Брахма

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

2971756068-04 Есть два вида разрушения. Один из них наступает, когда Брахма засыпает, а другой — когда Брахма умирает. Когда Брахма засыпает, высшие планетные системы не подвергаются разрушению, а низшие планеты, начиная с райских планет и ниже, разрушаются. А когда наступает день Брахмы, они снова творятся. Когда живые существа входят в Брахму, или в тело Нараяны, они сохраняют там свои духовные тела, которые очень малы, 1/10000 кончика волоса, а когда снова начинается материальное творение, они снова проявляются в телах разных видов. Как, например, человек спит у себя дома, без всякой одежды, а когда идет на работу, одевается. Так и в творении есть различные виды тел для работы, и когда творение отсутствует, души спят в своих духовных телах. Нет, в конце Кали-юги не наступает полное уничтожение. В течение дня Брахмы проходят тысячи Кали-юг, они приходят и уходят, как времена года. (ПШП Анируддхе, 9 апреля 1968)

68-04 Теперь, относительно твоего вопроса о Брахме: он может быть избран из числа как свободных, так и обусловленных душ. В данном случае Брахма является с самого начала свободной душой, поэтому нет никакого противоречия в том, что Брахма может быть Харидасом Тхакуром. Обусловленные души вечно таковы, это означает, что невозможно проследить, как давно началось их обусловленное существование. Мы просто говорим, что неверное использование маленькой независимости, которая у нас есть, является для нас источником очень многих невзгод. Но теперь, приняв сознание Кришны, мы можем немедленно покончить с этой обусловленной жизнью. Таково сознание Кришны. Твои рассуждения верны, энергия Брахмы действительно должна сознательно направляться на проявление форм. Следовательно, Тот, кто дает это направление, является высшим управителем, Парам Ишварой. В «Брахма-самхите» говорится: ишварах парамах кршнах, сач-чид-ананда-виграхах, анадир адир говиндах, сарва карана-каранам. Кришна есть Верховный Повелитель всех повелителей, и, следовательно, является Источником всего, включая энергию Брахмы. Этот Говинда есть Причина всех причин, а у Него Самого нет причины. Как прекрасны шастры: одна единственная шлока заменяет миллиарды лет тяжелого мыслительного труда, посвященного теоретическим рассуждениям! Постарайся приводить такие доказательства. (ПШП Шивананде, 19 апреля 1968)

68-07 Твои вопросы о Господе Брахме: «Брахма великий преданный Господа Кришны, и в Брахма-самхите и других произведениях открываются его познания о Господе. Но есть две истории: 1) он усомнился, что Кришна стал мальчиком-пастушком, и похитил Его коров и т.д.; 2) Кришна показал ему четверть Своего творения, после того, как Брахме пришлось представиться четырехглавым Брахмой. Эти два случая являются примерами для нас, обусловленных душ, которые думают, что могут ограничить Господа?» Брахма не числится среди великих преданных, но он преданный Кришны. Все великие преданные Кришны находятся на Кришналоке, это постоянные спутники Кришны во Вриндаване. Вот они — действительно великие преданные Кришны. Брахма является великим преданным в том смысле, что он изо всех старается служить Кришне с помощью материальных сил. Это означает, что у него есть склонность наслаждаться материальным достоянием. Поэтому Кришна сделал его живым существом номер один в этой вселенной. Но великий преданный не желает даже положения Брахмы. Он предпочтет стать скорее незначительным существом, вроде муравья или паука в доме преданного, нежели Брахмой, имеющим склонность добиваться могущества в материальном мире. Великие преданные вечно свободны от материальных желаний, больших или маленьких. Это признак великого преданного. Брахма пришел к Кришне, потому что он ставит Кришну очень высоко, и у него возникли сомнения, как его Господь мог прийти в материальный мир и стать пастушком. Этот случай известен как Брахма-вимохана-лила, или игра заблуждения Брахмы.
В начале Шримад-Бхагаватам говорится, что великие личности, подобные Брахме, приходят в недоумение, пытаясь осознать Абсолютную Истину. Так что порой Господь являет подобные игры, чтобы преподать урок так называемым мыслителям. Даже Арджуна был введен в заблуждение, хотя он является постоянным спутником Кришны. Арджуна тоже рассуждал с материалистической точки зрения. Господь вводит великих преданных в заблуждение с двумя целями: одна цель — показать, что даже великие личности, подобные Брахме и Арджуне, иногда попадают в иллюзию. Если бы они не поставили себя в такое положение заблуждения, у обычного человека не было бы никакой возможности понять Кришну. Если бы Брахма не поставил себя в положение того, кто не обладает полным знанием, тогда некоторые истины о надмирном положении Кришны остались бы невыясненными. Кроме того, мы не можем представить себе продолжительность даже одного дня жизни Брахмы. А Кришна является только один раз в день Брахмы, и это происходит раз в немыслимое количество триллионов солнечных лет. Что-то происходит в один день, а что-то в другой. Например, мы делаем что-то сегодня, а что-то делали на прошлой неделе, и завтра мы забудем, что делали сегодня, а через неделю забудем, что делали на следующий день. Это неотъемлемое свойство обусловленной жизни. Брахма — это большое обусловленное существо, так что забывать свои дела на следующий день не так уже необычно для него. Мы забывчивы, и Брахма тоже подвержен забывчивости. Наше так называемое полное знание — ничто по сравнению с полным знанием Кришны. Это признает сам Брахма в стихе: «Люди могут сказать, что знают Тебя очень хорошо, но что до меня, я признаю, что не знаю Тебя ни на волос!» (ПШП Джадурани, 9 июля 1968)

73-05 Твой следующий вопрос: «В Бхагавад-гите говорится, что Господь Брахма является обусловленной душой. Как же он смог передать Веды необусловленной душе — Нараде Муни?» Господь Брахма обусловлен в том смысле, что из-за желания стать творцом материального проявления, ему пришлось родиться в материальном мире. Но, хотя он обусловлен таким желанием, он все же является великим преданным Господа Кришны. Он написал «Брахма-самхиту», произведение чистой вайшнавской литературы, описывающее Верховную Личность, Бога. Господь Брахма был первым сотворенным живым существом во вселенной и первым духовным учителем, поскольку получил знание из сердца, от Господа Кришны. Нарада явился как сын Брахмы, поэтому он принял Господа Брахму как своего духовного учителя. (ПШП Чатурбхудже, 9 мая 1973)