Храмовые службы
Нрисимха (текст)
Туласи пранама+киртан (текст)
Гуру-вандана (текст)
Дамодараштака (текст)
Почему так важно посещать мангала-арати?
Мангала-арати в книгах Шрилы Прабхупады
Преданное служение — это трансцендентная деятельность. На трансцендентном уровне нет осквернения тремя гунами материальной природы, и потому его называют вишуддха-саттвой, уровнем чистой благости, свободной от скверны страсти и невежества. В Движении сознания Кришны мы требуем, чтобы все преданные вставали рано, около четырех часов утра, посещали мангала-арати (утреннюю службу), читали «Шримад-Бхагаватам», участвовали в киртане и т. д. Так круглые сутки мы занимаемся какой-либо деятельностью в преданном служении. Это называют сато вр̣тти — следованием по стопам предыдущих ачарьев, умевших заполнить каждое мгновение своей жизни деятельностью в сознании Кришны.
"Нектар наставлений" 3, комм.
Здесь Брахма объясняет нам первые правила арчаны, в соответствии с которыми строится день преданного — с четырех часов утра и до десяти часов вечера. Проснувшись рано утром, преданный должен вознести Господу молитвы. Существует также ряд других правил, согласно которым в ранние утренние часы проводится мангала-арати. Не понимая смысла арчаны, глупые непреданные смеются над этими правилами. Они не способны понять, что Господь тоже спит, когда пожелает того. Представление о том, что Всевышний безличен, настолько затрудняет человеку доступ к преданному служению, что общение с упрямцами-непреданными, которые обо всем судят с материальной точки зрения, становится практически невозможным.
"Шримад-Бхагаватам", 3.9.21, комментарий.
В книге о Кришне, которая является кратким изложением древней Пураны «Шримад Бхагаватам», записанной пять тысяч лет назад говорится о гопи, женщинах из села пастухов, в котором проводил свои детские игры Кришна:
"Утром гопи приготовились к утреннему арати – зажгли светильники и разбрызгали масло, смешанное с йогуртом. Закончив мангала арати, они занялись взбиванием масла и сметаны.
Пока гопи предавались этому занятию, светильники, отражаясь в их украшениях, делали эти украшения ещё ярче. Мутовки в их руках, и серьги, браслеты и груди – всё двигалось, а парашёк кункумы накладывал на их лица шафрановый отблеск, сравнимый с восходящим солнцем. Сбивая масло, они одновременно пели хвалу Кришне. Песни эти, сливаясь со звуком движущейся мутовки, возносились к небесам и освещали всё вокруг".
Из книги "Кришна"
Бхакти Викаша Свами о мангала-арати
Конечно, Шрила Прабхупада вдохновлял людей на всех уровнях, он говорил: «Повторяй Харе Кришна и будь счастлив». Но давайте задумаемся: что значит повторять Харе Кришна и быть счастливым? Мы не можем быть счастливыми, пока мы не полностью сознаем Кришну, пока мы взращиваем материальные желания и не пытаемся методично от них избавляться. Мы не можем быть полностью счастливыми. Шрила Прабхупада также учил: чтобы быть счастливыми, мы должны предаваться Кришне. Так что единственный приемлемый уровень… Конечно, мы можем кому-то сказать: «Да, ты повторяешь, очень хорошо, приходи!» Но в то же время, мы должны знать, что пока в нашем сердце есть желание наслаждаться какой-либо материальной формой, желание освобождения – желания, которые подобны ведьмам, то не может и стоять вопроса о том, чтобы мы испытывали счастье в чистом преданном служении. Мы обманываем себя. Мы должны задумываться об этих вещах.
Я не обвиняю тех, кто присутствует здесь сейчас, никоим образом. Я могу понять, что факт вашего нахождения здесь сейчас указывает на то, что вы очень заинтересованы в слушании. Потому что, как правило, не столь много преданных приходит на мои лекции, в отличие от лекций других санньяси ИСККОН. Потому что они знают, что услышат лекцию, которая будет не очень приятна их чувствам. Тогда как другие могут рассказывать разные лилы и так далее – то, что всем нравится слушать.
Я могу понять, что каждый, кто идет на это, заинтересован в том, чтобы услышать это. Но мы также должны говорить другим. Особенно новички, которые приходят, они не знают. Они видят, что это нормально: «Просто приходи, когда захочешь, повторяй немножко. Ну не нужно быть слишком строгим». Возможно, никто ему не скажет [другого]. Может, кто-то скажет: «Не будь слишком строгим». На самом деле это часто происходит. Я знаю такие места.
Это элементарные вещи, которым Шрила Прабхупада учил нас
Один мой ученик живет в храме, он вернулся в свой родной город, где хотел жениться, и в этом городке он начал приходить на мангала-арати каждое утро. И лидер храма сказал: «Зачем ты приходишь на мангала-арати? Зачем подвергать себя таким трудностям?» Этот лидер сам не приходил на мангала-арати. Ему было стыдно из-за этого. Он говорил: «Не будь таким строгим!» Они могут вам даже сказать: «Не будь строгим!» Но что значит быть строгим? Это элементарные вещи, которым Шрила Прабхупада учил нас. Мы должны сознавать это и советовать людям: «Чем больше ты вкладываешься в это, тем больше ты можешь ожидать, что получишь милость Кришны!» Это не происходит автоматически. Не нужно думать, что как только ты наносишь тилаку, Кришна припадает к твоим лотосным стопам и говорит: «Как Я тебе могу служить?» На самом деле, у преданного совсем другая цель. Его цель – удовлетворить Кришну. Это трудно, нет сомнений. Сознание Кришны – это нечто, очень отличающееся от всего современного образа жизни. Современный образ жизни – это просто ужас, если вы заметили.
Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Не падать и не подниматься»
Итак, такие правила как, например, ранний подъём, посещение мангала-арати, проведение киртана приводят нас в соприкосновение с Кришной, они напоминают нам о Нём… Это происходит в начале дня и это вдохновляет нас в сознании Кришны. Если мы в это время просто спим, то мы не помним о Кришне, но если мы встаём и идём на мангала-арати, то вспоминаем о Нём. Конечно, многие люди встают рано утром и идут на работу, они тоже не помнят о Кришне. Но те, кто встают рано и наслаждаются темами «Шримад-Бхагаватам» в общении с преданными, обогащаются сознанием Кришны. Они следуют правилам, которые приводят их в соприкосновение с Кришной. И мы должны следовать таким правилам.
Если мы изучим письма Шрилы Прабхупады, то увидим, что он постоянно подчеркивал эти процессы и методы снова и снова. Они основные, базовые. Это не значит, что это нечто низкое, примитивное. Повторять Харе Кришна и слушать «Шримад-Бхагаватам» – это не что-то примитивное. Только после многих миллионов жизней прогресса и следования регулирующим ведическим принципам человек может прийти к этому. Так что мы не должны думать, что это что-то примитивное. Конечно, мы не слышим, что гопи Вриндавана ходят на мангала-арати. Но они-то на той стороне, а мы - на этой, они там, где Радха и Кришна.
Посещение мангала-арати приводит нас
в соприкосновение с Кришной
Кроме того, нужно учитывать, что мы стремимся следовать по стопам гопи Вриндавана, а не подражать им. И они пришли как спутники Чайтаньи Махапрабху, и Рупа Госвами, следуя наказу Чайтаньи Махапрабху, записал все Его наставления, включая также чистку зубов. Об этом говорится в «Чайтанье Чаритамрите». Чайтанья Махапрабху среди всех остальных правил отмечал, что мы должны чистить зубы. Это само по себе не духовное действие. Не нужно думать, что просто чистя свои зубы, люди духовно продвигаются. Но если вы будете делать это в процессе сознания Кришны, с идеей, что мы должны поддерживать своё тело и служить с его помощью Кришне, тогда всё, что вы делаете, даже если это то, что делает каждый (даже демоны могут это делать), - в этом случае всё само по себе одухотворяется, кришнаизируется. Мы не должны думать, что простая чистка зубов делает нас сознающими Кришну. Но вы можете сказать: я следую, по крайней мере, одному наставлению Чайтаньи Махапрабху – чистке зубов. Но есть и более важные наставления: это слушание, повторение…
Есть много правил. Одно из таких основных правил: асат-санга тьяга эй вайшнава-ачара (Преданный — это тот, кто отказывается от общения с "асат" — временными вещами. Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.87). Необходимо отказаться от общения с непреданными. И это включает в себя просмотр телевизора, занятия мирской деятельностью, которая явно не связана с сознанием Кришны, употребление пищи, которая не была предложена Кришне (сюда относится также вегетарианская пища, которая приготовлена непреданными). Вы можете спросить: почему так строго? Да потому, что эти правила даны, чтобы нам продвигаться. И в той мере, в какой мы следуем им, они помогут нам продвигаться. В той мере, в какой мы недобросовестны в следовании им, наше продвижение будет замедлено. По традиции, вайшнавы, как правило, строги. Особенно в отношении еды. Очень строги. Опять же, как Шрила Прабхупада сказал, мы должны пообещать себе, что будем есть только Кришна-прасад. Это правило. И это важное правило. Потому что Чайтанья Махапрабху сказал, что если мы едим пищу, которую готовят материалисты, наш ум становится грязным. Если наш ум грязен, мы не можем помнить о Кришне. Так что мы должны внимательно следовать этим правилам, начиная с раннего подъема.
Конечно, могут быть какие-то исключения. Если мы возвращаемся поздно вечером с проповеди… Если мы работаем на какой-то работе, откуда нам приходится возвращаться поздно... Нам придётся как-то приспособиться к этому… Но лучше, конечно, вообще не работать на такой работе, которая заставляет нас поздно возвращаться. Имеет смысл избежать этого, чтобы поставить на первое место сознание Кришны. Хотя, как говорил Шрила Прабхупада, современная цивилизация основана на постоянном тяжёлом труде, поэтому вполне возможно, что очень трудно вести нашу жизнь так, чтобы это благоприятствовало сознанию Кришны. Но, по крайней мере, есть какая-то основа, и мы должны следовать ей, насколько это возможно.
Конечно, Шрила Прабхупада также хотел учредить общины варнашрамы, в которых преданные могли бы жить без необходимости постоянно трудиться. Мы могли бы жить вместе и повторять Харе Кришна.
Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Правила и предписания даруют необычайное могущество»
Какие анги преданного служения входят в посещение утренней службы?
Если кто то сомневается в важности посещения мангала-арати в утреннее время, можете познакомится с тем что говорил Шрила Прабхуапада на эту тему в книгах, письмах, лекциях своим ученикам.
Так же можно отметить что в утренний блок мангала-арати входят большое количество анг преданного служения, которые отмечает Шрила Рупа Госвами в книги «Бхакти Расамрита Синдху» Нектар преданности. Например такие анги как:
— Поклонение Божеству
— Вдыхать запах благовоний и цветов, предложенных Господу.
— Танец перед Божеством
— Вознесение молитв
— Воспевание святых имён
— Принесение поклонов
— Поклонение Туласи
— Лицезреть Божества, глядя на Них с великой преданностью.
— Носить цветы и надевать на себя гирлянды, которые были предложены Божеству в храме и духовному учителю.
— Пение Шри Гурв Аштаки. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит о важности этой молитвы:
«Тот, кто в брахма-мухурту со всем вниманием громко произносит эту прекрасную молитву, обращённую к духовному учителю, в момент смерти обретает чистое преданное служение Шри Кришне, повелителю Вриндаваны».
Делая каждое утро такое количество анг преданного служения, мы естественным образом разжигаем дремлющую любовь к Кришне в своём сердце.
Фитилек для Господа Дамодары
Основной враттой, или обетом, для вайшнавов в месяц Дамодара является подношение Господу фитилька, светильника, лампы или лампадки с гхи. Каждый предлагающий в месяц Картики горящую лампадку Господу Дамодаре обретает особую Божью Милость.