"Я верю преданным и я люблю преданных" - интервью с Нитьянанда Чараном прабху
С 17 по 20 октября нам выпала удача получить общение Е.М. Нитьянанда Чарана прабху. Почётный гость читал для нас глубокие и актуальные лекции на темы шраддхи, садху-санги и воспевания Святого Имени, а также давал общение преданным Железногорска в других форматах. По милости Нитьянанда Чарана прабху и у нашей редакции появилась возможность немного побеседовать с ним о нём, о преданных и о преданности.
Лекции также прикрепляем ниже, чтобы каждый мог к ним вернуться.
Какие Ваши впечатления, ощущения от приезда сюда в Железногорскую общину, с чем пришлось столкнуться?
Хорошие ощущения, у преданных очень сильное желание служить, как-то позаботиться. И даже где-то непривычно очень. Меня это немножко смущает, потому-что мне приходится принимать много служения, а я не уверен, что я могу также искренне, глубоко, много послужить вам, поэтому такое ощущение. Но, при этом, если убрать свои личные какие-то моменты, то это всегда очень вдохновляет, когда у преданных есть желание, энтузиазм служить, делать что-то. Поэтому я однозначно уезжаю отсюда очень обогащенным. Я благодарен очень преданным за это.
Есть ли у Вас ощущение, что ваше послание, что то послание, с которым вы сюда приехали, было хоть как-то услышано?
Безусловно, потому что у меня такая природа, склонность, я люблю смотреть на лица, в глаза преданным. Знаете, чтобы понимать, слышат они, не слышат. Отзываются они, не отзываются. Для меня это важно, поэтому я всегда смотрю на преданных, смотрю на их реакцию. Я видел, что реакция вначале была положительная, а потом это было как-то более сладко, более ярко, более открыто. Преданные улыбались, у преданных горят глаза и т.д. Это один момент, а второй момент, насколько это было услышано, и насколько это действительно глубоко как-то отозвалось у преданных в сердце, это мы узнаем спустя какое-то время, то есть если преданным это поможет как-то развиваться в духовной жизни, или что-то из того, что они услышали, они возьмут как ценность для себя и будут следовать этому, практиковать это и поодиночке, и, что самое важное, как-то вместе, коллективно или в санге, ну тогда можно сказать, что очень хороший результат.
Вы сказали, что не так много было вопросов. Но, как преданные могут вообще научиться вопрошать? Как это происходит?
Ну, здесь очень важна атмосфера, в которой всё происходит. Мне кажется, я очень много об этом говорил, что, когда преданным позволяют совершать ошибки, для того, чтобы искать, и для того, чтобы расти, то тогда им будет гораздо легче спрашивать о чем-то. Даже если вопрос глупый и может быть иногда неуместный чуть-чуть, личностный какой-то, стесняющий. Или что-то подобное. Но преданные не будут бояться, не будут закрываться. Это может быть такой момент, который меня немножко насторожил. Что преданные чуть-чуть зажаты. Конечно, с каждым последующим днём они больше раскрывались, это было заметно даже по вопросам. Если вы наблюдали, сегодня утром (в воскресенье) были шикарные вопросы. Вот реально преданный спрашивает, и главное очень точно и тонко понимает процессы, которые происходят в нем и во взаимоотношениях с кем-то. Или с Господом или с преданными. И он спрашивает, он уточняет об этом. Это очень хороший знак.
Когда преданным позволяют совершать ошибки, для того, чтобы искать, и для того, чтобы расти, то тогда им будет гораздо легче спрашивать о чем-то
Вы очень много лет в этом обществе находитесь. Расскажите про свой опыт, что Вам помогло найти в этом обществе своё место, свою нишу.
У меня были очень хорошие старшие всегда, которые были ко мне где-то может быть даже безосновательно очень милостивы, очень внимательны. Поэтому меня хорошо учили, у меня приличное образование, но самое главное – доверие. В меня верили, мне позволяли брать ответственность, мне позволяли ошибаться, радоваться и скорбеть и т.д. Это один момент, очень важный. Второй момент, это то, что как-то по милости Господа очень много было трудностей, очень много ситуаций таких, на грани, знаете, вот, которые с каждой последующей ты становишься более сильным, более твердым таким, более уверенным в себе и в пути, который ты выбрал. Следующий момент, это то, что я всегда был в гуще событий, никогда не был на периферии. То есть, я всегда был в служении, всегда был с преданными. Я всегда был там, где большая ответственность и где много зрелых преданных. И это всё очень сильно помогает. Видеть что-то в себе и меняться, видеть хорошие примеры во всех смыслах этого слова. И, наверное, из последнего, что мне помогает – когда я почувствовал, что Господь и Шримати Радхарани доверяют мне, Они любят меня. У меня проявилась очень большая вера в преданных. В любых преданных. Самых начинающих, самых, так сказать, «плохих», неудачливых и т.д. Я верю преданным, и я люблю преданных. И, наверное, это по сравнению со всем предыдущим сказанным, там, где было много испытаний, аскез, знаете, такого какого-то закаливания меня как личности, может быть как слуги где-то. А вот эта вещь, она сладкая, она такая нектарная. Такое ощущение, что это как награда за эти испытания, попытки, труды и прочее. И она очень сильно меня питает. И я постепенно учусь видеть Кришну в каждом действии преданного буквально и не теряю его из виду.
Я верю преданным, и я люблю преданных - это награда за эти испытания, попытки, труды и прочее.
В какой момент к Вам пришло понимание, что любые искренние отношения с преданными могут быть вечными?
Ну это даже не мне пришло, это пришло нам, нашей санге ростовской, изначальной, так сказать, которой сейчас, получается седьмой год. Через какое-то время этот принцип проявился у нас, что мы поняли, что по-другому мы вряд-ли чему-то научимся по-настоящему глубоко. Потому что когда человек очень четко осознает внутри, что то, во что он вкладывается, это временное что-то, то есть по сути, как ненастоящее, он не вкладывается и он ничему не учится. И мы этот момент почувствовали, что если мы хотим двигаться дальше, то мы должны перейти в такую плоскость взаимоотношений, которые навсегда. И это сразу поменяло отношение к тому, что происходит и к каждому в этом пространстве, санге. Потому что ты становишься более зрелым, более ответственным, более терпеливым, более смиренным, более сострадательным, и это естественно происходит через взаимоотношения, не искусственно. Мы не сидим, не изучаем просто все определения смирения, которые дали ачарьи, например. Ну, хорошо, ну а ты? К тебе это какое отношение имеет? Как ты это проявляешь? В каких ситуациях ты это проявляешь? И, вот, санга – это такое пространство, где, можно сказать, бесконечная школа. Очень хорошая, реальная, настоящая.
Оглядываясь назад, есть ли какие-то события или люди, которые Вас лично сформировали как преданного или очень сильно определили Вашу жизнь в сознании Кришны?
Наверняка, такие личности есть, были и будут, может быть даже кого-то, к сожалению своему, я и подзабыл. Но всё строится от личности, не от безличности. На каждом этапе были какие-то преданные, на которых я ориентировался, у которых я учился, кто-то, кто обо мне заботился, кто-то, кто поддержал меня в трудные ситуации, кто-то, кто верил в меня, несмотря ни на что. И, конечно же, это сформировало меня как личность, я еще больше стал доверять Господу и в то, что я могу Ему служить и учиться в этом и также верить в то, что я могу в принципе. Потому что, даже у некоторых людей сейчас, они не верят даже себе, что они хоть что-то могут, к сожалению. Нет, у меня с этим всё в порядке. И, оглядываясь на вот эти, какие-то, может быть, непростые периоды моей жизни, духовной практики, которой было достаточно много, я думаю, что, я сегодня говорил об этом, что, меня поддерживала всегда вера в Кришну и в Шрилу Прабхупаду. И, конечно же, вера в тех преданных, которые были рядом в эти моменты. На кого можно было опереться, к кому можно было пойти, от кого можно было получить поддержку.
Можете какую-то историю рассказать, как пример, которая на вас повлияла значительно?
Однажды, когда я жил в ашраме, меня попросили встретить преданных на вокзале, помочь им принести сумки. Там, в Киеве старый храм, он недалеко от ж/д вокзала, там можно пешком пройтись, 5 минут. И надо было помочь преданным сумки с книгами, с остатками книг, ещё с чем-то, они ехали с выездной (санкиртаны) И, вот, я крепкий такой парень, меня попросили и я шёл, у меня плеер был и я слушал лекцию Ниранджаны Свами. И у меня ещё было пару кругов недочитанных. И я повторял джапу и слушал лекцию одновременно. И в лекции он говорит, что святое имя неотлично от Кришны и что настоящий искренний преданный, он всегда повторяет всю джапу вместе, не разбивает круги, не отвлекается и эта фраза настолько вошла в моё сознание, что с тех пор я никогда так не делаю. Я никогда не делаю что-то, когда повторяю круги, я всегда повторяю круги с утра, все сразу и ещё немножко. И, пока я не прочитаю джапу, я ничего не буду делать. То есть это была просто фраза в лекции, которая была произнесена, наверное в 93-94 году. Вот, прошло уже почти 30 лет и я по прежнему её помню, ей живу и очень благодарен.
Вы говорили про то, что важно видеть примеры вокруг себя, у Вас наверняка среди преданных есть много примеров, которые Вас вдохновляют. А вот в священных писаниях для вас какие-то личности имеют особое значение?
Да, я думаю, что все главные герои Шримад-Бхагаватам очень глубокое влияние на меня оказали. Потому что очень важно слушать тех, для кого шастра живая. Когда она живая, когда эти герои живые, они оживают также и для тебя, то есть они становятся не просто какими-то отстраненными, несколько абстрактными былинными примерами, они оживают. И мне это очень интересно, то есть я поражаюсь Дхруве Махараджу, я бесконечно удивляюсь смирению и преданности Прахлады Махараджа, мне очень нравится путь Нарады Муни, мне нравятся молитвы царицы Кунти, меня просто выносит пример Вритрасуры, его смирение. Просто шикарнейший пример. Мне нравится вот эта история Ваманадевы, Бали Махараджа, очень красивая. Наставления Капиладевы, очень мощная. Ну, и 10-я песнь, конечно. Чистый и сплошной нектар. Особенно отношения Кришны и гопи, их любовь. Эта тема, она постепенно раскрывается, постепенно ты её учишься смаковать, быть сопричастным к этому. До этого я немножко опасался 10-ой песни, меня больше вдохновляли другие примеры. Ну и Чайтанья-Чаритамрита. Просто практическое руководство по взаимоотношениям. Поэтому мне очень нравятся все эти примеры. Бесконечно их обсуждаем, приводим, находим, что-то слушаем.
Очень важно слушать тех, для кого шастра живая
А вот Чайтанья-Чаритамрита, например. Какой-нибудь пример искреннего вайшнавского общения, который Вас вдохновляет.
О, например очень мне нравится как Господь Чайтанья себя вёл, когда преданные из Бенгалии, Его знакомые, Его друзья, Его, так сказать, родственники, сослуживцы, однополчане, или как сказать. Когда они приезжали в очередной раз на даршан к Господу Джаганнатхе и в первую очередь к Господу Чайтанье, Он сам лично их встречал, каждому одевал гирлянду. О каждом заботился, чтобы у них было жилье, прасад. Более того, Он всех спрашивал, Он каждого знал по имени и у каждого спрашивал: «А как твой брат? А как твои родители? А как твоя мама? А как твоя дочка? Вышла замуж, не вышла? А корова?» Очень личностно Он общался со всеми, обнимал каждого преданного. И это меня, ну просто буквально разрывает на части, потому-что когда Господь так себя ведёт, то я просто не имею права вести себя как-то по-другому. Как минимум, я должен учиться, стремиться к этому. И это меня очень вдохновляет, потому что даже Махараджа Пратапарудра, царь Джаганнатха Пури, когда он увидел с крышы своего дворца, что преданные из Бенгалии пришли, как Господь Чайтанья их встречает и как они себя ведут, по отношению к Нему, он был очень удивлён, а он был преданным. И вы знаете, он каждый год видел огромное количество паломников. Огромное количество каких-то встреч, каких-то взаимоотношений. Его это очень сильно удивило. И он начинает спрашивать Сарвабхауму Бхаттачарью, он говорит: «Объясни мне, а кто это? А это кто? А почему они так сладко поют святое имя? Я никогда не слышал, чтобы так пели святое имя, с такой любовью» И ему всё отвечают, и вот эти вещи, они очень сильно цепляют, очень сильно.
Когда Господь так себя ведёт, то я просто не имею права
вести себя как-то по-другому
Ну, ещё такой вопрос. Если бы у Вас представилась возможность на несколько минут попасть на даршан к Шриле Прабхупаде, о чём бы Вы с ним поговорили?
Я бы попросил прощения, за своё неуклюжее служение с одной стороны, а с другой стороны, попросил бы больше ещё служения. «Пожалуйста, благословите меня на больше служения! Преданным, ИСККОН, святому имени, проповедь. Пожалуйста, уполномочьте меня, чтобы всё продолжалось, всё развивалось для Вашего удовлетворения, удовлетворения Ваших гуру». Вот, о чём бы я попросил.
Ну, и последний вопрос. Есть ли у Вас есть какие-то пожелания для преданных нашей ятры, какой-то посыл?
Я уже сказал сегодня, что если тема отношений кому-то покажется близкой, такой актуальной, живой, то пожалуйста, попробуйте это проявить. Молитесь, чтобы это проявилось у вас в ваших группах. Так или иначе, в старых, в новых каких-то. Потому что это очень сильно обогатит и саму общину и каждого преданного и каждую группу на практику преданного служения на другом уровне, на более глубоком. И вы почувствуете гораздо большую защиту, прибежище в святом имени, Господе, старших и в преданных, в миссии. В это ощущение защищённости, ощущение прибежища – это очень дорогая и очень редкая вещь. Очень редкая. И, когда это может быть проявлено, нужно быть готовым ждать сколько угодно, заплатить любую цену, чтобы это случилось. Потому что, в конце концов, человек, который нашёл прибежище у лотосных стоп преданных и Господа, он больше не будет слугой майи. Он будет только служить. А это, собственно, и есть наша цель. И цель всех тех ачарьев, которые приходили, чтобы разбудить нас, научить этому. Поэтому я очень искренне желаю преданным: «Пожалуйста, возьмите это, попробуйте это применить как-то, применяя свой разум согласно месту, времени и обстоятельствам и будьте счастливы в сознании Кришны»
Спасибо большое!