Гуру

Экзамен

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Иногда Бог может быть жестоким к нам с нашей, материальной точки зрения. К примеру, Бали Махарадж был отчитан и унижен Господом в присутствии всех своих слуг, супруги. При чём это произошло уже после его предания Господу. Господь продолжает его наказывать. Один из аспектов предания заключается в том, что мы не ожидаем справедливости. Справедливость - это качество и отношение, которое очень ценится в современном обществе. Но если в преданном служении всегда все будет справедливо, как Господь сможет проверить вашу веру, твёрдость вашего характера, вашу истинную мотивацию? Часто Кришна ставит нас в ситуации, которые выглядят абсолютно несправедливо, чтобы посмотреть из чего мы сделаны».

«Сканда Пурана» описывает, что когда вы берёте кусочек сандалового дерева и начинаете тереть его об камень, сандаловое дерево источает аромат сандаловой пасты. Когда Кришна берёт своего преданного и трёт об камень обстоятельств, сложных жизненных ситуаций, преданный источает шаранагати. Непреданный сразу начинает возмущаться, что это несправедливо. В таком случае мы не проходим испытание, не сдаём экзамен. Мы часто видим что в Сознании Кришны с нами не всегда обращаются справедливо. Для этого и нужна вера. Если бы к вам всегда относились справедливо и учтиво, и все шло бы как по маслу, то со временем ваше служение совершалось бы на автомате, без глубокой осознанности и чувства целомудрия.

Шрила Шиварама Свами

Важные признаки

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Каким образом преданный, попавшийся на удочку Кали, может понять, что с ним произошло? Что для этого необходимо?

Я знаю два признака:

1. Когда пропадает вкус и желание к воспеванию, и он находит оправдания, чтобы не делать этого – это значит, преданный «попался».

2. Когда человек расстается со своим смирением. Это значит, отсутствуют авторитеты в обществе, он просто никого не принимает, не готов слушать и меняться.

В отношении наставлений появляется цинизм, скепсис - это также значит, что преданный «попался». Внешне человек остается прежним, но он уже не преданный, он покинул семью Господа.

Как можно помочь такому человеку?

Рядом должен быть опытный преданный, который сможет добраться до этой души, т.е. преданный, обладающий любовью, которая способствует раскрытию искренности, способный вызвать на откровенный разговор. Если такого друга в Сознании Кришны, опытного преданного рядом не будет, мы не сможем противостоять, не сможем выбраться из этой ловушки в одиночку. Этот вкус так называемой свободы, независимости от Бога, от преданных, сильно развращает. Особенно, если преданный находился долгое время в сознании Кришны, много чего знает, много видел, думает, что он - профессионал.

Шрила Радханатха Свами

6 пороков, разрушающих долголетие

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Считается, что долголетие разрушают шесть пороков, которые, словно нож, отсекают от продолжительности нашей жизни кусок за куском.

В «Махабхарате» Видура рассказывает Дхритараштре, что сокращает жизнь человека.

Первое — это адхиманам, гордость. Есть достоинство, но когда его слишком много, то это уже адхиманам. «Адхи» значит «чересчур». «Манам» — «ум». Слишком много о себе мнить, думать — это гордость. Можно лопнуть. Как лягушка.

Жила в одном пруду лягушка. Однажды её лягушонок увидел большого слона и прибежал к маме, захлебываясь от восторга, рассказывать, какое огромное животное слон.
— Правда? — удивилась мама-лягушка. — А какого он размера?
— О-о, очень большого, — ответил лягушонок, — гораздо большего, чем ты.
— Такого? — немного надувшись, поинтересовалась лягушка.
— Нет, намного больше! — заверил её сын.
— Неужели такого? — снова спросила она, раздувшись ещё сильнее.
— Нет-нет, мамочка, гораздо больше! — отвечал малыш.

Так лягушка продолжала раздуваться всё больше и больше, пока с оглушительным треском не лопнула. Те, кто полагает, будто нет никого равного или более великого, чем они, хотя являются всего лишь заблудшими незначительными дживами, истинное предназначение которых — преданно служить Господу, как правило, гибнут, подобно чванливо надувшейся лягушке.

Второе — адхивадам, то есть ненужные, лишние разговоры, когда человек говорит больше, чем надо, и о неуместном. Язык — наш величайший враг, особенно если мелет что ни попадя, как лягушка, которая громко квакает, не понимая, что подманивает змею. Перед дождём лягушки квакают в полный голос. Одна лягушка зовёт другую для любви, но по своей глупости не понимает, что призывает не любовь, а смерть. Змея по голосу с лёгкостью находит лягушку и съедает.

Третье — атхьягам. Есть бхога и есть тьяга — удовольствия и жертвенность, аскеза. От обычного человека не ждут, что он станет тьяги в полном смысле этого слова. Но хоть какая-то тьяга должна быть. Потому что, когда нет жертвенности, когда человек не может в нужный момент с чем-то расстаться, он рискует пропасть, как обезьяна.Как ловят обезьян в Индии в джунглях? К дереву привязывают сухую тыкву, проделывают в ней маленькое отверстие, через которое начиняют её едой. Дыры едва достаточно для того, чтобы просунуть руку и схватить лакомство, но, когда ладонь сжата в кулак, её оттуда уже не вытащить. Когда приходит зверолов, жадная обезьяна, не в силах расстаться с добычей, бегает с тыквой на привязи. Так её и ловят на её собственную жадность, как рыбу на мотыля. Человек, который не может отрешиться в нужный момент, гибнет, как эта обезьяна.

Кродха — гнев или ярость. Это четвёртое, что отнимает долголетие. В «Бхагавад-гите» объясняется, что неудовлетворённое вожделение — источник гнева и иллюзий. В ярости человек теряет контроль над собой, говорит множество необдуманных слов и совершает импульсивные поступки, которые приводят к пагубным последствиям. Разозлившись, люди порой даже убивают друг друга. Так что гнев не только источник болезней и беспокойств, но и может даже стать непосредственной причиной смерти. Чем больше мира, тем меньше опрометчивых поступков совершает человек и тем дольше живёт.

Пятое — митра-дроха, предательство. И не просто предательство, дроха, а митра-дроха, предательство друга. Это полное бесчестье — предавать надежду и обманывать того, кто нам доверяет и любит. То есть тот, кто делает плохо друзьям, делает плохо в первую очередь себе.

Шестое — атина-видханаса, эгоизм, эгоцентризм, нарциссизм. Это то, из-за чего мы раньше времени умираем.

Видура объясняет царю, что не смерть повинна в преждевременной кончине людей, в том, что они не живут положенные им сто лет, а именно эти враги.

Джаяпатаки Свами "Дорога длиною в жизнь"

Святые Имена

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

В обществе преданных мы узнаем о важности повторения имен Господа. И когда мы повторяем имена Господа, это приносит нам следующие блага. Одно из них заключается в том, что, когда мы повторяем имена Господа, мы можем очистить свое сердце от бесчисленных материальных влечений, которыми оно покрыто. Точно так же как зеркало можно очистить от пыли, если протереть его чистой тряпкой, нам точно так же нужно очистить свое сердце. Мы стираем грязную одежду, мы моемся сами. И точно также нам нужно очищать свое сердце. И для этого нужно повторять святые имена Господа. И природа святого имени такова, что его можно повторять день и ночь, и нам это не надоест. Конечно мы не предлагаем вам двадцать четыре часа в сутки повторять святые имена, потому что в таком случае вы скажете:

«Хорошо, я буду повторять мантру день и ночь, а тогда, Махарадж, вы будете оплачивать все мои счета? Мне вот нужно каждый месяц выплачивать по две тысячи долларов за дом, восемьсот долларов за страховку».

Мы не хотим, чтобы вы повторяли мантру двадцать четыре часа в сутки, но мы хотим, чтобы вы привязались к повторению святых имен. И из двадцати четырех часов в сутки вы можете потратить полчаса, час или сколько можете на повторение святых имен Господа.

И природа святых имен такова, что, когда вы повторяете их, вы испытываете удовлетворение. Если бы это не приносило удовлетворения, то чего бы ради кто-то повторял имена Господа? И Библия, и Веды, и Коран – все они подчеркивают важность повторения святых имен Господа.

Господь Чайтанья сказал, что святые имена можно повторять, где угодно. Нет никаких строгих правил для повторения святых имен. Конечно, если вы инициированы, от вас ожидается, что вы будете повторять святые имена, следуя более высоким стандартам. Но тем не менее повторение Святого Имени приносит благо в любой ситуации.

По материалам лекции Е.С. Гопал Кришна Госвами, Шримад Бхагаватам 5.12.16, Атланта, 04.07.2010

Истинная свобода

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Большинство людей думают, что свобода означает стать свободным наслаждаться в соответствии со своими желаниями беспрепятственно есть, пить и заниматься сексом. Они и понятия не имеют о том, что есть нечто за пределами всего этого, что принесет им вечное счастье и свободу от всех страданий жизни.

Свобода не означает свободу ради нескончаемых материальных наслаждений. Мы все хотим наслаждаться, но мы не знаем, в чем настоящее наслаждение. Настоящее наслаждение означает свобода от настоящих проблем жизни, например, которые присущи каждым, которых никто не хочет, и которые, несмотря на это, неизбежны.

Есть четыре главные проблемы жизни: рождение, смерть, старость и болезни. Все они относятся к материальному телу. Но Бхагавад Гита учит нас, что мы не тело, а духовная душа, и что наше изначальное положение – быть слугой Господа Кришны, Верховного Отца. Подобно тому, как блудный сын становится счастливым, возвратившись к отцу после долгих мытарств, мы также можем возродить наши взаимоотношения с нашим вечным отцом Господом Шри Кришной и обрести счастье. Настоящее счастье, через настоящую свободу, а настоящую свободу через настоящее предание Господу Кришне.

Шрила Прабхупада говорит: «Если вы карми, вам нужно работать. Если вы преданный… и преданный значит тот, кто занял свои чувства на сто процентов в служении Господу, то он преданный, чистый преданный. И если кто-то не может стать на сто процентов, то ничего, станьте на пятьдесят процентов, на двадцать пять, на один процент… Дайте что-нибудь Кришне. Не будьте скупцами. Потому что все, что у вас есть, на самом деле принадлежит Кришне. Пока вы считаете: «Это мое», это майя. Просто отдайте это Кришне. Тогда это будет свобода. Понимаете»!

В другой лекции Шрила Прабхупада объясняет: «Асуры, они стремятся к плодам своего труда. Они работают, но при этом ожидают: «Я буду наслаждаться плодами». Эта свобода, она дана каждому. Вы можете действовать на свой страх и риск и, или же наслаждаться, или страдать. Подобно тому, как государство дало каждому свободу. Вы можете поступать, как хотите. Но если вы совершите преступление, вы будете наказаны. Этого избежать вы не можете. Вам дана свобода: «Поступайте, как хотите», - но если вы нарушите законы государства, то вы будете подлежать наказанию как преступник».

То же самое есть и в царстве Бога – в том, что нам дана свобода. У нас есть небольшая свобода, потому что мы неотъемлемые частицы Бога.

Мамаивамшо джива-бхутах (Б.Г. 15.7).

Кришна говорит: «Все эти живые существа мои неотъемлемые частицы Моего тела». Подобно тому, как сын является частью тела отца, мы также являемся неотъемлемыми частицами трансцендентного тела Кришны. Такова наша настоящая сущность, духовная сущность.

«Поэтому Кришна обладает свободой, полной свободой. Поэтому у нас тоже есть свобода в крошечном количестве. Таково наше положение. Если мы используем эту свободу должным образом, мы будем счастливыми, а если злоупотребим ей, то будем несчастными. Но свобода есть. Кришна говорит,

сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа (Б.Г. 18.66).

Он просит Арджуну: «Предайся мне». Он всемогущ. Он может заставить всякого и каждого предаться Себе, но Он не делает этого. Это не Его дело. Он дает свободу. Поскольку Кришна дал вам немного свободы, Он не хочет вмешиваться в эту вашу свободу. Иначе какой смысл давать свободу? Это и есть дело Кришны».

Мы можем очень хорошо понять, из приведенных выше цитат и обсуждения, что свободу, которую дал нам Бог, нужно использовать с умом. Если мы сделаем выбор в сторону того, чтобы наслаждаться материальными благами, нам придется снова и снова проходить через цикл рождения и смерти. Если мы выберем путь чистого преданного служения Господу, мы сможем освободиться из цикла рождения и смерти и вечно наслаждаться с Кришной в духовном мире.

Из книги "Свобода через предание", Е.С. Гопал Кришна Госвами.