Шрила Прабхупада о трате времени

Srila-Prabhupada-makes-a-pointНе теряй времени попусту. Если появляется какоето свободное время, лучше всего больше повторятьХареКришна, ведь жизнь коротка, а нам нужно успеть осознать Кришну в этой жизни. Мы не знаем, когда снова встретимся со смертью, когда нам снова придетсяуходить от сюда. Но прежде чем уйти, мы должны попытаться обрести сознание Кришны. Это наше главное дело(письмо Джаяпатаке, 6 октября 1968)


По поводу твоего бизнеса и духовной практики: я даю тебе особое разрешение — из 24 часов в сутках ты должен найти удобное для тебя время, один час, чтобы повторять «Харе Кришна»со всем вниманием около Божеств или в другом месте, и чтобы никто тебя в это время не беспокоил. На все остальное у тебя остается 23 часа. Далее, в эти 23 часа, что бы ты ни делал: ел, спал или работал, старайся постоянно думать о Кришне. Это поможет тебе сохранить сознание Кришны. Если человек всегда остерегается падения и молит Кришну не допустить, чтобы он пал под напором майи, тогда Кришна предоставляет ему особую защиту. Это совет, который дал Сам Кришна Арджуне. Арджуна был великим воином, государственным деятелем и одновременно великим преданным. Государственные мужи и полководцы почти не имеют времени исполнять ежедневные обязанности в преданном служении, но Кришна особо посоветовал ему заниматься исполнением своих предписанных обязанностей, и в то же  время постоянно думать о Кришне. Это секрет, как не пасть жертвой майи. У Раярамы случай другой. Он совершенно определенно отверг мои наставления. Я попросил его приехать ко мне и пожить со мной, а он отказался. Этот отказ является причиной временной приостановки его духовной жизни, но если в прошлом он исполнял преданное служение искренне, думаю, что он не вернется вспять. (из письма Гаргамуни, 29 октября 1969) 


На некоторое время ты прикована к больничной койке, и все же ты не теряешь ни минуты времени. Это очень правильное настроение. Это и есть сознание Кришны — каждое мгновение жизни служить Господу тем или иным способом.И вот ты сшила эти прекрасные одежды для Кришны и Радхарани, хотя болезнь причиняет тебе большие страдания. Я очень и очень рад, что ты настроена не терять ни минуты на служение телу и уму, а тщательно использовать каждое мгновение своей жизни в любовном служении Господу. (из письма Химавати, 30 июля 1970)


Твой последний вопрос — как тебе стать чистым преданным. Ответ на него дается в Бхагавадгите. Кришна учит Арджуну, что махатма, чистый преданный, это тот, кто полностью предался духовной природе. Как же узнать того, что полностью предался духовной природе? Он постоянно полностью поглощен преданным служением Кришне. Вот в чем заключается метод превращения в чистого преданного. Мы должны полностью занять свои речь, мысли и деятельность сознанием Кришны под руководством духовного учителя. Следовательно, в каждый момент времени ты должен быть так или иначе занят в служении Кришне и Его чистым преданным, и тогда ты естественным образом очистишься в сознании Кришны. Кришна всегда желает изливать милость на Своих преданных, и нам остается только стать восприимчивыми к Его милости, совершая преданное служение, тогда наш путь станет очень легким. Надеюсь, я удовлетворил тебя своими ответами на твои вопросы. (из письма Вишала-дасу, 16 июня 1969)


Мы не имперсоналисты, в зависимости от обстоятельств мы по-разному понимаем исполнение преданного служения. В «Шикшамрите» Рупы Госвами говорится, что развитое сознание Кришны — это состояние, при котором человек постоянно очень озабочен тем, чтобы каждое мгновение его жизни было потрачено на преданное служение. Это называется страхом потери времени. Человек должен очень тщательно следить за тем, чтобы каждое мгновение его жизни тратилось на служение Господу. Госвами весьма преуспели в этом направлении, поэтому о них сказано: нидрахара-вихаракади-виджито, что значит: они победили потребность в еде, сне и совокуплении. Смысл в том, чтобы как можно больше времени сэкономить на этих материальных делах и отдать служению Кришне. Когда мы начинаем постоянно тревожиться о том, чтобы наша жизнь протекала именно в таком духе, эта стадия называется «авьяртха калатвам», то есть бережное, экономное использование жизни. Следующая стадия называется нама-гане сада ручих, постоянно влечение к непрерывному повторению святого имени. И: притис тад-васати-стхале, получение удовольствия от проживания в храме или в месте паломничества. Итак, я очень рад, что ты постепенно приближаешься к этой стадии. Продолжай так же и будь осмотрительна. Постарайся понять сама и научи этому методу всех своих младших братьев и сестер. Сознание Кришны означает полное сотрудничество с Кришной, а значит, и со всеми Его спутниками. Мы должны всегда помнить об этом. Это как если мы говорим: «дерево», то имеем в виду и корень, и ствол, и ветви, и листья, и цветы — всё. Поэтому любить Кришну означает любить Его вместе с Его именем, Его славой, Его качествами, Его спутниками, Его обителью, Его преданными и т.д. (из письма Ямуне, 2 марта 1970)


Относительно моих книг: все должны читать. Я и сам их читаю. Каждый человек должен быть круглосуточно занят. Это суть, основа. Сколько времени читать, и сколько времени заниматься другими видами служения — это определяется каждым преданным индивидуально. Еду и сон надо свести к минимуму: нельзя терять понапрасну ни одной минуты. (из письма Говардхана-дасу, 15 февраля 1975)


Да, ты прав, самоосознание — это серьезная работа. Преданные знают это, поэтому одно из их качеств — серьезность и отсутствие склонности к легкомыслию. Сознающий Кришну человек интересуется только верным служением Кришне, и никаких посторонних мыслей у него нет. Его разум постоянно занят поиском наилучших способов исполнения любовного трансцендентного служения Кришне, поэтому у него нет времени бездельничать. Праздный ум — мастерская дьявола. Это очень верное замечание. Мы должны всегда помнить, что майя и Кришна идут рука об руку, как идут рука об руку свет и тень. Если человек не стоит на солнце, на свету, он, тем самым, пребывает в тени. Поэтому мы не должны быть беспечными, но должны двигать свое дело серьезно и искренне, тогда можно не сомневаться в том, что желаемый результат будет достигнут. (из письма Джагадише, 17 ноября 1970)


С этими карми это вечная проблема — у них «нет времени» на посещение духовных событий или встреч. Шукадева Госвами, рассказывая Шримад-Бхагаватам, описывает положение карми так: ночью они спят или занимаются сексом, а днем работают, как одержимые: «Деньги! Деньги!» А когда деньги приходят к ним, тогда они озабочены накоплением домашних вещей и т.д. Так или иначе, по милости Господа Чайтаньи, даже таких, погруженных в материальное, людей можно освободить из паутины майи, если дать им послушать повторяемое без оскорблений святое имя Господа, харе-кришна-мантру. Если ты постоянно будешь повсюду повторять этот духовный звук, он проникнет в их уши и попадет им прямо в сердце, и тогда оживет их естественное влечение к Кришне. Так что не обращай внимания на временные уловки людей, у которых нет ни желания, ни удачи, просто продолжай нашу программу, распространяя санкиртану, прасад и литературу, и результат будет. (из письма Баншидхари, 16 ноября 1970)