Джаянанда Тхакур

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Видвати-санньяси

Джаянанда никогда не колебался в том, что касалось служения Шриле Прабхупаде. В отношении того, в каком качестве это служение выполнять — оставаться ли брахмачари, стать грихастхой или санньяси, — Шрила Прабхупада разрешил сомнения Джаянанды еще на заре его духовной жизни в своем письме к нему: «Всякий, кто пребывает в полном сознании Кришны и посвящает свою жизнь Кришне, уже санньяси, даже если он женат. Если хочешь, можешь стать домохозяином, я не возражаю. Наша вайшнавская философия призывает стать видвати-санньяси. Это означает, что человек понимает истинную сущность вещей. Таким образом, преданный, понимающий, что все принадлежит Кришне, несомненно, является видвати-санньяси. Наша философия заключается в том, что ко всему нужно относиться как к прасаду Кришны, а не как к объекту чувственного наслаждения. Тот, кто пытается наслаждаться, даже если он одет в шафрановую одежду, не является санньяси. [...] Итак, тот, кто занимается служением Господу, уже пребывает в духовной энергии и является санньяси. И поскольку истинная цель санньяси — перейти от низшей энергии в высшую, духовную, если твое сознание поглощено Кришной, то ты уже санньяси».

У Джаянанды была богатая тетя, которая его очень любила и баловала с детских лет. Когда Джаянанда присоединился к Движению сознания Кришны, ей было трудно принять жизненный выбор племянника. Но больше всего ее расстраивало то, что он до сих пор не женат. Чтобы изменить это положение, она открыла на его имя банковский счет, который должен был перейти в распоряжение Джаянанды после того, как он женится. Он должен был получить несколько тысяч долларов плюс ежемесячные проценты. Джаянанда решил не упускать возможность использовать эти деньги для миссии Прабхупады.

После Ратха-ятры в Сан-Франциско Джаянанде нашли девушку, которая желала выйти замуж, и в августе 1971 года устроили его брак с Трайи деви.

Поскольку в сан-францисском храме жили только брахмачари, Джаянанда и Трайи деви переехали в храм Беркли, где жили семейные пары. Для местного храма это стало настоящим благословением. По просьбе преданных Джаянанда стал новым президентом. Однако его руководство не продлилось долго. Из-за большого количества гостей воскресный пир стал обременительным для храмового бюджета. Храму нужен был человек, который бы зарабатывал деньги, и Джаянанда решил стать торговым представителем «Духовного неба» — организованной преданными компании, выпускающей благовония. Поездки по всему западному побережью Америки, связанные с продажей благовоний, плохо сочетались с постом президента храма. Поэтому в какой-то момент Джаянанда передал руководство храмом Лочане дасу.

Джаянанда был известен своей бережливостью. Будучи старшим преданным, он мог иметь все необходимое, но всегда ходил в старом дхоти. Во время своих разъездов для продажи благовоний Джаянанда обычно спал в автомобиле или на скамейке в парке. И хотя иногда на улице было довольно холодно, он не позволял себе снять комнату в отеле. Зарабатывая на благовониях столько, что мог поддерживать целый храм, он отказывался тратить деньги на себя, считая их деньгами Прабхупады. Иногда он останавливался у друзей, которых находил в разных городах. Впоследствии в результате его проповеди многие из них становились преданными.

Джаянанда совершенно не изменился после женитьбы на Трайи деви. Он пребывал в таком же сознании Кришны, как и всегда. Он по-прежнему посещал все храмовые программы и с утра до вечера был занят в служении. Даже тогда, когда Джаянанда совсем один выезжал на распространение благовоний, он никогда не отклонялся от своего распорядка: каждый день вставал до четырех утра, проводил небольшое мангала-арати, повторял все круги джапы, читал и готовил прасад.

В мае 1972 года в Лос-Анджелесе намечалась большая церемония, на которой старшие ученики Движения — Сатсварупа, Рупа-нуга, Бали Мардан и Хридаянанда — должны были получить посвящение в санньясу. Кешава, президент храма в Сан-Франциско, рекомендовал Шриле Прабхупаде дать посвящение в санньясу и Джаянанде. Поначалу Шрила Прабхупада с радостью принял это предложение Кешавы, однако потом передумал, решив, что сделает это позже.

Джаянанда вел семейную жизнь около двух лет, однако у него практически отсутствовали личные вещи. Он честно пытался исполнять свой долг домохозяина, как мог, однако его супруге было сложно разделять с ним его отрешенность от материальной жизни, и через некоторое время она покинула его и уехала на Гавайи.