Взаимоотношения с Кришной
67-03 Что касается нас, то когда мы достигнем высшей стадии развития преданного служения, мы сможем узнать, каковы наши вечные взаимоотношения с Кришной, и тогда один из спутников Господа Кришны станет для нас идеальным руководителем. Принять руководство одного из вечных спутников Господа простым волевым усилием невозможно. Поэтому не пытайся сделать это сейчас. В свое время это произойдет само собой. (ПШП Сатсварупе, 21 марта 1967)
68-02 Ты неотъемлемая частица Кришны. Как ты любишь свои руки и ноги, как ты ощущаешь, что твоя рука в беде, так и Кришна ощущает, что ты в беде. Рука имеет ценность только тогда, когда она присоединена к телу. Так и мы, имеем ценность, когда пребываем в сознании Кришны. Рука, оторванная от тела, ценности не имеет. Кришна есть Целое, а мы — Его неотъемлемые частицы. Постарайся понять эту философию одновременного единства и различия. Рука и тело сотворены одновременно, как одно целое. Не то, что тело сотворено сначала, а рука потом. Наши отношения с Кришной можно уподобить отношениям руки и тела. Следовательно, и Кришна, и мы вечны, а у вечности нет истории. У нее нет ни начала, ни конца. Кришна синий, потому что Он всепривлекательный. Небо сине потому, что оно отражает синий цвет Кришны, пребывающего в духовном небе, так же как солнечный свет отражается в стекле небесного свечения. (ПШП Вильяму Оделлу, 4 февраля 1968)
68-03 Шанта-раса означает понимание величия Господа, но в ней нет деятельного служения Господу. Считается, что земля, трава, деревья, цветы, фрукты, коровы запредельного мира пребывают в шанта-расе. Будучи духовными существами, все они сознают Кришну, но они предпочитают просто наслаждаться величием Кришны, оставаясь тем, что они есть. Следующим шагом вверх от шанта-расы является дасья-раса, которая выражается в добровольном предложении какого-то служения. Следующий шаг — это сакхья-раса, то есть, служение в настроении друга или доброжелателя. Следующая ступень — ватсалья-раса, служение с благожелательностью и нежной любовью. Следующая ступень — мадхурья-раса, прислуживание, дружба, нежность и супружеская любовь. В мадхурья-расе есть все: и шанта-раса, и дасья-раса, и сакхья-раса, и ватсалья-раса, и мадхурья-раса. Но и каждая раса по отдельности полна и совершенна сама по себе.
Тот, кто пребывает в шанта-расе или сакхья-расе, ничем не хуже того, что находится в мадхурья-расе, поскольку в духовном мире все абсолютно. Но с уровня духовного видения, где существует трансцендентное различение, можно видеть, что мадхурья-раса обладает непревзойденной полнотой. В духовном мире нет таких отношений, как с Богом-Отцом. В материальном мире эта концепция ценится очень высоко. В материальном мире каждый хочет получить что-то от Бога, поскольку обусловленная душа стремится услаждать свои чувства. И концепция Бога-отца позволяет вытягивать из Него разные блага. Но в духовном мире ни у кого и мысли нет тянуть что-то из Всевышнего. Там все предназначено для служения Господу, и служение это предлагается в пяти различных расах или духовных настроениях, как описано выше. В запредельном мире вместо того, чтобы относиться к Господу, как к Отцу, с Ним обращаются как с сыном, потому что сын принимает служение от Отца, тогда как в материальном мире отец поддерживает обусловленные души, или сыновей Бога. (ПШП Рупануге, 12 марта 1968)
68-06 В духовном мире нет влияния майи и нет времени. Живое существо там обладает полной свободой действий, но, поскольку майя отсутствует, каждый там занят своей естественной деятельностью, то есть, служит Кришне естественным для себя образом в определенных отношениях. Подобно тому, как рука соотносится со всем телом для определенной цели, нога соотносится со всем телом для определенной цели, ухо соотносится со всем телом для определенной цели и т.д. Так и живые существа, являясь неотъемлемыми частицами Верховного Господа, занимаются разнообразными видами служения Ему. Виды служения бесконечно разнообразны, но все они связаны с центральной фигурой, Господом Кришной. Вот ответ на твой вопрос: «Игры Кришны с живыми существами на Кришналоке контролирует Кришна, или живые существа обладают какой-то свободой выбора в этом плане? Иными словами, раса живого существа определяется непреложными законами, устанавливаемыми Кришной, или там существует свобода выбора, помимо свободы выбора между Кришной и майей?» (ПШП Пурушоттаме, 14 июня 1968)
68-06 Твой вопрос: «Как на Вайкунтхе относятся влюбленные друг к другу и к Господу Нараяне? Существуют ли на Вайкунтхах супружеская любовь, родительские отношения и беспримесная дружба?» Нет, на Вайкунтхе есть только два типа духовных вкусов: дасья и низшая ступень сакхья-расы. Низшая ступень сакхья-расы — это дружба с почтением. На высшей ступени сакхья-расы дружба протекает на равных. Так что во Вриндаване обмен духовными настроениями выше, чем на Вайкунтхе. Там он свободнее и естественнее, поскольку там нет ограничений, налагаемых принципами йогамайи. (ПШП Рупануге, июнь 1968)
68-10 Я очень рад известию о том, что все преданные в Нью-Йорке чувствуют, что им меня недостает, и что ты тоже это чувствуешь. Это очень сладостно. На трансцендентном уровне разлука на самом деле слаще, чем встреча. Но что в разлуке, что при встрече, положение остается абсолютным. На самом деле, на духовном уровне разлуки нет, это просто другая стадия развития расы. (ПШП Адвайте, 6 октября 1968)
68-11 Твой вопрос: «Когда человек достаточно очищается и обретает сознание Кришны, продолжает ли он принимать регулярные указания от своего Гуру Махараджи? Я знаю, что Вы это подтвердите, но как это происходит? Понимая, что каждый индивид имеет определенную собственную расу с Кришной, как будет общаться душа с душой, пребывающей в другой расе? Особенно как это будет происходить между гуру и учеником?» Ничего страшного. Дело духовного учителя — обучать ученика. Взять, к примеру, школьного учителя: он может быть высококвалифицированным математиком, но в младших классах он учит английскому. Дело духовного учителя — учить, но когда ученик поднимается на уровень совершенства, он осознаёт свое положение. Это не дар духовного учителя; духовный учитель помогает ему осознать свои взаимоотношения с Господом.
Подобно тому, как учащийся должен на низших стадиях предварительного обучения узнать много всего: и английский, и историю, и математику и т.д., но на более высокой ступени обучения он выбирает себе определенный предмет и специализацию — математику, историю и т.д. Итак, специализация появляется на высшей стадии. Эти темы не обсуждаются на стадии обусловленности, но когда мы поднимемся на уровень освобождения, мы сами все поймем. На предварительной стадии говорить о таких вещах бесполезно. Сначала давай как следует поработаем над предварительными задачами и вылечимся от болезни (майи), а потом уж определим, к какой пище ты имеешь особый вкус. Сейчас говорить об этом преждевременно. (ПШП Упендре, 13 ноября 1968)
68-11 По поводу твоего вопроса: сваямрупа это изначальный Облик, сваямпракаша — это Баларама, а тадэкатмарупа — это пуруша, например, Махавишну. Пока что нет необходимости помнить наизусть или полностью осознавать все эти различные формы, но все же — если ты просто доверяешь своему господину, это, конечно, хорошо, однако, если ты еще и понимаешь, что твой господин велик и богат, и велик он в том-то, а богат он в том-то, то твое почтение к нему возрастет. Знания о том, что Кришна величайший из всех, достаточно. Но знание, как именно Кришна велик, как Он распространяет Себя во множество форм, усиливает и укрепляет нашу привязанность к Нему. (ПШП Упендре, 13 ноября 1968)
68-11 Ты пишешь, что все яснее и яснее видишь, что Кришна твой друг, и это очень хорошо. Чем яснее человек понимает, что Кришна его друг, и что его обязанность — служить этому самому дорогому другу, тем больше он может быть уверен в своем продвижении в сознании Кришны. (ПШП Хамсадуте, 24 ноября 1968)
69-01 Отсутствие понимания Бога не так уж важно, гораздо важнее любовь к Богу. Мальчики-пастушки и все остальные жители Вриндавана были настолько поглощены любовью к Кришне, что, конечно, им было не до понимания идеи Бога. Яшода была так погружена в эту любовь, что ее совершенно не заботило то, что Он оказался Богом. Вся наша философия направлена на то, чтобы усилть свою любовь к Кришне. Любовь с благоговением и почтением и естественная любовь не похожи друг на друга, но знать о величии Кришны все же надо. Естественная любовь к Кришне — это очень высокий уровень, его невозможно имитировать. В нашем обусловленном состоянии мы должны поклоняться Кришне как Богу, с почтением и благоговением, таков метод. Взаимоотношения между духовным учителем и учеником не то же самое, что взаимоотношения с Кришной во Вриндаване. Отношения с духовным учителем должны всегда оставаться полными благоговения и почтения, о его возвышенном положении забывать нельзя, это отношения отца и сына. (ПШП Хамсадуте, 16 января 1969)
69-01 По поводу твоего вопроса о моем Гуру Махарадже: я никогда никому не говорил, что он является одной из восьми шакти . Откуда ты это взял? Согласно вайшнавским принципам, никто не должен считать или воображать себя Кришной, Радхарани или Их спутниками. Каждый должен лишь стремиться следовать по стопам этих спутников. Если человек думает, что он Радха или Кришна, это не согласуется с вайшнавской философией. Насколько мне известно, мой Гуру Махараджа был одной из помощниц манджари. В настоящее время лучше не обсуждать такие сокровенные вещи, относящиеся к высшему уровню, но ты всегда можешь задавать мне все вопросы, которые у тебя возникают. Иначе как же ты узнаешь, как в действительности обстоят дела? (ПШП Хамсадуте, 16 января 1969)
69-02 По поводу 8 гопи и моего духовного учителя: думаю, ты не понял, о чем я говорил, но это не повод для огорчения. Все мы ученики, а потому склонны совершать ошибки, но это не значит, что нужно огорчаться. Господь Чайтанья тоже объявил Себя перед Пракашанандой Сарасвати глупым учеником своего духовного учителя, хотя на самом деле Он был Самим Верховным Господом. Так или иначе, неоспоримо то, что восемь гопи — это почти то же самое, что Кришна и Радхарани. Поэтому ни один вайшнав никогда не скажет, что он является одной из восьми гопи, ибо в этом есть оттенок майявады. Если человек говорит «Я — Кришна», или «Я — Радхарани», или «Я — одна из восьми гопи», это противоречит философии Кришны. Мой Гуру Махараджа говорил, что он — одна из преданных помощниц восьми гопи. Господь Чайтанья также говорил о Себе как о слуге слуги слуги Кришны. Итак, хотя ты сначала недопонял, теперь ты можешь исправиться и не огорчаться. (ПШП Гаргамуни, 5 февраля 1969)
69-04 По поводу твоего вопроса об отношениях между живыми существами и Кришной: ответ заключается в том, что качественно мы едины с Кришной. Качественного различия нет, хотя живое существо выполняет совсем другие функции, нежели Кришна. Пракрити означает «природа». Например, огонь. Его природа — жар, и этот жар не отличается от огня, хотя функции его иные. В каком-то смысле огонь и жар неотличны друг от друга. Поэтому философия Господа Чайтаньи[, трактующая] о непостижимом одновременном единстве и различии есть совершенная философия, объясняющая наши взаимоотношения с Абсолютной Истиной. Все является проявлением пракрити Господа, в точности, как жар и свет огня. Жар и свет неотличны от огня, но, в то же время, жар и свет не являются огнем. Так следует понимать Пурушу и пракрити. Господь есть Пуруша, или Наслаждающийся, а пракрити — это объект наслаждения. (ПШП Лилавати, 25 апреля 1969)
69-06 Твой второй вопрос: «Будем ли мы помнить землю, когда вернемся во Вриндаван?» Ответ: конечно. Когда Нарада Муни беседовал с Вьясадевой, как ты, должно быть, читала в первом томе Шримад-Бхагаватам, он пребывал в своем духовном теле, однако отлично помнил свою предыдущую жизнь и рассказывал о ней Вьясадеве. В материальной жизни забывчивость — обычное дело, но в духовной жизни забывчивости нет. Надеюсь, этот ответ удовлетворил тебя. (ПШП Вриндаванешвари, 6 июня 1969)
69-06 Далее ты спрашиваешь, будет ли «Виласа-дас» твоим вечным именем. Как я говорил тебе в Сан-Франциско, «Виласа» означает «Кришна», величайший, а «дас» означает «слуга». Так что ты вечный слуга Виласы, Кришны, поэтому ты вечно будешь Виласа-дасом. У Кришны так много разнообразных имен, потому что Он безграничен во всех отношениях, а ты — вечный слуга Кришны. Будет ли вечным твое имя, сейчас не так важно, тебе достаточно знать, что ты вечный слуга Виласы, Кришны. (ПШП Виласа-дасу, 16 июня 1969)
69-02 По поводу твоих вопросов: как Брахма осознал, что является служанкой Кришны, так и каждый из нас должен осознать, что Кришна — это единственный пуруша. Одно из значений слова пуруша — это мужчина. Но в духовном словаре «мужчина» означает «наслаждающийся», а «женщина» означает «объект наслаждения». В этом смысле Кришна — это единственный мужчина, а все остальные, будучи энергиями Кришны, они являются пракрити, женщинами. Пожалуйста, не пытайся осознать это мужское и женское начала в материальном смысле. Иными словами, совершенства наша жизнь достигнет, когда мы осознаем свою женскую природу. В материальном мире мы просто носим разное платье. Здесь, в материальном мире у всех мужской нрав, даже у так называемых женщин такой нрав. Это очень заметно в западной части мира, ты сама знаешь, что женщины здесь мыслят одинаково с мужчинами. Это материалистическая установка. (ПШП Джанаки, 28 февраля 1969)
69-07 Джая-Говинда был прав, сказав, что сейчас обсуждать игры Радхи-Кришны не нужно. До тех пор, пока человек не достигнет высокого уровня духовного сознания, обсуждать эти игры опасно. Чайтанья Махапрабху никогда не обсуждал лилу Радхи-Кришны с обычными людьми. Нам есть что обсудить — что такое душа, что такое бхакти. Понять игры Радхи и Кришны — наша цель, но сейчас мы этим заниматься не должны. Иначе неверное понимание неизбежно. (ПШП Шивананде, 22 июля 1969)
69-11 По поводу твоего второго вопроса о расах в обители Нараяны: они не идут дальше прислуживания и почтительной дружбы. (ПШП Мадхусудане, 23 ноября 1969)
70-01 По поводу твоего вопроса: преданный, пребывающий в шанта-расе, непоколебимо верит в Кришну как Верховную Личность Бога, но не развивает склонности служить Ему. Стадия служения начинается во взаимоотношениях с Бхагаваном, Личностью. Когда настроения служения недостает, нужно понимать, что это поклонение Параматме или Брахману. В поклонении Параматме или Брахману превалирует чувство единства, а это считается низшей стадией. На стадии шанта-расы существует шанс встретить, по милости Господа Кришны, преданного, а следовательно, получить, как правило, следующее рождение в теле человека. Если трансценденталист постоянно совершенствуется в следовании регулирующим принципам, если он не совершит какого-то грубого падения по той или иной причине, то, независимо от того, является он персоналистом или имперсоналистом, он, даже не достигнув совершенства в этой жизни, в следующем рождении пойдет в хорошую семью — обычно богатую или семью чистого брахмана. Это подтверждается в Бхагавад-Гите. (ПШП Бхагаван-дасу, 28 января 1970)
70-02 По поводу твоего вопроса о падении вечной души под влияние майи: те, кто развил пассивные отношения с Кришной подвержены падению в деятельность в невежестве не больше, чем остальные. Обычно те, кто развил отношения с Кришной, не падают ни при каких обстоятельствах, но поскольку независимость живые существа сохраняют всегда, они могут падать с любого уровня или из любых отношений, из-за неправильного использования своей независимости. Однако взаимоотношения души с Кришной не прекращаются никогда, они только забываются под влиянием майи, поэтому их можно восстановить или возродить с помощью метода слушания святого имени Кришны, и тогда преданный включается в процесс служения Господу, то есть, возвращается в свое изначальное или конституциональное положение. Взаимоотношения души и Кришны вечны, поскольку и Кришна, и душа вечны; метод состоит только в восстановлении, ничего нового не вносится. (ПШП Джагадише, 27 февраля 1970)
70-04 Темы, касающиеся Радхи и Кришны, могут обсуждать и освобожденные, и обусловленные души, но обусловленные души не должны слишком углубляться в любовные отношения Радхи и Кришны, потому что порой они смотрят на Радху и Кришну как на обычных юношу и девушку. Так что такие темы нужно обсуждать с опытными учениками, а не с обычными людьми. (ПШП Химавати, 1 апреля 1970)
70-06 По поводу твоего второго вопроса: «От чего зависит, пойдет ли преданный на планеты Вайкунтхи или на Голоку Вриндавану?» — Преданные, которые следуют ваидхи-маргу, направляются на планеты Вайкунтхи, а те, кто следуют рага-маргу, направляются на Кришналоку. Обычно последователи Господа Чайтаньи направляются на Голоку Вриндавану. Между планетами Вайкунтхи и Кришналокой разницы нет, это лишь вопрос личной склонности или вкуса. (ПШП Тамале, 21 июня 1970)
70-07 Да, Кришна полностью исполняет желания каждого. Он способен исполнять любые наши желания, как материальные, так и духовные. Однако материальное желание быть верховным наслаждающимся или Богом, неестественно. Такие желания есть майя. Майя — это то, чего нет. По своей природе мы не занимаем положения верховного наслаждающегося, поэтому желание занять такое положение неестественно и обманчиво. Кришна исполняет и высшие духовные желания каждого. Каждый наслаждается совершенными любовными отношениями с Кришной соответственно своему конституциональному положению. Как рука — она не может быть счастлива, если пытается быть независимой, но обретает естественное счастье, заняв свое конституциональное положение неотъемлемой подчиненной части целого тела. Но если рука пожелает быть целым телом, то это желание не будет соответствовать ее природе, а значит, исполнить такое ложное желание будет невозможно.
Однако тем, что не обладает достаточно развитым интеллектом и жаждет быть едиными с Господом, таким личностям Кришна дарует возможность растворить свою индивидуальность в Своем сияющем духовном теле. Так что и это желание Кришна может исполнить, но тот, кто обладает полным знанием Верховной Личности Бога и кому ведомо его собственное конституциональное положение, никогда не испытывает подобного желания. Напротив, он всегда желает лишь одного — занять свое конституциональное положение слуги Кришны, и это служение полно и совершенно, а его исполнение есть высшее наслаждение для живого существа. Кому доступно наслаждение большее, чем наслаждение Кришной? Можно сказать, что выше наслаждения такого человека нет ничего. (ПШП Вриндаван-Чандре, 19 июля 1970)
71-05 Твое служение — посадка семян Туласи и культивирование Ее в западных странах — со всей очевидностью доказывает, что ты действительно Говинда-даси, служанка Говинды. Я всегда всем рассказываю, как напряженно ты трудилась, чтобы Туласи пришла в западные страны, и я отовсюду слышу, что Туласи растет роскошно. Пусть Туласи будет милостива к тебе и сделает тебя одной из помощниц служанок гопи во Вриндаване. (ПШП Говинда-даси, 28 мая 1971)
71-07 Да, доставить радость Господу Джаганнатхе значит продолжать служить Ему изо всех сил. Любовь к Господу Джаганнатхе, уже есть, она дремлет. Мы должны лишь пробудить ее. Это не будет что-то новое. Нам нужно лишь вспомнить. А метод для этого — всем сердцем посвятить себя служению Ему. Благодаря такому служению, дремлющая любовь пробудится, и тогда Джаганнатха в один прекрасный день явит Себя: «Я вот такой». А это совершенство сознания Кришны. Так трудись же ради этого с энтузиазмом. (ПШП Сукхасагари-деви-даси, 8 июля 1971)
72-12 По поводу четырех твоих вопросов: отвечаю на них один за другим. Но задавать такие вопросы [мне] не следует, пока ты не задал их, прежде всего, представителям Джи-Би-Си. То, что они скажут, ты должен принять, а уж если ты не удовлетворен их ответами, тогда можешь спросить [меня]. Но я отвечал на эти вопросы много раз, почему же тебе не известны ответы? 1. По поводу твоего вопроса о гопи: в начале задавать такие вопросы не следует. В начале мы должны строго следовать принципам преданного служения, то есть, повторять шестнадцать кругов, тщательно выполнять наставления духовного учителя: изучение книг, храмовое поклонение, санкиртана, и т.д. По мере того, как ученик совершенствуется в следовании этим принципам, его взаимоотношения с Кришной проявляются сами собой.
Следование по стопам гопи приходит на стадии совершенства. Надо вначале подняться на этот уровень, а потому говорить о гопи. Ходить по девушкам и делать им детей, а потом рассуждать о гопи, как это бывает — это просто ерунда. Если, не поднявшись на уровень совершенства, человек пытается понять гопи, он становится сахаджией. Гопи — не обычные женщины, они представляют собой экспансию энергии наслаждения Кришны. Когда мы поймем Кришну, тогда мы поймем и гопи. Мы можем просто следовать по стопам гопи в их любви к Кришне. (ПШП Вишвамбхаре, 14 декабря 1972)
73-11 По поводу двух твоих вопросов, переданных через Тамала-Кришну. В ответ на твой вопрос об отношниях Арджуны и Кришны: Арджуна вечный преданный, на высшем уровне преданный столь тесно связан с Кришной, что забывает от том, что Кришна — Верховная Личность Бога. Но на начальных уровнях преданного служения, он взирает на Кришну с почтением и благоговением. Когда Арджуна увидел вират-мурти Кришны, он на самом деле опустился на одну ступеньку ниже. Поэтому он попросил у Кришны прощения.
Итак, наставление для обычного человека такое: прямо сейчас мы не должны принимать Кришну так близко, обращаться с Ним так, как это делали гопи, мальчики-пастушки и другие развитые преданные. Поначалу мы должны обращаться к Господу с почтением и благоговением. Позже, когда мы поднимемся на уровень духовного совершенства, мы сможем общаться с Кришной более близко, и тогда мы забудем о возвышенном положении Кришны. Но мы не пытаемся подражать бриджабаси с самого начала, как это делают сахаджии. Поначалу преданный должен строго следовать ваидхи-маргу, то есть, регулирующим принципам. Поднявшись на уровень сварупа-сиддхи, преданный может общаться с Кришной на равных, а иногда даже ставить себя выше Кришны. Например, Мать Яшода обращалась с Кришной так, как будто Он полностью зависит от нее. Эти взаимоотношения ценны на многих возвышенных уровнях жизни в преданности. (ПШП Ачьютананде Махарадже, 1 ноября 1973)
75-05 Я очень рад, что ты нашла счастье в нашем Движении сознания Кришны. Мы должны следовать по стопам Господа Чайтаньи и Шести Госвами Вриндавана. Они всегда служили Кришне в настроении разлуки. Они никогда не говорили «Я видел Кришну» или «Прошлой ночью мы танцевали с Кришной». Нет! Они плакали: «Где же Кришна?» — и постоянно искали Его, гадая, увидят ли они Его когда-нибудь. Мы тоже должны сильно желать видеть Кришну и быть с Ним, но вначале нужно очиститься через преданное служение. По-другому достичь Кришны невозможно. Итак, продолжай, пожалуйста, помогать мне распространять Движение сознания Кришны, тщательно соблюдай все правила и предписания, и тогда твоя жизнь станет совершенной, и ты увидишь Кришну. (ПШП Лалита-Прие-деви, 7 мая 1975)
76-06 Мне сообщили, что некоторые наши преданные вожжаются с вриндаванскими бабаджи. Из-за этого у наших юношей и девушек, посещающих Вриндаван, возникает много проблем. Здесь, в Лос-Анджелесе, мы обнаружили группу из примерно 40 преданных, которые тайно собираются и обсуждают сокровенные игры, вообразив себе, что они уже способны понять настроение гопи, хотя на самом деле они еще не доросли до этого. Это приведет к хаосу в нашем Обществе, и если позволить этому продолжаться, нашей проповеднической работе будет нанесен большой урон. Это незрелое желание вникнуть в лилу Кришны есть следствие желания мирских половых отношений, и мы это наблюдаем у многих бабаджи и сахаджий во Вриндаване. Наш Джаганнатха-дас приехал из Вриндавана и начал спрашивать меня о том, что ему рассказал какой-то бабаджи, рассуждающий о сиддха-дехе, и он тоже слушал этого бабаджи. Я хочу, чтобы это немедленно прекратилось. Если это будет продолжаться, это общение с бабаджи, это будет означать порчу. Многие из этих бабаджи содержат по 2-3 женщины. Асатсанга-тйаги. Общения с ними нужно избегать, оно должно быть запрещено для всех наших преданных, которые посещают Вриндаван. (ПШП Нитаю, 7 июня 1976)