Энциклопедия

Поклонение Туласи деви

Автор: Апурва-прити деви даси. Опубликовано в Повседневная практика преданного

Содержание материала

Шримад-бхагаватам 2.3.23

джӣван̃ чхаво бха̄гавата̄н̇гхри-рен̣ум̇
на джа̄ту мартйо ’бхилабхета йас ту
ш́рӣ-вишн̣у-падйа̄ мануджас туласйа̄х̣
ш́васан̃ чхаво йас ту на веда гандхам

«Человек, чьей головы никогда не касалась пыль со стоп чистого преданного Господа, — все равно что мертвец. И тот, кто никогда не вдыхал аромат листьев туласи с лотосных стоп Господа, тоже мертв, несмотря на то что дышит».


Кто такая Туласи деви

Шри Туласи деви — девушка-пастушка на Голоке Вриндавана — в духовном мире. Она близкая подруга Шримати Радхарани — вечной супруги Господа Шри Кришны.

Вринда Деви ответственна за игры Радхи и Кришны во Вриндавана лиле. Она решает, какие цветы будут цвести, какие птицы будут петь, какие песни будут петь, какие ветры будут дуть, какая пища будет предлагаться, в какие игры будут играть, и на каких музыкальных инструментах будут играть. Господь Кришна и Шримати Радхарани дали Вринда Деви роль царицы Вриндавана. Вринда Деви подобна главному директору или хореографу Вриндавана лилы, а её попугаи — это её служба связи. Она всегда остаётся во Вриндаване, поглощённая в любовь Радхи и Кришны. Её великое стремление — искусно устраивать их встречи, и делая это она чувствует величайшую радость.

Рано утром к Вринде-деви, которая находится здесь, приходят Пурнамаси и Нандимукхи, и они решают, какие игры будут проходить в течение дня: куда Кришна пойдет, в каких местах проведет Свои игры, какие преданные туда пойдут, какие там будут деревья, какие цветы, какие пчелы будут жужжать, какие птицы петь, - всё до мелочей, всё, что будет проходить в течение дня в играх Кришны, всё это решается здесь утром. Кришна приходит, подслушивает их разговор и таким образом узнает, что Ему предстоит сделать в этот день. Такова Вринда-деви. И мы можем принять у нее прибежище. Просто удивительно, что у нас есть доступ к такой личности.

tulasi1Показывая идеальный пример целомудрия, Вриндадеви поклонялась Господу Хари в своих предыдущих жизнях и потому достигла этого очень прославленного положения. Она очень дорога Господу. Господь Вишну живёт в саду туласи, думая о том, что какой-то удачливый человек предложит Ему целый листик туласи (Хари-бхакти-судходайа).

Все греховные реакции человека уничтожаются, если он просто смотрит на туласи, памятует о ней и прославляет ее. Что говорить о человеке, который предлагает её в поклонении Господу Вишну? Господь Вишну оставил в стороне цветы, сделанные из золота, коралла или даже из драгоценных камней, чтобы принять листья туласи. Даже ребенок, если он является преданным Верховного Господа, превосходит того, кто прожил очень долгую, но бесполезную жизнь. Подобным же образом, никакое дерево даже близко не сравнится по своей значимости с Tулaси (Туласи Махатмйа, глава 18.28).

В Шри чайтанья-чаритамрите Мадхйа-лӣла̄ 22.125 говорится, что «К категории тадии (тадӣйа — близкие Господа) относятся листья Туласи, преданные Кришны, место рождения Кришны (Матхура) и ведическое писание „Шримад-Бхагаватам“. Кришне очень нравится наблюдать, как преданный служит туласи, вайшнавам, Матхуре и „Бхагаватам“». Также Гопи Вриндавана обращаются к ней (ЧЧ Антйа-лӣла̄ 15.33): «О всеблагая Туласи, ты очень дорога лотосным стопам Говинды, и Он очень дорог тебе. Видела ли ты Кришну, проходившего где-то здесь в гирлянде из твоих листьев, окруженного роем черных шмелей?» и «О туласи! О малати! О ютхи, мадхави и маллика! Кришна очень дорог вам, поэтому Он не мог не пройти рядом с вами» (ЧЧ Антйа-лӣла̄ 15.40).

Мы можем эту сцену наблюдать и в Шримад-бхагаватам 10.30.4: «О добрейшая туласи, кому так дороги стопы Говинды, не видела ли ты Его, непогрешимого, несущего тебя на Своем теле и окруженного роем пчел?». Гопи в предыдущих стихах обращаются к различным деревьям Вриндавана. В комментариях к нему дается пояснение, что Гопи обратились к ней, поскольку решили, что деревья не отвечали им, потому что были мужчинами, но женская природа Туласи не позволит ей остаться равнодушной к их горю.


Почему мы поклоняемся Туласи?

 tulasi2

В Шри Чайтанья-Чаритамрита А̄дӣ-лӣла̄ 3.104 Адвайта Ачарья размышлял о Господе и то, как Он должен прийти в этот мир, вспомнил стих из «Гаутамия-тантры»: «Шри Кришна, необычайно благосклонный к Своим преданным, готов отдать Себя тому, кто подносит Ему всего лишь листок туласи и пригоршню воды».

И дальше наблюдаем размышление Адвайты Ачарьи над смыслом этого стиха (В ЧЧ А̄дӣ-лӣла̄ 3.105-108 ): «Когда преданный подносит Господу Кришне лист туласи и воду, Господь, чувствуя Себя в неоплатном долгу перед преданным, думает: „Всех Моих богатств не хватит, чтобы воздать ему за такое подношение“». «И чтобы не остаться в долгу, Господь отдает Себя в распоряжение преданного». Так рассудив, Ачарья начал поклоняться Господу. Обратив свои мысли к лотосным стопам Шри Кришны, Он непрестанно подносил Ему воду Ганги с цветами туласи».

Служение растению Туласи встречается очень редко, также как общение с преданными и преданное служение Господу Хари. В этом океане материального существования, который влечёт за собой повторяющиеся рождения и смерть, эти три вида деятельности — единственные защитники (Брихан-нарадия-пурана, в конце истории о Яджнадвадже).

Шримад-бхагаватам 4.8.55 говорится:

салилаих̣ ш́учибхир ма̄лйаир
ванйаир мӯла-пхала̄дибхих̣
ш́аста̄н̇кура̄м̇ш́укаиш́ ча̄рчет
туласйа̄ прийайа̄ прабхум

«Господу нужно поклоняться, предлагая Ему чистую воду, гирлянды из свежих цветов, фрукты, цветы и овощи, растущие в лесу, или же собирая свежую траву, бутоны цветов и даже кору деревьев. При возможности Верховному Господу следует предлагать также листья туласи, которые очень дороги Ему».

В этом стихе подчеркивается, что Верховный Господь очень любит листья туласи, поэтому преданные должны позаботиться о том, чтобы в каждом храме и центре, где установлены Божества, были листья. Листья туласи незаменимы при поклонении Верховной Личности Бога. Чтобы удовлетворить Господа, необходимо предлагать Ему листья туласи, поэтому, если это возможно, нужно выращивать туласи (из комм ШП к этому стиху).

tulasi3Согласно Гаруда-пуране, в предлагаемой пище обязательно должны присутствовать листья Туласи: «Пуджа, омовение и предложение пищи без Туласи не являются пуджей, омовением и предложением пищи Господу. Поклонение Господу без туласи не считается поклонением; омовение Господа без туласи не считается омовением; пища, предложенная Господу без туласи, не считается съеденной (Господом) и напиток, предложенный Господу без туласи, не считается выпитым (ХБВ 7.262).

Господь не принимает ничего без Туласи. Во время пуджи необходимо предлагать листья Туласи стопам Господа, на шею Господа можно надеть гирлянду из Туласи. В Шримад Бхагаватам 5.3.3 есть описание встречи Верховного Господа и Махараджа Набхи, который был со жрецами и приближенными. Желая оказать Господу достойный прием, они в почтении склонились перед Ним и поднесли Ему подобающие случаю дары: "Жрецы начали возносить Господу молитвы: О Верховный Господь, Ты самодостаточен, и все же Тебе очень нравится, когда Твои преданные с дрожью в голосе поют Тебе хвалу и, охваченные духовным экстазом, подносят Тебе листья туласи, воду, молодые побеги и свежую траву. Несомненно, это доставляет Тебе большое удовольствие."

Несомненно, что они упоминают важный элемент — предложение листьев Туласи. Шри Чайтанья Махапрабху дает рекомендации Рагхунатхе дасу о поклонении говардхана-шиле (камень с холма Говардхана), он ничем не отличается от Самого Кришны (ЧЧ Антйа-лӣла̄ 6.294 -297):

tulasi4"Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: «Поклоняйся этому камню в гуне благости, как это делают идеальные брахманы, ибо такое поклонение обязательно позволит тебе очень скоро обрести экстатическую любовь к Кришне». «Для такого поклонения нужен кувшин с водой и несколько соцветий деревца туласи. Таково поклонение в полной благости, если его совершают в полной чистоте». С верой и любовью ты должен преподносить по восемь нежных соцветий туласи с двумя листьями по обе стороны на каждом»."

То есть предлагать Туласи деви нам рекомендуют Ачарьи, Свещенные писания и Сам Господь Шри Чайтанья Махапрабху, так как это приносит большое удовольствие Господу.

В Вайу-пуране говорится, что Господь Хари никогда не принимает поклонения без туласи. Если листья туласи недоступны, то человек должен просто коснуться деревом туласи тела Господа. Если дерево туласи недоступно, то человек может повторять имя туласи, поклоняясь Господу Хари.


Плоды поклонения Туласи деви

Созерцая туласи, прикасаясь к ней, медитируя на нее, прославляя ее, предлагая ей поклоны, слушая о ней, взращивая, служа или поклоняясь туласи, человек получает неисчислимые результаты. Туласи удовлетворяет все желания любого человека из четырёх варн и ашрамов, который занят в поклонении ей. Выращивание туласи, поливание туласи, принятие даршана туласи и прикосновение к туласи даруют человеку очищение существования. Все желания человека, поклоняющегося ей с преданностью, удовлетворяются (Агастья-самхита).

Tуласи защищает весь этот мир, движущийся и неподвижный. Она уничтожает грехи те греховных людей, кто просто увидел ее (Туласи стотра 5). Из беседы между Брахмой и Нарадой (Карттика-махатмйа, раздел Каши-кханды) можно понять следующее: "О Нарада, тот, чей лоб украшен тилакой, взятой с основания деревца Туласи, не попадёт под влияние греховных реакций, даже если он совершает грех под давлением обстоятельств."

О великий аскет, если человек видит растение Туласи, как только просыпается утром, то все греховные реакции, совершённые за предыдущий день и ночь, немедленно уничтожаются (Агастья-самхита говорит).

tulasi5Просто видя туласи кантхи-малы на шее человека, Ямадуты убегают от него подальше. Человек, путешествующий повсюду с туласи кантхи-малами, больше не боится несчастных случаев, плохих снов или оружия (ХБВ 4.337-338).

Человек не должен избегать ношения бус туласи и, особенно, бус амалаки. Эта практика уничтожает греховные реакции и награждает человека религиозностью, экономическим благополучием и чувственным удовлетворением (ХБВ 4.318). Тот, кто предлагает листья туласи, погружённые в сандаловую пасту Господу Джанардане каждый день, достигнет исполнения своих желаний (Гаруда-пурана).

О Дхундхумара, в век Кали те, кто предлагает Господу Хари пасту дерева туласи, не вернутся в этот смертный мир (ХБВ 6.324-325). Туласи дарует высшее благочестие. Туласи уничтожает греховные реакции того, кто предлагает их [листья Туласи] Господу. Просто почитая лист туласи, предложенный вместе с пищей Господу Вишну, человек освобождается от всех греховных реакций и обретает большее благо, чем при соблюдении ста чандрайана врат (Нарада-панчаратра).

В "Молитвы царицы Кунти" в 19 главе говориться следующее: Мы — духовные существа, но мы попали в океан материального мира, и его волны влекут нас с собой. Однако, если мы непрестанно будем слушать и говорить о Кришне и со всей серьезностью служить Ему, мы сможем остановить поток волн. Где же он остановится? «Пада̄мбуджам, — говорит Кунтидеви Господу, — у Твоих лотосных стоп». Нужно только научиться созерцать лотосные стопы Кришны, подносить к стопам Господа листья туласи и сандаловую пасту — тогда поток мирского бытия прекратится.


Великие вайшнавы совершают служение Туласи деви

tulasi6

Мы можем видеть, что Адвайта Ачарья использует Туласи Манджари для поклонения Господу (ЧЧ Мадхйа-лӣла̄ 15.9) и (ЧЧ А̄дӣ-лӣла̄ 6.94). ЧЧ Мадхйа-лӣла̄ 15.9: «Шри Адвайта Прабху также надевал на Господа гирлянду и украшал Его голову цветами туласи [туласи-манджари]. После этого Адвайта Ачарья, сложив ладони, кланялся и молился Господу».

ЧЧ А̄дӣ-лӣла̄ 6.94: «Он поклонялся Господу, поднося Ему воду из Ганги и листья туласи. А проповедью преданного служения Он освободил всю вселенную».

В Шри чайтанья-чаритамрите Антйа-лӣла̄ есть описание, как Джагадананда Пандит предлагает листья Туласи Шри Чайтанья Махапрабху (ЧЧ Антйа-лӣла̄ 12.124 -126):

«Закончив полуденные ритуалы, Господь пришел на обед. Джагадананда Пандит омыл Его стопы и удобно усадил. Он сварил лучшего риса, полил его ги и выложил горой на банановый лист. Вокруг него он расставил разные овощные блюда в чашечках из коры бананового дерева. На рис и овощи он положил цветы туласи и поставил перед Господом пирожные, сладкий рис и другой прасад Джаганнатхи».

В ЧЧ Мадхйа-лӣла̄ можно найти описание церемонии установления Божеств (4.57 - 66).

tulasi7На празднике в честь установления Божества люди пели и танцевали. Они привезли столько молока, йогурта и топленого масла, сколько можно было найти в деревне. Еще они взяли с собой разные другие продукты, сладости и множество иных даров, перечислить которые невозможно. Деревенские жители также принесли много листьев туласи, цветов и дорогих тканей. Затем Шри Мадхавендра Пури сам начал абхишеку [церемонию омовения Божества].

Когда были прочитаны мантры, устраняющие все препятствия, началась церемония омовения Божества. Прежде всего Божество обильно умастили ароматическим маслом, так что Оно заблестело. После первого омовения Божество омыли панча-гавьей и панчамритой. Затем совершили маха-снану — омовение топленым маслом и водой из ста кувшинов. После маха-снаны Божество снова умастили ароматическим маслом, и Оно опять заблестело.

Потом провели заключительную церемонию омовения, во время которой Божество полили душистой водой из раковины. Омыв Божество, Его нарядили в новые одежды и украсили сандаловой пастой, гирляндами из листьев туласи и благоухающих цветов. Воскурив перед Божеством благовония и зажегши лампады, Ему начали подносить разные яства: йогурт, молоко и всевозможные сладости. Вслед за пищей Божеству предложили ароматизированную питьевую воду в новых горшках, затем воду для полоскания рта и наконец листья бетеля со специями. После этого заключительного подношения провели бхога-аратрику. Потом все вознесли Божеству молитвы и простерлись перед Ним, полностью отдав себя на Его волю.

Из беседы между Девадутой и Викундалой, записанной в Падма-пуране: "О лучший из вайшйев, даже полубоги, возглавляемые Брахмой, поклоняются растению туласи на Двадаши растущей и убывающей Луны".