правой рукой. Намыливайте правую руку и правой рукой мойте левую. Желательно это сделать 2-3 раза.

Чистка зубов, языка и других органов чувств

Зубы лучше чистить сверху вниз. В Индии для этого используют палочку нима. На территории России для этих целей может подойти черемуха. Зубная паста не столь хороша как порошки. Если нет возможности купить зубной порошок, то его можно сделать самому из перемолотых специй (кора дуба, корица, гвоздика, камфара, кардамон, морская соль, солодка, перец черный и красный). В пастах, где есть добавки, названия которых начинаются на «про», современные онкологи считают рак образующими. Также часто в них содержаться продукты насилия. Поэтому, прежде чем очищаться, необходимо убедиться в том, что это не загрязнит еще больше и не прибавит греховной кармы в нашу жизнь.

Большинство производителей мыла используют нечистые материалы, такие как стеорат, животный жир, или глицерин, который часто животного происхождения. Обращайте внимание на состав. Лучше использовать мыло из навоза или глину (только при омовении на открытом воздухе, иначе она может забить водопровод).

Для языка существуют специальные скребки. Они продаются в вайшнавских лавках повсюду. Если такого предмета нет, то можно воспользоваться ложкой. Если для зубов использовалась веточка, то, надломив ее пополам, можно использовать для очищения языка.

Уши тоже следует чистить в ванной комнате. Сегодня распространены ватные палочки. На самом деле они имеют другое предназначение. В некоторых ушных раковинах они просто утрамбовывают серу, что в последствии вызывает болезни. Помимо этого они не стерильны.

Брить волосы на теле следует также до принятия омовения. Шрила Прабхупада дал указания всем членам МОСК (находящимся в мужских телах) брить голову 2 раза в месяц, или, по крайней мере, каждую пурниму, полнолуние. Лицо следует брить по мере необходимости. То же самое касается стрижки ногтей. Волосы и ногти в соответствии с Ведами считаются сухими испражнениями. Поэтому преданные не украшают себя этими отбросами тела. Когда Шрилу Прабхупаду спрашивали: «Почему Вы и Ваши последователи бреют голову?» Он отвечал: «Просто у меня высокий стандарт чистоты».

Однажды, во время инициации, Шрила Прабхупада стал спрашивать у кандидатов в ученики, почему они пришли на инициацию, не обрив голову. Он не был намерен давать посвящение ученику, который элементарно не может обрить голову. Преданные объяснили, что работают в городских учреждениях. Шрила Прабхупада уступил, но попросил, чтобы прическа была короткой и аккуратной. Для чего мы уделяем столько внимания очищению тела?

Очищение органов чувств, которое нужно делать утром, - это тоже служение Богу. Мы используем их в служении Ему - хриши-кена хришикеша-севанам. Для этого они должны быть как минимум чистыми. Чтобы повторять святое имя, язык должен быть чистым, руки должны быть чистыми, чтобы держать четки. Уши должны быть чистыми, чтобы слушать святое имя и кришна-катху. В конце концов, все это приводит к очищению сознания.

Омовение (снана)

«Курма Пурана» говорит, что без принятия пратах-снаны (омовения до восхода солнца) человек считается оскверненным и не может быть допущен к ежедневной деятельности каждого цивилизованного человека, т. е. к джапе, жертвоприношениям и поклонению Божеству. Говорится, что если кто-то садится есть, не приняв омовение, он вкушает одни отбросы, ибо все, к чему прикасается такой человек, становится нечистым, как и он сам. Пратах-снана обязательна для всех, исключая тех, кто болен. В Ведической культуре омовение принимается как священный акт, сопровождаемый медитацией на Господа и молитвами.

Перед омовением, особенно в холодное время года, благоприятен масляный массаж. Он повышает иммунитет и тонус. Ежедневная практика такого массажа сокращает заболевания. Масло тоже оскверняет, поэтому его нужно втирать до омовения.

Преимущества утреннего омовения

Писания объясняют преимущество принятия холодного омо¬вения ранним утром. Такое омовение очищает даже грешника, ибо обладает властью смывать все внешнее и внутреннее осквернение. Как теплая вода очищает физически, так холодная вода тонизирует тонкое тело, удаляя влияние сна и сновидений, а также злых духов. Холодное омовение придает силу, восприимчивость, долголетие, блеск и чистоту, оно также увеличивает знание, решимость и спокойствие ума, устраняя несчастья, тоску, невежество и дурные помыслы. Если коротко, оно нейтрализует все болезненные реакции греха. Ночью девять отверстий тела закупориваются побочными продуктами жизнедеятельности организма. Омовение ранним утром наиболее эффективно удаляет эти пробки и освежает тело к повседневной деятельности. Поэтому утреннее омовение приносит физическую, ментальную и духовную пользу, вот почему оно так прославляется в писаниях.

Если по каким-то причинам затруднительно принимать омовение два или три раза в день, то необходимо, по крайней мере, омыться рано утром единожды. Чистота - это наш принцип. Поэтому омовение рано утром обязательно для всех.

Виды омовений

Существует семь видов омовений: партхива-снана (используя землю); варуна-снана (используя воду); агнейа-снана (используя пепел от жертвенного огня); вайавйа-снана (соприкасаясь с пылью, поднятой коровами); дивйа-снана (принятие эфирного омовения под дождем, когда светит солнце); мантра-снана (воспевание соответствующих гимнов, когда поливаете себя водой) и манасика-снана (медитируя на Вишну). Все эти виды омовений очищают тело от осквернения. Однако ежедневное омовение - это варуна-снана.

Манасика-снана

В «Хари-бхакти-виласе» говориться, что памятование о Вишну наиболее могущественно, ибо уничтожает все нежелательное:

(ом) апавитрах павитро ва сарвавастхам гато ‘пи ва йах смарет

пундарикакшам са бахйабхйантарах шучих

«Будучи чистым или оскверненным, пройдя все перепетии мате-риальной жизни, каждый, кто вспомнит лотосоокого Господа сразу обретает чистоту, как внешнюю, так и внутреннюю».

Поэтому помимо физических омовений человек должен принимать ментальное омовение, приносящее внутреннюю чистоту, которая переходит во внешнюю. А залог внутренней чистоты - памятование Верховной Личности Бога.

 Варуна-снана Источник воды для омовения

 Разные источники имеют разную силу очищения, поэтому воду различают по ее источникам. Омовения нужно совершать в следу¬ющем порядке предпочтения: в Ямуне или Ганге; другой святой реке; тиртхе, месте паломничества; реке, впадающей прямо в море (но не в притоке); любой другой реке; канале; пруду; озере; водопаде; воде, прямо вытекающей из водоема; остальной чистой воде. Традиционно, так как омовение было важной частью повседневной жизни, дома располагались возле купальни (гхата) на реке или озере или имели собственные бассейны для омовения. Сегодня в условиях города это гораздо сложнее. Поэтому нужно выбирать более чистый источник. Если вода набирается в ёмкость, то она также должна быть чистой. То же самое касается ковшика.

Правила омовения

Не принимайте омовения обнаженным. Надевайте каупину или гамчху, завязывающуюся сзади (каччха). Это будет знаком почтения личности, управляющей водной стихией и Божеству водоема в котором вы омываетесь. Не следует пренебрегать этим правилом, потому как оскорбление этих личностей может привести к нарушениям в областях тела, за которые они отвечают.

Каждому необходимо следить за исполнением этого правила, особенно при омовении в реке или общественном месте.

Грихастхи должны одевать для омовения два вида одежды. (Кроме каупины еще и гамчху). Брахмачари и санньяси должны одевать, по крайней мере, каупину при омовении.

Не принимайте омовение без необходимости. Достаточно трех омовений в день плюс после какого-либо загрязнения.

Не принимайте омовение нечистой водой. Это абсолютно бессмысленно. Конечно, здесь речь не идет об омовении в священ¬ных реках. Вода хотя и несет пену и грязь, все же остается чистой. Возможно, мутная вода кому-то покажется грязной, но если водоем имеет глинистое дно, то это не лишает воду очистительных свойств.

Аюрведа рекомендует начинать омовение с ног. После этого нужно полить на голову и только потом на остальные части тела.

После омовения не встряхивайте волосы, чтобы их высушить, и не стряхивайте воду с одежды и ног. Эта вода считается нечи¬стой и оскверняет место, на которое падает. Некоторые преданные, в целях экономии и еще каких-то личных причин, используют воду с мокрой одежды для разбавления гопичанданы, чтобы поставить тилаку. На планете еще нет таких проблем с наличием воды, поэтому эта экономия не оправдана. Вода с мокрой одежды и сама мокрая одежда не считаются чистыми.

Вытирать тело следует сухой тканью. Если вытираться одеждой, в которой было совершенно омовение, то человек снова поддается загрязнению. Однако, если сполоснуть и выжать одежду ей можно вытирать тело. Это не оскверняет. Лучше всего иметь 2 или 3 гамчхи. Чтобы переодеться в чистое и сухое, достаточно накинуть чистую гамчху поверх мокрой, после чего скинуть мокрую.

После омовения высушите тело чистой одеждой, не притрагиваясь к нему голыми руками, грязной одеждой или частью мокрой одежды для омовения.

Альтернативы омовению холодной водой

Если омовение холодной водой (варуна-снана) невозможно из- за плохого здоровья, Вы можете принять омовение теплой водой. Однако не следует воздерживаться от принятия омовения после опорожнения кишечника для тех, кто собирается готовить прасад или поклоняться Божествам. Хотя теплая вода физически очищает тело, она не может сравниться по качеству омовения с холодной водой, особенно если человек практикует врату. В этой связи, следует воздерживаться от омовения теплой водой в день рождения сына, в сан-кранти (в день, когда знаки зодиака переходят друг в друга) и в период солнечного и лунного затмения.

Если невозможно даже теплое омовение, принимайте его без мытья головы или просто вытрите тело влажной чистой одеждой. Если же и это невозможно, примите хотя бы мантра-снан и ментальное омовение.

Женщинам нет надобности при ежедневном омовении мыть голову. Однако следует принимать полное омовение после периода месячных.

Когда обязательно совершать омовение?

Кроме принятия омовения утром, днем и вечером, следует делать это также в следующих случаях: после чистки зубов, бритья, подстригания ногтей на пальцах рук и ног, занятий сексом, посещения крематория, касания женщины в ее менструальный период или роженицы, касания обнаженного человека, трупа или грешника. Принося соответствующий санитарный эффект, омовение после этих событий восстанавливает равновесие тонких функций тела, расстроенных их неблагоприятным влиянием.

Запрещенное время для омовения

В пределах 6 ночных часов, когда человек замерз или после принятия пищи, когда затруднено пищеварение, омовение запрещается. В общем, человеку можно не принимать омовение после пуджи, ягьи, фестивалей, визитов к тиртхе или других благоприятных событий, а также после посещения друзей. (К примеру, если человек касается чандала на свадьбе, фестивале или ягье, либо возле храма, ему не надо принимать омовение).

Ачамана

Преданный должен проводить ачаману для достижения физической и ментальной чистоты перед началом духовной деятельности - нанесения тилаки, воспевания Гайатри и джапы, проведения пуджи и хомы, соблюдения враты, принятия прасада, чтения или цитирования шастр и мантр, а также медитацией.

Также ачамана рекомендована после подъема, омовения, одевания, касания губ, принятием пищи, нахождения в нечистом месте, отхаркивания или кашля, после возвращения из поездки. Каждому следует проводить ачаману дважды перед хомой, воспеванием Гайатри, поклонением Божествам, принятием пищи и благотворительностью, а также после посещения крематория и беседой с чандалом.

Место проведения ачаманы должно быть чистым, т. е. свободным от волос, костей, пепла и других нечистых предметов. Сама вода должна быть холодной, свежей, без пузырьков, грязного осадка или запаха и ее нельзя касаться ногтями, волосами и другими нечистыми предметами. Дождевая вода, будучи в гуне страсти, также не должна использоваться.

Уважая духовную деятельность, не следует проводить ачаману: с покрытой головой или горлом; без одевания священного шнура (для мужчин); с развязанной шикхой; без каупины или одежды, завязываемой сзади; без предварительного мытья рук и ног; в обуви; стоя или сидя с оголенными коленями или выглядыванием стоп.

Короткая ачамана состоит из следующих действий: налейте ложечкой три капли воды на правую ладонь, произнося в воду ман¬тру «ом кешавайа намах». Отпейте воду с ладони и остаток смахните за спину. Точно также повторите, меняя лишь мантру: «ом мадхавайа намах», «ом нарайанайа намах». Теперь налейте три капли воды в правую руку, произнесите «ом говиндайа намах» в воду и смахните воду за себя. И последнее: возьмите ложечку в правую руку. Налейте три капли воды на левую руку. Произнесите «ом вишнаве намах» и не отпевая смахните за себя.

Существует также полная ачамана, которая используется перед поклонением Божествам. Для того чтобы научиться ей, мы рекомендуем обратиться к пособиям для пуджари или к «Панчаратра-прадипе» изданной Джи-би-си.

Если нет возможности сделать ачаману, то по крайней мере чтобы очиститься нужно коснуться до правого уха.