Повторение святого имени на чётках (джапа)

Многие ли из людей, кто пытался произносить молитвы на чётках или просто вертеть их в руках «для успокоения нервов», догадывались об их истинном предназначении и знают, что они символизируют? Чётки, как особый инструмент для подсчёта молитв, существуют практически в каждой духовной традиции. И было бы неверным полагать, что это - случайное совпадение. В духовной науке не существует ничего случайного: каждое слово, каждый жест, любая самая незначительная деталь или знак несут в себе «бездну смыслов», позволяющих человеку обнаружить присутствие Божества во всём, даже казалось бы в самых далеко стоящих от Него явлениях и предметах.

Чётки - Нить

В «Бхагавад Гите» (7.7) Господь Кришна говорит:

маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протам стре мани-гана ива

«Всё покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».

С этого стиха начинается разгадка символического смысла чёток. В Ведической литературе образ нити, как особого «духовного луча», встречается практически на каждом шагу, начиная с самых древних и изначальных писаний. В Риг-Веде в «Гимне о Не-Сущем» («Насадасит-сукта») о состоянии мира до того, как он появился, сказано: «Поперёк был протянут шнур (рашми). Был ли низ? Был ли верх? Оплодотворители были. Силы расширения были. Порыв внизу. Удовлетворение наверху». В этих мистических и непонятных для непосвящённых гимнах описывается творение до появления упорядоченного мира и его обитателей, и повсюду упоминается этот таинственный шнур, нить или стебель лотоса, вырастающий из пупа Вишну. Например, «Атхарва Веда» (10.8.37-38) описывает эту нить посредством вопросов, которые риши, мудрец, задаёт самому себе. йо видйат сутрам, сутрам сутрасйа йо видйат: «Тот, кто постиг нить (сутру), в которую вплетены эти создания, кто постиг нить нити (нить, на которой покоится нить), тот может действительно познать Абсолютную Истину. Я знаю растянутую нить, на которую нанизаны все миры. Также я знаю нить нити, которая есть Верховный Брахман».

Эта нить - сутра, из которой ткётся вся ткань этого мира. Это нить, исходящая от Кришны. В «Шримад-Бхагаватам» Господь сравнивается с пауком, плетущим паутину из своего тела. Господь творит материальный мир, вытягивая из Себя и распространяя вовне Свои энергии, Сам при этом оставаясь незатронутым этим процессом. Вращение волокна или веретена олицетворяет все процессы, происходящие внутри материального проявления, то есть: самсару (повторяющийся цикл рождений и смертей), время, пространство и всё многообразие явлений.

На нить, образующую четки, нанизаны бусины, символизирующие всё многообразие миров, число которых бесконечно. Узлы между бусинами означают пракрити, изначальную природу в непроявленном состоянии.


Бусины

108 - это священное число. Оно символически выражает идею Бесконечности, будучи производным от прогрессии первого ряда натуральных чисел. Человек в норме делает 15 дыханий в минуту, 900 в час, 10800 дыханий за 12 часов. В идеале нужно повторять имя Бога с каждым дыханием. Другое происхождение этого числа - 12 созвездий и девять планет (9X12=108). Существует 27 накшатр, каждая из которых имеет по четыре деления (пады или чараны), тоже получается 108 остановок в полном круге Зодиака.

Отдельно отстоит самая большая, сто девятая бусина, представляющая Кришну и именуемая Меру. Через неё нельзя переступать, когда мы произносим Святое Имя. Более того, тот, кто это делает, не получит результаты джапы. Почему? Меру, вселенская гора, есть основа Мира, точка пересечения любых направлений и сил. В годовом цикле - это точка зимнего и летнего солнцестояния, через которую проходит в своем движении Солнце, а вместе с ним, индивидуальная душа. Солнце идёт по «пути богов» (уттараяна - время, когда солнце находится на севере) и по «пути предков» (дакшинаяна - время когда солнце движется на юге). Путь богов - это путь невозврата, путь нивритти, путь духовного осознания. Таким образом, дойдя до разделительной сто девятой бусины, мы как бы разрываем круговорот самсары, обращаем время вспять или выходим за пределы материальной обусловленности. Об этом говорится в «Бхагавад-гите» (8.24-26) так: «Те, кто познали Высшего Брахмана, достигают Его, уходя из этого мира во время преобладания влияния бога огня, в светлое время, в благоприятный момент дня, в течение двух недель прибывающей луны или шести месяцев, когда солнце движется на севере. Мистик, который уходит из этого мира в туман, ночью, в течение двух недель, когда луна на ущербе, или во время шести месяцев, когда солнце движется на юг, достигает Луны, но возвращается обратно. <...> Если человек уходит при свете, он больше не возвращается. Но если он уходит во тьме, то он вернётся снова».

На санскрите чётки называются джапа-мала (гирлянда джап) или акша-мала (гирлянда акш). Что есть акша? Буквальный перевод этого слова означает “глаз”. Глагольный корень акш означает «проникать, приближаться, входить», такое же значение имеет корень виш, от которого происходит Имя Господа Вишну (Проникающий, Пронизывающий). В латыни существует сходное слово axis (ось, втулка) и выражение axis mundi (мировая ось). В русском языке существует слово “око”. Попробуем проследить связь между понятием глаза и мировой оси. В «Упанишадах» говорится, что всё многообразие мироздания возникает благодаря тому, что Господь бросает взгляд на материальную природу, приводя в движение аморфную и бездеятельную материю. Два слога в слове а-кша представляют первую и последнюю буквы из пятидесяти букв санскритского алфавита. Весь видимый нами мир состоит из имён и форм, которые являются формами изначальной божественной Речи или дыхания Бога (шабда-брахмана), отражением которого являются буквы санскритского алфавита. Говорится: акаради кшакаранта висарга - Вселенная есть 50 букв от а до кша. Иначе говоря, чётки - это символ всего сотворённого мира. Они должны помочь нам повсюду чувствовать взгляд Господа, Его присутствие, Его волю.


Хранение чёток

Чётки, как правило, хранятся в специальном мешочке, который называется гомукха (коровий рот). В Ведах корова часто символизирует божественную речь, которая имеет как материальный, так и духовный аспект. Чётки требуют к себе бережного и благоговейного отношения.

В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что есть четыре вещи, которые человек должен хранить в тайне:

гопайед деватам иштам гопайед гурум атманах
гопайед ча ниджам мантрам гопайен ниджа-маликам

«Человек должен хранить в секрете Божество, которому он по-клоняется, имя гуру, мантру и джапа-малу (т. е. не показывать свою малу)».

Почему мы носим чётки в мешочке? Их никто не должен видеть. Это нечто сокровенное между нами и Богом.


Какие бывают чётки?

Разный материал чёток даёт разные результаты: рудракша - исполнение желаний; семена лотоса - победа над врагами; золото - материальные наслаждения; хрусталь - приносят удачу; туласи - исполнение благих желаний (которые происходят из благочестивых поступков). Шива исполняет все желания, а Вишну избирательно - только те, что принесут благо человеку. туласи каштха гхатитайр манибхир джапамалика сарвакармани сарвешам ипситартха-пхала-прада. Чётки, которые сделаны в форме коровьего хвоста или змеи, предлагают даже ещё более благоприятные результаты.


Повторение мантры на чётках

Не следует трясти или размахивать своими чётками. Перебирать чётки нужно большим и средним пальцами. Большой палец, ангуштха (стоящий отдельно), олицетворяет Абсолютную Истину. 

Средний палец, мадхйама (средний), олицетворяет промежуточную энергию, дживу. Соединяясь вместе, эти два пальца образуют гйана-мудру (жест знания). Так джива встречается с Абсолютной Истиной. Она склоняется к Богу. Указательный палец олицетворяет ложное эго, которое стоит между дживой и Богом. Поэтому он не должен быть задействован в повторении мантры. Повторение на большом и безымянном пальцах приносит процветание и умиротворение. Безымянный палец устраняет неприятности, поэтому на нём обычно носят кольца с астрологическими камнями. Повторение на мизинце приводит к исполнению желаний (ХБВ 17.128). Разумный человек, желает ли он освобождения или материального наслаждения, повто¬ряет, касаясь средним пальцем. Средний палец правой руки связан с сердечной чакрой с помощью нади, нервного канала. Об этом говорится ещё в «Яджур-веде» (31): хрди тиштха дашангулам. Нужно перебирать чётки большим пальцем на себя.

Никогда не надо касаться чёток левой рукой. Она считается непригодной для духовной деятельности. Не следует класть их на пол, трясти ими или размахивать. джапанйакале маланту пуджайитва сугопайет - когда мы не читаем мантру, нужно хранить чётки в потайном месте, поклонившись им.

Переходя от одной бусины к другой, произнося одно Святое Имя за другим, мы распутываем клубок своих собственных грехов и кармических реакций, ложных представлений и иллюзий. Сто восемь бусин - это сто восемь «Упанишад», сто восемь гопи, водящих с Кришной божественный хоровод танца раса, миллионы и миллиарды миров, тридцать три миллиона богов, изошедших из духовного тела вселенской формы Господа. Через них к Нему устремлена тонкая сияющая нить чёток, в которую вплетается маленькая сияющая искорка, - душа человека, возвращающаяся домой.


Джапа-медитация Виды повторения

Существуют три вида повторения Святого Имени. Это упамша (шёпотом), вайкхари (вслух) и манаса (в уме). В писаниях есть множество прославлений каждого из этих методов повторения. Для углублённого изучения этой темы мы советуем обратиться к книге «Искусство повторения Святого Имени» Маханидхи Свами (стр 114-119). В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 17.32 ком) Шрила Прабхупада подробно рассказывает, как повторять джапу:

«Человек произносит звуки верхней и нижней губой, а также языком. В повторении Харе Кришна маха-мантры должны участвовать все эти три органа речи. Слова «Харе Кришна» нужно произносить отчётливо и внятно. Иногда, вместо того, чтобы шевелить губами и языком и произносить слова маха-мантры членораздельно, преданные машинально издают некое шипение. Повторять джапу очень просто, но надо относиться к этому занятию очень серьёзно». Общие правила для повторения, которые часто выделяет Шрила Прабхупада, таковы: повторение ранним утром, сосредоточенность, отчётливое произношение и внимательное слушание. 


Как произносить маха-мантру?

Когда Шрила Прабхупада впервые привёз в Индию своих западных учеников, скептически настроенные брахманы стали высмеивать его: «Свамиджи, Ваши ученики не могут даже правильно произнести маха-мантру». Прабхупада ответил: «Да! Именно поэтому я и привёз их в Индию - чтобы они научились этому у вас».

Srila PrabhupadaСуществуют два вида слогов: краткие и долгие. При этом долгие вдвое дольше кратких. Ниже долгие слоги будут выделены жирным шрифтом.

ха-ре кри-шна ха-ре кри-шна кри-шна кри-шна ха-ре ха-ре ха-ре ра-ма ха-ре ра-ма ра-ма ра-ма ха-ре ха-ре

Подробно об этой теме мы рекомендуем прочитать в книге «Океан нектара Святого Имени» Шачинанданы Свами (стр 167- 171).Также о Святом Имени есть следующие замечательные книги: «Намамрита» (пока только на английском), «Шри Харинама-Чинтамани», «Реформа джапы», «Искусство повторения Святого Имени», «Нама-рахасйа», «Джапа-медитация».

Конечно, выучить санскрит возможно не каждому под силу, но по крайней мере маха-мантру следует научиться произносить правильно. Кто-то может возразить: «Нужны ли эти правила произношения? Святое Имя трансцендентно, и Кришна принимает умонастроение, а не внешнюю форму». Это безусловно так, и важнее всего то настроение, которым пропитано наше повторение. Но если при повторении Святого Имени мы будем пропускать слоги или расставлять ударения как нам хочется, то возможно вместо Шри Шри Радхи-Кришны к нам придёт кто-то другой. Например, «Кришна» с длинным а - имя Драупади, а «Рама» с длинной а во втором слоге - имя Богини Процветания. Слово «харей» вообще на санскрите не существует. Возможно Кришна и понимает, что зовут именно Его, но давайте посмотрим на мотив, который стоит за нежеланием улучшать повторение Святого Имени. Возможно в первые дни, когда преданный только учится, он часто будет допускать ошибки. В это время он подобен ребёнку, который только учится говорить. Его родители радуются каждому новому, хотя и корявому в произношении, слову. Но если ребёнок вырастает до 30 лет и продолжает говорить так, как в один год, то родители начинают беспокоиться за здоровье его ума. Точно также и преданным следует оттачивать мастерство в повторении Святого Имени, потому как Кришна хотя и слышит наши молитвы, но пока они не привлекают Его настолько, чтобы Он даровал Свой даршан. Нам есть еще к чему стремиться.


Панча-таттва и Их милость

джайа шри-кришна-чайтанйа прабху нитйананда шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда

Панча-таттва играет огромную роль в жизни преданного. Шрила Прабхупада говорит в «Чайтанья-чаритамрите» о важно¬сти повторения этой мантры. Он объясняет, что повторение Панча- таттва маха-мантры нейтрализует оскорбления, совершаемые во время повторения Святого Имени. Панча-таттва не принимает оскорблений. Достаточно повторять эту мантру, чтобы достичь всего совершенства. Но мы повторяем её перед Харе Кришна маха-мантрой и постоянно воспеваем именно Харе Кришна мантру. Почему? Это практика, которую дал нам Шри Чайтанья Махапрабху. Будучи Его последователями, мы повторяем Харе Кришна.

Далее давайте узнаем от Шрилы Сварупа Дамодары (из «Кадачи») значение каждого из членов Панча-таттвы в нашей духовной жизни. Каждый из них олицетворяет определённый тип прибежища.

Шривас Тхакур - шуддха-нама-ашрайа (пристанище Святого Имени). Он может наделить даром повторять Святое Имя чисто. 

Шри Адвайта Ачарья - панчаратрика-виддхи-ашрайа (пристанище панчаратрики, куда входят повторение гаятри, арчана и вайдхи-бхакти). Сварупа Дамодара советует нам помнить о Нём, чтобы достичь успеха на пути вайдхи-бхакти. Прогрессом будет переход в рагануга-бхакти, когда мы действуем в служении Кришне спонтанно. Рупа Госвами утверждает, что без благословений Адвайта Ачарьи мы не сможем достичь этого уровня.

Шри Гададхара Пандит - бхава-ашрайа (пристанище бхавы, начальной ступени любви к Богу). Бхава - это истинные духовные чувства, испытываемые к Господу. Мы молимся ему, чтобы когда-нибудь достичь этого уровня преданного служения. Гададхара произносится с длинной а во втором слоге.

Шри Нитьянанда Прабху - према-ашрайа (пристанище чистой любви к Богу). Олицетворение милости. Тот, кто по приказу Господа Чайтаньи раздает према-бхакти всем и каждому, невзирая на их достоинства и недостатки.

Шри Чайтанья Махапрабху - раса-ашрайа (пристанище всех рас). Он - расараджа, повелитель всех вкусов взаимоотношений. Он - пристанище всех вкусов любви. Мы можем молиться Ему о том, чтобы плавать в этом океане према-расы.

Молясь каждому из членов Панча-таттвы, человек будет способен ощутить настоящий вкус к повторению Святого Имени. Поэтому необходимо взывать к ним о милости, и не только перед повторение Харе Кришна маха-мантры.

Часто возникает вопрос: сколько раз повторять Панча-таттва мантру перед джапой? И нужно ли повторять перед каждым кругом? Общее правило таково: прежде чем начать повторять Харе Кришна, нужно обратиться за милостью к Панча-таттве. Всё, что мы делаем в служении Кришне, совершается через Господа Чайтанью. Поэтому когда есть необходимость, можно всегда молиться Ему и Его спутникам. Личные слуги Шрилы Прабхупады говорят, что он не повторял Панча-таттва мантру перед каждым кругом. Шрила Прабхупада практиковал непрерывное повторение. Некоторые преданные повторяют Панча-таттва мантру, пока не почувствуют их милость. Другие повторяют три-четыре раза перед каждым кругом.


Умонастроение

С кем я себя отождествляю во время повторения, - соответствующая медитация будет превалировать в моём уме. О чём я буду думать, отождествляя себя с телом? О чём я буду думать, отождествляя себя с представителем ашрама или варны? О чём я буду думать, отождествляя себя со слугой?

Господь Чайтанья говорит:

нахам випро на ча нара-патир напи вайшйо на шудро
нахам варни на ча грха-патир но ванастхо йатир ва
кинту продйан-никхила-парамананда-пурнамртабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах

«Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брах- мачари, не грихастха, не ванапрастха и не саннйаси. Я отождеств¬ляю себя только со слугой слуги слуги лотосных стоп Господа Шри Кришны, повелителя гопи. Он - океан нектара и источник всеобъемлющего трансцендентного блаженства. Его вечное бытие исполнено великолепия».

Это сварупа для каждого преданного. Нет необходимости забегать вперед и пытаться понять, кто мы в духовном мире. Слуги - все без исключений. Всё остальное откроет Святое Имя. Кришна Сам сделает это, когда наше повторение будет доставлять Ему удоволь¬ствие. Он приведёт каждого из нас во Врадж и покажет дом, в ко¬тором мы живём, родственников, познакомит со своими друзьями и родителями. Это произойдет, когда мы будем соответствовать этому уровню. Общей сварупой для всех является даса-даса-анудаса. 


Молитвы перед джапой

Духовному учителю:

шри-гуро парамананда премананда пхала-прада
враджананда-прадананда-севайам ма нийоджайа

«Мой дорогой духовный учитель, Вы тот, кто даёт плод высочайшего блаженства - любви к Верховному Господу. Пожалуйста, займите меня в этом блаженном служении Шри Кришне, изливающем потоки милости на землю Враджа».

Бхута-шуддхи (очищение бытия):

«Очень давно по своей глупости я противопоставил себя Господу и, обусловившись этим телом, упал в круговорот рождений и смертей и теперь пожинаю тройственные страдания. Но по беспричинной милости своего духовного учителя и благодаря необык¬новенной удаче я осознал себя вечным слугой Кришны, крохотной духовной искрой, полностью отличной от тонкого и грубого тела. Поэтому под руководством моего духовного учителя, следуя за ним, я получил уникальную возможность служить его лотосным стопам, лотосным стопам Господа Чайтаньи Махапрабху и Шри Шри Радха-Мадхаве».

Молитва чёткам:

авиджнам куру мале твам харинама-джапешу ча
шри радха-кршнайор дасйам дехи мале ту прартхайе

“О мала, пожалуйста, устрани всё неблагоприятное в моём по¬вторении Святых Имён господа Хари и даруй мне служение Радхе и Кришне. Это всё, о чём я молю, о мала.”

Прославление Святого Имени и молитва:

нама чинтамани рупам намайва парама гати
намнах паратарам насти тасман нама упашмахе

“Святое Имя - прекрасный трансцендентный камень чинтамани. Оно - наивысшая цель и средство достижения. Нет ничего выше Святого Имени. Поэтому я поклоняюсь Шри Наме.”

нама-йаджна махайаджна калау калмаша нашанам
кршна-чайтанйа-притйартхе нама-йаджна-самарпанам

“Нама-йагйа - высочайшая форма жертвоприношения, уничтожающая загрязнения века Кали. С целью удовлетворить Господа Шри Кришна Чайтанья Махапрабху я совершаю эту Нама-йагйю.”

патита-павана нама нистарайа нарадхамам
радха-кришна-сварупайа чайтанйайа намо намах

“Святое Имя - спаситель падших. Прошу, освободи этого низшего из людей. Кланяюсь я снова и снова Шри Чайтаньи Махапрабху, неотличному от Радхи и Кришны.”


Законы медитации

Патанджали Муни (Йога-сутра, 1.28) говорит о трёх аспектах успешной медитации:

- джапа (постоянство),
- артхам (понимание смысла, глубина),
- бхавана (чувства, переживания).

В этом случае медитация будет оставлять глубокий след в сознании и приносить удовлетворение. Самскары оставляют очень глубокий след в нашем сознании. Постоянные размышления делают самскару сильнее. В момент смерти будут работать самые сильные самскары. Если они будут связаны с Кришной и его преданными, то в итоге мы обретём их общество. Размышления превращаются в медитацию, когда в наших размышлениях появляются мельчайшие подробности. Так постепенно садхака приближается к объекту медитации, которая может различаться по силе.


Молитвы по завершении джапы

В «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23-24 комм) Шрила Прабхупада рекомендует возносить подобные молитвы:

никхила-шрути-маули-ратна-мала-дйути-нйраджита-пада панкаджанта
айи мукта-кулаир упасйаманам паритас твам хари-нама 
самшрайами

«О Харинама! Жемчужное ожерелье из Упанишад, венчающих корону всего ведического знания, неизменно поклоняется кончи¬кам пальцев на Твоих лотосных стопах, озаряя их своим сиянием. Тобой всегда восторгается Нарада, Шукадева и другие вечно осовбождённые души. О Харинама! Я полностью принимаю Твоё покровительство».

нивртта-ташаир упагййаманад бхаваушадхач чхотра-мано-бхирамат
ка 
уттамашлока-гунавадат пуман вираджйета вина пашугхнат

«Высшую Абсолютную Личность прославляют по парампаре, передавая это умение от духовного учителя к ученику. Таким прославлением наслаждаются те, кто больше не желает ложно восхвалять этот временно проявленный космос. Вознося хвалу Господу, живое существо, попавшее в круговорот бесконечных рождений и смертей, быстро исцеляется. Так кто же откажется слушать, как прославляют Господа? Разве что мясники, да убийцы своей собственной души».

Также можно прочитать молитвы об устранении оскорблений.

апарадха-сахасрани крийанте ‘хар-нишам майа
дасо ‘хам ити мам матва кшамасва мадхусудана

«День и ночь я совершаю тысячи оскорблений. О Мадхусудхана! Считая меня Своим слугой, милостиво прости их мне».

пратиджна тава говинда на ме бхактах пранашйати
ити самсртйа самсртйа пранан сандхарайамй ахам

«О Говинда, Ты обещал, что Твой преданный никогда не погибнет. Вспоминая об этом снова и снова, я нахожу в себе силы жить дальше».

Шрила Рупа Госвами «Карпанья-панджика-стотра»:

«Несмотря на то, что ниже меня никого нет, а Ты - Всевышний, несмотря на то, что я - глупец, а Ты - величайший философ, несмотря на то, что я - нечестивец, а Ты - святость, несмотря на то, что я всякий раз оскорбляю Тебя, думая о Тебе, всё же, о Господь, чья тень Святого Имени вызволяет из бездны грехов, пожалуйста, будь добр ко мне, ведь иногда я повторяю Твоё Святое Имя».

Закончив джапу, не спешите исполнять свои обязанности. Посидите несколько минут и помедитируйте на облики Шри Шри Радхи и Кришны, Шри Шри Гаура-Нитай или на духовного учителя. Вознесите им свои молитвы. И попросите о чистом преданном служении.