Энциклопедия

2 февраля 2014 - Явление Рагхунатха Даса Госвами

Автор: Евгения Карлова. Опубликовано в Святые

Рагхунатха Дас Госвами

В нашей сампрадае он является прайоджана-ачарьей, то есть обладающим высшим осознанием экстатической любви к Богу. Ощущая себя ниже соломы, валяющейся на улице, он со всем смирением, почтением и любовью приносил тысячи и тысячи поклонов вайшнавам.

Рагхунатха Дас Госвами


В нашей сампрадае он является прайоджана-ачарьей, то есть обладающим высшим осознанием экстатической любви к Богу. Ощущая себя ниже соломы, валяющейся на улице, он со всем смирением, почтением и любовью приносил тысячи и тысячи поклонов вайшнавам.

Рагхунатха дас Госвами - великий преданный Господа Чайтаньи

Рагхунатха Даса Госвами явился в этот мир в 1495 году. Он был одним  из шести Госвами Вриндавана, учителем которых был сам Господь Чайтанья.

Родился он в небольшом селении Чандпур, которое находится на месте нынешнего Шри Кришнапура, в двух милях от Сантаграма провинции Хугли в Западной Бенгалии.

Его отец, Говардхана Маджумдара, принадлежал не к брахманическому сословию, однако владел большим количеством земель, и состояние его измерялось миллиардами. Все эти богатства должен был унаследовать Рагхунатха Даса Госвами, так как в их семье других наследников мужского пола больше не было.

Баларама Ачарйя, возвышенный и авторитетный преданный Сантаграма, начал наставлять его в основах учения вайшнавов еще с раннего детства. Он хотел взрастить  в своем ученике настоящую святость. После ухода учителя из этого мира, цветок преданности в сердце Рагхунатхи взращивал сам Харидас Тхакур, который поддерживал общение с Баларамой Ачарьей. Харидас Тхакур пролил на юного Рагхунатха свои благословения.

Отречение Рагхунатхи Даса Госвами и служение Гуру и Господу Чайтанье

В возрасте 15 лет он впервые встретил Господа Чайтанью, достигнув же 18-19 летнего возраста и получив благословения Господа Нитьянанды, он оставил жену, которая была прекраснее любой апсары, танцевавшей для царя Индры, и сказочные богатства.

Путь его лежал в Джаганатха пури, где он посвятил себя сокровенному служению Шри Гаура Райе и своему шикша гуру Сварупе Дамодаре Госвами на протяжении 16 лет.

В течении пяти дней ежедневно Рагхунатх Дас получал от своего гуру остатки пищи, которой коснулись уста Шри Чайтаньи Махапрабху, и вкушал их с безмерной любовью, испытывая трансцендентный экстаз, но на шестой день Рагхунатха почувствовал себя недостойным и начал просить милостыню у главных ворот храма Джаганнатхи.

Шри Чайтанья, удовлетворенный преданностью и аскезами Рагхунатхи, прославлял его за это.

Несколько лет Рагхунатха избегал общества Господа Чайтаньи, считая себя падшим, но все же нужда в личном общении постоянно возрастала и сжимала его сердце.

Наставления Чайтаньи Махапрабху, данные Рагхунатхе Дасу Госвами

Шри Чайтанья пригласил Рагхунатху даса Госвами и сказал такие слова: «Сваруп Дамодар мог информировать тебя даже лучше Меня, но если ты желаешь услышать наставления непременно из Моих уст, я назову тебе твои обязанности:

    Не веди разговоры на мирские темы сам и не слушай, как об этом говорят другие.
    Не ешь изысканную пищу и не носи дорогую одежду.
    Не требуй уважения к себе, а всеми силами служи другим.
    Неизменно воспевай святое имя Кришны и в мысслях своих служи Радхе и Кришне во Вриндаване.

Таковы мои краткие наставления тебе. Более подробное их толкование преподаст тебе Шри Сваруп Дамодар.»

Слова Шри Чайтаньи воодушевили Рагхунатха Даса и укрепили его стремление к аскетизму и его преданность Сварупе Дамодару.


Шри Чайтанья подарил ему маленький камень со святого холма Говардхана и гирлянду из небольших раковин, взятых им во Вриндаване, как награду за его аскетизм и совершенное познание его учения. Камень этот хранится в храме Шри Шри Радха Гокулананда во Вриндаване.

Когда преданные, присутствовавшие при их встрече, увидели такой жест со стороны Шри Чайтаньи, они поняли, что Госвами - необычный человек.

Необходимо отметить, что Шри Чайтанья, поместив Рагхунатху Даса под опеку Сварупа Дамодара, одного из четырех Своих самых близких спутников (три других - Рамананда Райа, Шики Махити и Мадхави-деви), показал, как высоко Он ценил Рагхунатху Даса Госвами.

Проповедь и садхана Рагхунатхи даса Госвами

Рагхунатха Даса не мог жить после ухода Господа Чайтаньи из этого мира. И поэтому он отправился во Вриндаван, чтобы спрыгнуть с холма Говардхан. Но Шри Рупа и Санатана Госвами успели остановить его, убедив в необходимости жить и продолжать проповедовать славу Господа Чайтаньи.

3 часа в день он посвящал киртанам, повествуя о жизни Чайтаньи Махабху, ибо он на протяжении 16 лет наблюдал все самые сокровенные игры Господа Чайтаньи в Пури. Днем он не покидал Чайтанью, а ночью с Господом оставался Сварупа Дамодара. И Сварупа Дамодара рассказывал ему обо всем, что происходило ночью. В мельчайших деталях он знал жизнь Господа Чайтаньи и мог без конца рассказывать о ней. Все остальное время Рагхунатхи даса Госвами было посвящено смаранам (памятованию о Господе). Спал он всего 1,5 часа в сутки в течение последних 70 лет.

Радхунатха Даса Госвами прославлял божественную чету Радхи-Кришны, сидя на берегу Радха Кунды в течение 40 лет. Он вел аскетичную жизнь настоящей чистой преданности. Рагхунатха Дас Госвами - пример отречения от материального мира и мирских желаний, необходимого для обретения возможности вечного любовного служения Радхе-Гиридхари в нитья-никунджа-лилах на Радха-кунде.

Радха кунда

Радха-кунда

 Своим примером он воодушевляет всех Гаудия вайшнавов развивать чистую любовь к Радхе и Кришне, не запятнанную ничем.

Бхаджан Радхунатхи Даса Госвами состоял из 64 кругов в день (100 тыс. святых имен); предложения 1000 поклонов Кришне, омовения в водах Ганги 3 раза в день, предложения 2000 поклонов Вайшнавам, сон в течении 1,5 часов в течении 70 лет, а в некоторые из дней Рагхунатха даса Госвами оставался совсем без сна, находясь в постоянном памятовании о Господе. И делал всё это от чистого сердца. Таким образом он выражал свое почтение и любовь к преданным, хотя был великим ученым и глубоко осознавшим себя святым.


 Рагхунатха дас всегда доставлял радость преданным и, благодаря этому, в его сердце расцвело семя удачи.

В день он выпивал всего одну чашечку пахты. Он не ел ничего, кроме необходимого для поддержания души в теле. После того, как Господь Чайтанья оставил этот мир, он вкушал только фрукты и молоко. После ухода Шри Санатаны Госвами он стал выпивать только 1-2 чашечки пахты. Когда же Шри Рупа Госвами вошел в нитья-лилу Рагхунатха Дас Госвами, он перестал есть и пить вовсе. Огонь разлуки с Господом и его возлюбленными преданными сжигал его. Приближенные же очень страдали, видя Рагхунатху даса Госвами в таком положении.


Благодаря тому, что Рагхунатха дас Госвами был очень дорог всем преданным, он легко стал плодородной почвой, которая очень хорошо подходила для семени любви к Шри Чайтанье Махапрабху. Как только это семя было посеяно, оно в тот же миг выросло в несравненное дерево этой любви и принесло зрелый плод.

 

Наследие Рагхунатхи даса Госвами

Шри Рагхунатха даса Госвами оставил после себя 3-х томное наследие: Става-малу (содержит Маннах Шикшу, Вилапу-Кушуманджали и другие), Мукту-кариту и Дана-Чару (Дана-Кели-Чинтамани). В Джайва Дхарме, Шрила Бхактивинод Тхакур сказал: «Рагхунатха даса Госвами показал трансцендентный метод предания себя любовному служению Шри-Шри Радхе и Кришне».

Рагхунатха Даса писал и учил, что священное служение Шримати Радхарани во Вриндаване - вершина духовного совершенства. Его называют прайоджана ачарья, учителем, который показал самую возвышенную цель человеческой жизни.

Рагхунатха Даса Госвами показал главенствующую роль Шримати Радхарани. В Вилапа-Кушуманджали, сборнике сокровенных молитв, он подчеркивает, что служение лотосным стопам Шримати Радхарани - это высшая цель преданного.

Молитвы к Шримати Радхарани

Будучи очень несчастным от разлуки с Царицей своей жизни, и горя желанием встречи, он отчаянно молился о милости Шримати Радхарани: «Моя жизнь ничего не стоит. Я оставлю ее, если не смогу обрести твоей милости. Жизнь в Радха-Кунде во Вриндаване не имеет для меня никакого значения. Даже Кришна бесполезен для меня без тебя, О Шримати Радхарани! Ты – единственный смысл моей жизни! Пожалуйста, будь милосердна ко мне! Проливая потоки слез в бесконечной скорби, я держу твои лотосные стопы в своем сердце и умоляю о твоем любовном служении. Пусть же эта Вилапа-кушуманджали доставит по крайней мере малость удовлетворения тебе.

Воплощения Рагхунатхи Даса Госвами

Рагхунатха Дас - это инкарнация Расы Манджари. Говорят также, что он является инкарнацией Рати Манджари (иначе называемой «Туласи»). Кроме того, существует мнение, что Рагхунатха Дас - инкарнация Бхану-мати Манджари. См. Шрила Кави Карнапур «Шри Гаура-ганоддеша-дипика», перевод Кушакратха Даса (Лос-Анджелес, Библиотека Кришны, номер 11, 1987), стр. 113.

«Чайтанйа-чаритамрита» (25) утверждает: «Рагхунатх Дас уже с раннего детства ... был совершенно равнодушен к материальному наслаждению.»

Шрила Рагхунатха Даса Госвами оставил этот мир в 1571 году.

638-6-ragkhunatkha-dasa-gosvami  

Самадхи Рагхунатхи Даса Госвами

Рагхунатха Дас Госвами вошел в историю, как непревзойденный символ отрешенности.

Сегодня возле Радха-кунды стоит самадхи Рагхунатхи Даса Госвами, т.е. место его погребения, и паломники со всего света приходят сюда, чтобы оказать почтение величайшему из духовных учителей.

Рагхунатха дас никогда не искал признания, он был искренне смиренен и искренне стремился отдать свою жизнь и свою душу служению Господу Чайтанье. И Господь принял...

Пример этого великого святого позволяет также извлечь бесценный урок обретения контроля чувств, имеющий своей конечной целью не физическое совершенство, а достижение любви к Богу.

 Источник