Внешний вид вайшнава

Шикха

В детстве, приступая к обучению, и перед инициацией преданный обривает голову, оставляя пучок волос, называемый шикхой. Шикха обозначает того, кто готов принять духовные наставления, шикшу. Все вайшнавы носят шикху. Хотя по величине она может отличаться, правило остается для каждого последователя вайшнав- ской сампрадаи. Гаудия-вайшнавы носят шикху размером с копытце теленка (6-7 см в диаметре). Больший размер шикхи будет сообщать о принадлежности к другой сампрадайе. Во время служения шик- ха всегда должна быть завязана. Когда нужно развязывать шикху? Перед сном, на похоронах, при облюдении траура. Развязанная шикха может ослабить тело. Во время омовения, особенно в реках и прудах, развязанная шикха свидетельствует о принадлежности к низшим классам общества и неуважении к священному ритуалу омовения. При завязывании шикхи можно повторять маха-мантру, а если преданный посвящен в гаятри-мантры, то первую строчку брахма-гаятри.

Гаудия-вайшнавы не носят длинные шикхи и не заплетают их в косички. Вообще всякого рода косы являются украшением женщин и мужчина, который заплетает свои волосы в косы, выставляет напоказ свою привязанность к телу и желание выглядеть привлекательно. В мужчинах привлекательными являются разум и ответственность. В Кали-югу процветает смешение культур, когда женщины становяться больше похоже на мужчин, а мужчины начинают вести себя подобно женщинам. Тем, кто стремиться стать вайшнавом лучше не поддаваться эти веяниям моды, так чуждой вайшнавской культуре.


Одежда вайшнава (вастра-паридхана)

Ведичекая культура это культура высшего класса. Поэтому в таком обществе не принято ходить обнаженным не только прилюдно, но и оставаясь в одиночестве. Если обратиться к Писаниям, то мы узнаем о том, что человек никогда не бывает один. Всегда есть свидетели, одни из которых солнце, луна и воздух. Поэтому первое правило состоит в том, что человек никогда не должен ходить обнаженным.

«Прикрывать нижнюю часть тела это принцип человеческой цивилизации, и когда мужчина или женщина забывает о нем, они деградируют». Мужчина преданный должен носить каупину, а также верхнюю и нижнюю одежду; ношение только нижней одежды неприлично. Правая рука должна быть открыта для нормального проведения пуджи; а чадар должен одеваться на шею, свисая с обеих сторон, перехватывать правую руку и перекидываться на левое плечо или быть замотанным вокруг живота. Женщина преданная также должна совершать омовение в одежде.

Харинама чадар следует носить так, чтобы он не свисал ниже пояса, иначе человек будет оскорблять святое имя, начертанное на нем, когда будет сидеть на чадаре. Остальных видов одежды с харинамой, брюк и юбок, лучше вовсе избегать. Сегодня это превращается в моду и приводит людей к оскорблениям. Тоже самое касается и изображений Божеств на футболках и рубашках. Изображение Кришны и Его имя неотличны от Него. Вайшнавы поклоняются изображениям и не заносят их в места осквернения.


Нечистая и неприличная одежда

Преданный не должен носить грязную одежду, особенно поклоняясь Божеству или готовя пищу. Использованная одежда, которая не была постирана и высушена, а также надетая во время сна, мочеиспускания, стула и секса, считается нечистой. Если одежду касается что-либо нечистое: вино, мясо, кровь, мертвое тело или женщина в ее менструальный период, она также считается оскверненной. Одежда, постиранная в общественной прачечной, а также та, которая даже будучи чистой, выглядит изношенной, считается нечистой и запрещенной для поклонения в ней Божеству. Если преданный поклоняется Божеству, то ему следует избегать следующих видов одежды: ярко-окрашенная (для мужчин), влажная, слишком короткая или слишком длинная, вышитая или сшитая (для мужчин), порванная, замасленная или загрязненная, запятнанная, с подпалинами, обсиженная насекомыми или изжеванная животными. Однако шелк можно носить многократно, следя лишь за тем, чтобы он не соприкасался с нечистыми вещами и не носить в грязных местах. Неотбеленный грубый шелк, ахимса, наилучший для пуджи. Считается, что овечья шерсть в целом чиста, однако не следует одевать обычную шерстяную одежду для поклонения Божеству, так как ее ворсинки могут упасть на украшения Божества или атрибуты поклонения. Можно одевать качественную шерстяную одежду из «неворсистой» шерсти, и беречь такую одежду только для пуджи. Когда Вы поклоняетесь Божеству, нельзя одевать синтетическую одежду.


Цвет одежды

В традиции Гаудия-вайшнавов брахмачари, санньяси и грихастхи, не живущие со своими женами, носят шафрановую одежду. Грихастхи и ванапрастхи, живущие вместе с женами, носят белую или желтую одежду. Также это общее правило для неинициированных брахмачари и неженатых «холостяков» одевать белое, ибо шафран сохраняется для отреченных. Ученики в ашрамах носят желтую одежду. В фестивальные дни пуджари могут одевать яркие дхоти и чадары специальной расцветки. Никому не позволяется входить в алтарную комнату в носках или чулках. Когда холодно, следует постелить несколько соломенных или полотняных матов, а также заботиться о том чтобы в алтаре было тепло. Ведь Божества не оде-вают носки, шапки и куртки. После одевания необходимо провести простую ачаману, сбрызнув на руки водой из панча-патры.


Виды одежды

Необходимо хорошо понимать что являетя вайшнавской одеждой, а что пришло в Индию из других культур и успешно закрепилось как национальная одежда. К вайшнавской одежде относятся чадары, дхоти, сари и гопидрессы (хотя гопидрессы не пригодны для пуджы). Тогда как курты появились гораздо позже, под влиянием других культур. Преданные носят курты, так как в западном мире эта одежда выглядит представительно, но следующие за ними брюки следует избегать. Брюки и длинная курта это одежда мусульман. Тоже самое относиться и к пенджаби. Не всё, что существует в современной Индии пригодно для преданного служения. В первую очередь мы обращаемся к вайшнавской традиции. Национальным признакам здесь нет места.

Шрила Прабхупада говорит о том, что преданным следует одеваться подобно леди и джентельменам. Сегодня многие так называемые джентельмены носят яркие футболки, пошитые наизнанку и рванные джинсы. А среди леди стало модно облачаться в декольте до пупка и миниюбки. Конечно, Шрила Прабхупада предлагает нам не такой вид одежды. При выборе одежды следует руководствоваться не веяниями моды, а интеллигентностью (для мужчин) и целомудрием (для женщин). Одежда - это тоже своего рода отражение ума. Но вайшнавская культура предполагает перемены от внешнего к внутреннему. Сегодня внешний вид преданных на Западе не всегда, к сожалению, соответствует той культуре, которую они представляют в обществе. Необходимо задавать себе вопрос: нравится ли Кришне мой внешний вид? Является ли это проповедью сознания Кришны собственным примером? Сегодня преданные надевают дхоти и сари только по праздникам или когда приезжает их гуру. Вот он и ответ на вопрос. Даже во время абхишеки всё меньше желающих омывать Божества в вайшнавской одежде. Конечно, каждый из нас повторяет Харе Кришна и старается помнить о Кришне и служить Ему, но, по крайней мере в своём сознании, будучи преданными, мы не должны принимать философию «половины курицы». Однажды в беседе одна преданная спросила у мусульманина: «Почему ваши женщины полностью покрывают своё тело одеждой?». Он ответил: «Если у вас есть ценный бриллиант, который вы очень любите и который вам очень дорог, как вы будете хранить его? Может быть, вы засунете его в старую картонную коробку и забросите её в кладовку, где хранится разный хлам? Нет, вы будете защищать его, положив в надёжное и безопасное место, где никто не заслуживающий доверия не смог бы увидеть и украсть эту драгоценность. Наши женщины очень важны для нас, они являются теми, кто делает семейную жизнь счастливой. Мы знаем, что если они будут выставлять себя напоказ на публике, они будут сбиты с истинного пути, и поэтому основание нашего общества будет разрушено».

Целомудренные женщины хорошо понимают, как влияет вожделение мужчин на их сознание. Шрила Прабхупада лично вводил нормы одежды среди преданных. Он хотел, чтобы женщины в нашем движении одевались целомудренно. Хотя в самом начале, проживая в храме, большинство женщин носило длинные юбки и блузы, его наставление состояло в том, что грудь должна быть покрыта дважды. Поэтому некоторые женщины поверх блузы с длинными рукавами надевали безрукавную кофту и ещё, возможно, шарф на голову. Шрила Прабхупада, не удовлетворившись таким нарядом, научил своих духовных дочерей, как надевать сари. Он также описал, в каком порядке следует его оборачивать вокруг себя. Желая, чтобы его последователи представляли высший класс общественного устройства и подавали пример для подражания всему остальному миру, он учил матаджи носить сари, оборачивая их так, как носят брахманы во время служения в храме.

Шрила Прабхупада не настаивал на дхоти и сари во время работы. Из переписки с учениками на эту тему он часто повторял одни и те же слова: «Одеваться следует разумно и согласно обстоятельствам. Сознание Кришны не зависит от одежды. Это внутренняя вещь».