Экадаши

Во всех священных писаниях прославляется принятие прасада, и, когда говориться о его могуществе, возникает понимание того, что милость Бога абсолютно безгранична. Есть знаменитое высказывание: кхават кхават чйуте шарира та вай миле сита-рама рагхувира - "Если ты погибнешь за принятием прасада, то встретишься с Ситой и Рамой". Похоже, что единственные ограничения на принятие пра- сада существуют в дни экадаши и праздники. В святые праздники преданные держат полный пост до определенного времени, и после этого прерывают его во славу явления или ухода великих святых и воплощений Кришны. Экадаши также отводится особенное место в жизни вайшнавов. Правила соблюдения поста на экадаши описаны в 12 и 13 Виласах «Хари-бхакти-виласы» Санатаны Госвами. Вряд ли найдутся те, кто способен следовать всем этим правилам в совершенстве в наше время. Но есть некоторые моменты, которые могут помочь нам осознанно подходить к постам в этот священный для вайшнавов день.

Шрила Санатана Госвами говорит, что экадаши должны соблюдать все люди (чтобы называться людьми) в возрасте от восьми до восьмидесяти лет, так что если вы попадаете в этот возрастной промежуток, поститесь во имя Господа Хари! «Нарада Пурана» предостерегает: «Лучше совокупляться с собственной матерью, есть говядину, пить алкоголь и убивать, чем есть в день Экадаши!»

Далее там говорится:

samayasya maharogad duhkhinam sarva dehinam ekadasim upavaso’yam nirmitam paramausadham

«День Экадаши был создан как самое могущественное лекарство (парама-аушадхам), излечивающее от материальной болезни, которая вынуждает нас находиться в материальном теле и подчиняться материальному уму».

tavat papani dehe’ smin tisthanti manujadhipa yavat na upavaset jantuh padmanabha dinam subham

«О царь, пока человек не станет соблюдать пост на Экадаши, все грехи останутся в его теле».
Санатана Госвами не рекомендует даже чистить зубы в день экадаши - это нужно сделать вечером предыдущего дня. Он также советует есть только один раз в предыдущий день, дашами. Еще одна рекомендация: никому не говорить о том, что вы поститесь в этот день, делать это незаметно, а не напоказ. Но самое главное правило заключается в том, что экадаши - это Харивасара, День Господа Хари. Поэтому этот день мы должны целиком (по мере наших сил) посвятить Богу


Дни, благоприятные для поста

Шуддха-экадаши начинается за 96 минут до восхода солнца в одиннадцатый день после полнолуния и после новолуния. Однако если дашами, предыдущий день, длится хотя бы на секунду больше, то пост нужно соблюдать на следующий день - маха-двадаши. Когда экадаши перекрывается с дашами, поститься запрещено. В «Сканда Пуране» сказано, что сто сыновей Гандхари были убиты на Курукшетре потому, что она соблюдала пост на экадаши, которые перекрывались с дашами. И наоборот, когда экадаши перекрывается с двадаши - поститься нужно, потому что оба этих дня очень благоприятны для поста. В экадаши, который перекрывается с дашами, постящийся человек подвергается демоническому влия¬нию, а соблюдая пост на маха-двадаши, он приближается к Господу Хари.


Органичения в пище

Шастры рекомендуют соблюдать полный пост и даже не пить воды. Однако, если человек не может поститься сам, он может поручить это сыну или брахману. Если мы не можем поститься полностью, то рекомендуется есть только один раз, во второй половине дня, ближе к вечеру. Есть можно следующие продукты: фрукты, молоко, воду, гхи, панча-гавью и воздух - каждый следующий лучше предыдущего. В соответствии с Махабхаратой, пост на экадаши не прерывают: вода, корнеплоды, фрукты, молоко, кунжут, гхи, лекарство, желание брахмана и приказ духовного учителя.

Экадаши-врата также распространяется на Джанмаштами, Рама-навами, Нрисимха-чатурдаши и Гаура-пурниму.


Пример Господа Чайтаньи

В Писаниях встречаются несколько упоминаний об отношении Гопода Шри Чайтаньи Махапрабху к посту в экадаши. В те времена, когда он жил в Надии, в обществе считалось, что лишь вдовы должны соблюдать экадаши, а домохозяева не должны. И вот, в один прекрасный день Махапрабху попросил свою мать Шачидеви о пожертвовании: мата, море деха ека дана. Шачидеви сказала, что даст ему все, что он пожелает. И тогда Махапрабху произнес: экадашете анна на кхаибе - Не ешь зерно в экадаши. Она сразу же согласилась, и с тех пор неукоснительно следовала этому обету.

Спустя много лет, в Пури, когда преданные не знали, что им выбрать - поститься в экадаши или почитать небезызвестный прасад от Джаганнатхи, Махапрабху решил эту проблему, велев им вознести молитвы (пранаму) прасаду, а съесть его лишь на следующий день после экадаши.

Следуя примеру Шри Чайтаньи Махапрабху, Рупа Госвами в свою очередь упоминает экадаши среди 64-х аспектов садхана-бхакти. Даже те, кто достиг уровня рагануга-бхакти, или те, кто стремится к этому, тоже должны соблюдать экадаши. Таким преданным экадаши-врата позволяет укрепить почву для взращивания соответствующей бхавы. В Гаудия-сампрадае и садхаки (стремящиеся к совершенству), и сиддхи (достигшие совершенства) соблюдают экадаши, хотя и воспринимают этот обет по-разному.


На уровне садханы и совершенства

Экадаши приходится на одиннадцатый день прибывающей или убывающей луны, два раза в месяц. Луна влияет на приливы и отливы, и подобным образом, в эти два дня она выводит из равновесия жидкости нашего тела и оказывает давление на чувства. Поэтому садхаки постятся в экадаши, чтобы заглушить позывы своих чувств. Обычно они полностью воздерживаются от еды и питья, хотя в наши дни, особенно в странах Запада, вошло в привычку не есть только зерновые и бобовые продукты, которые оказывают самое большое влияние на чувства. Итак, для садхаки экадаши - это день, когда они меньше едят и больше слушают о Кришне и прославляют Его.

Однако для сиддх, достигших совершенства, экадаши - это праздник и пир. Кришна для них - друг, возлюбленный и т. д., но только не Верховный Господь Бог. Великие преданные говорят об экадаши, что в этот день, благодаря особому расположению звезд, жидкости в теле Кришны начинают бурлить, делая Его более расположенным к наслаждениям. Такие преданные уже безгранично служат Ему, и Кришна безгранично наслаждается их служением, однако экадаши позволяет еще больше служить Ему, поскольку Кришна в этот день способен принять еще больше служения, ибо Он (по их мнению) более склонен к наслаждениям в этот день. Зная, как любит Кришна вкусно поесть, они готовят роскошный пир для Него, живущего в их сердцах. Конечно, попробовав зерно в экадаши, Кришна нарушит религиозные предписания, однако, преданные не могут не исполнить Его желания, несмотря на то, что эти желания расходятся порой с принципами религии. Для таких преданных совершенством жизни является удовлетворение Кришны, а не религиозных догм - самсиддхир хари тошанам.