Лекция Бала Кришна даса "Этапы неустойчивого преданного служения"
Тема этапов преданного служения подробно рассматривается в произведении Вишванатха Чакраварти Тхакура «Мадхурйа-кадамбини». Понять эту книгу нам может помочь семинар Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа по Мадхурйа-кадамбини, книга Шрилы Бхакти Тиртхи Свами «Размышления о сакральных истинах. Мадхурйа-кадамбини» и книга Прахладананды Свами «Ступени бхакти».
Прежде чем говорить о бхаджана-крийе, практике преданного служения под руководством, нужно глубоко изучить две предыдущие ступени – шраддху и садху-сангу. Нужно понять, что такое правильная вера, каким типом веры мы обладаем и как нужно действовать, чтобы обрести правильную веру. Все дальнейшие ступени являются раскрытием веры, вера является основой процесса. Если наша вера правильная, и у нас есть личность, под руководством которой мы находимся, будь то, как минимум, Шрила Прабхупада и духовный учитель, то и бхаджана-крийа будет совершаться правильно и приведёт к результатам, описанным в священных писаниях. И бхаджана-крийа – это деятельность под руководством. Если мы находимся под руководством, – то это деятельность в поклонении, если же нет – то это просто эгоистическая деятельность, пусть даже по форме напоминающая поклонение.
С того момента, как начинается бхаджана-крийа, когда мы встаём под руководство преданного, не формально, а реально, начинается процесс анартха-нивритти, очищения сердца. Процесс этот проходит в несколько этапов. Первые два из них – это частичное очищение сердца (эка-деша-вартини) и массированное очищение (баху-деша-вартини). Массированное очищение сердца происходит на уровне ништхи (начальной ступени освобождения), в то время как частичное очищение как раз и происходит на этапе аништхита-бхаджана-крийи.
Изучая эту тему, важно понять, на каком уровне мы находимся. Как же понять, на каком уровне мы находимся? Наш уровень – тот, на котором мы пребываем большую часть времени. Мы можем чувствовать, что мы в разное время находимся на разных ступенях, но наш уровень там, где мы чаще всего пребываем, где наш определяющий фактор.
Далее следует описание шести этапов неустойчивого преданного служения, и первая из них – это утсаха-майа. Слово утсаха-майа может иметь два значения в зависимости от того, как перевести слово майа. Первое значение – это уровень иллюзорного энтузиазма (майа - иллюзия). Второе значение – энтузиазм, испытываемый по милости. Оба эти момента на этом уровне присутствуют. И если преданный находится под руководством, то отрицательные моменты сводятся к минимуму, а положительные выходят на первый план.
Когда у преданного, движимого ложным энтузиазмом, вырастает гордость, и он начинает давать наставления даже старшим преданным, то истинный энтузиазм будет из его сердца понемногу уходить.
Вторая ступень называется гхана-тарала, стадия взлётов и падений. Бодрость чередуется с состоянием апатии. Бодрость возникает либо из контакта с руководством, с гуру-садху-шастрами, либо из мотивации «я докажу всем, что я смогу, что я особенный». Падения происходят, когда он присваивает себе то, что приходит ему по милости.
Третья стадия – вйудхи-викалпа, стадия метаний ума, сомнений. Сомнения лишают его сил, человек прекращает активную деятельность. На этом уровне не рекомендуется самостоятельно изучать книги Прабхупады, так как это только усилит его сомнения.
Четвёртая стадия – вишайа-сагара, борьба с объектами чувств. С этой ступени человека можно назвать каништха-мадхйама, начинающий преданный среднего уровня. На этом уровне преданный может возглавлять проекты, быть помощником лидера группы или даже возглавлять общины. Это – минимальная квалификация лидера. На этой ступени начинается осознанная борьба со склонностью к чувственным наслаждениям. Сомнения, будоражащие его душу, утихают, а необходимость следовать путём преданного служения больше утверждается в сердце. Преданный осознанно видит, что он привязан к наслаждениям, видит свою грязь, но это его не пугает. У него растёт вера в могущество преданного служения, он понимает, что нужно развивать веру в гуру-садху-шастры, теоретически понимает верность выбранного пути.
Этот преданный может поддаваться чувствам и совершать не очень хорошие поступки, но он знает свои слабости и осознанно борется с ними, теоретически понимает, что все проблемы не в других, а в нём самом. Этот преданный может очень неплохо знать философию, но ему трудно применить её на практике.
Лидер должен укреплять у такого человека веру посредством собственного примера и наставлений.
Следующая ступень – нийама-акшама, неспособность улучшить своё преданное служение качественно и количественно. Фундаментальное отличие этой ступени от предыдущей в том, что эта неспособность проявляется в преданном служении, а не во внешней материальной деятельности. Такой преданный уже хорошо выполняет свои материальные обязанности, но он не может улучшить своё служение, так как ему не хватает квалифицированного общения. Эту ступень называют ступенью незрелого бхакти, но это уже бхакти. Поэтому такой преданный становится привлекательным, всем хочется с ним общаться. На этой ступени приходит молитвенное настроение, что переводит преданного на следующий уровень.
Поэтому лидер вдохновляет такого преданного собственным примером на внутреннюю молитву.
Последняя стадия неустойчивой преданности – таранга-рангини, когда Господь начинает удовлетворять их материальные желания. Это уровень материальной гуны благости, благость преобладает над страстью, в то время как на предыдущей ступени страсть остаётся преобладающей. Но на уровне таранга-рангини остаётся сильная привязанность к пратиштхе, к славе. И это может стать очень большим камнем преткновения для этого преданного. В результате пратиштхи они могут совершить оскорбление вайшнава, и в результате этого они могут попасть под влияние денег, женщин, последователей и т.п.
Поэтому подняться с этого уровня преданному может помочь только милость гуру, проявленная в форме гнева.
И, напоследок, что позволяет быстрее и безболезненнее преодолевать эти ступеньки? Необходимо следовать этим вещам:
1. Не прекращать практику преданного служения, что бы ни случилось.
2. Черпать вдохновение в изучении священных писаний под руководством.
3. Стараться помнить и выполнять наставления своих авторитетов.
4. Минимизировать участие в сплетнях и критике.
5. Стараться улучшать отношения с близкими людьми (не только с родными, но и на нама-хатте).
6.Стараться сразу же разрешать сомнения, возникающие в сердце.
7. Оказывать помощь младшим.
8. Стараться построить доверительные отношения с равными.
9. Более серьёзное предание старшим, своим авторитетам.