Джаянанда Тхакур

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Лишь ради служения Кришне

За всю жизнь Джаянанда только однажды, в 1974 году, совершил паломничество в Индию. На самом деле его не интересовало ничего, кроме служения. Однако Бхакте дасу как-то удалось убедить Джая-нанду поехать в Джаганнатха-Пури, чтобы вблизи изучить колесницы Ратха-ятры.

У Джаянанды было спонтанное влечение к святому имени и кришна-лиле. Поскольку Джаянанда весь день напряженно работал, ему редко удавалось погрузиться в чтение книг. Однако в те моменты, когда выпадала такая возможность, он просто купался в океане нектара игр Кришны.

На протяжении всего полета в самолете в Индию, почти все двадцать семь часов пути, Джаянанда, не сомкнув глаз, читал книгу «Кришна». При этом он периодически будил дремлющего Бхакту даса, искренне восхищаясь: «Такая удивительная книга!»

Джаянанда вспоминал, как в Индии он сильно заболел, но, просто повторяя маха-мантру перед своим небольшим алтарем с Прабхупадой, чувствовал огромное блаженство.

Когда Джаянанда приехал во Вриндаван, в первый же день он раздал все свои деньги местным садху, враджаваси. Из поездки он привез только чадар и новые шелковые дхоти и курту, которые тут же, не раздумывая, отдал паре новых преданных, продолжая донашивать старые рваные дхоти.

После того как брак Джаянанды распался, его тетя предприняла новую попытку женить племянника. Она уже находилась в преклонном возрасте и, из любви к Джаянанде, поставила очередное условие: он получит очень большое наследство (почти семьсот тысяч долларов), если у него родится законный наследник, в противном случае оно перейдет в другое крыло семьи.

Стремясь сохранить наследство для Движения сознания Кришны, Джаянанда стал рассматривать возможность вступления в брак с Келилалитой деви и завести с ней ребенка. Он не обращал внимания на то, что тело и лицо Келилалиты покрывали шрамы, оставшиеся после автомобильной аварии, случившейся еще до ее прихода в сознание Кришны. Она была удивительно смиренная преданная, исполненная энтузиазма в служении Шриле Прабхупаде. Его также не беспокоило то, что о нем могут подумать другие, так как в то время бурного развития сознания Кришны в Америке грихастхи в глазах многих старших проповедников казались падшими.

На самом деле Джаянанда продолжал носить белую одежду преданного, как обычный домохозяин, даже после того, как его оставила жена. Тем не менее старшие преданные Движения и санньяси выражали ему почтение и приносили поклоны. Тамал Кришна Госвами, один из самых уважаемых санньяси — учеников Шрилы Прабхупады, питал к Джаянанде особое уважение. Вернувшись из Индии после долгого отсутствия, он был потрясен глубиной сознания Кришны Джаянанды и часто повторял: «Джаянанда — самый возвышенный преданный в нашем Движении».

Первого сентября 1975 года Прабхупада написал Джаянанде письмо, в котором выразил свое недоумение по поводу его желания снова жениться. Он стал отговаривать его от повторного брака:

«В Дели есть определенный вид ладду, который так вкусен, что каждый, кто пробовал его хоть раз, начинает сокрушаться: „О, как я хотел бы попробовать его снова!" И тот, кто никогда его не пробовал, тоже сокрушается: „О, я никогда его не пробовал!" Так вот, тот, кто пробовал, и тот, кто не пробовал, оба сокрушаются. Так же и с женой. Ты уже попробовал, и теперь ты сокрушаешься. Но мой тебе совет: не пробуй больше, иначе твое сожаление будет еще досаднее. У тебя нет детей, ты свободен, так что прими санньясу».

Будучи старшим и возвышенным преданным, Джаянанда, тем не менее, никогда не претендовал на какое-либо почтение или особое отношение к себе. Несмотря на то что Шрила Прабхупада уже не первый раз предлагал ему принять санньясу, Джаянанда считал себя недостойным и не думал, что это будет практично для него. Поскольку он всегда был занят построением колесниц, поддержанием храма и другой, на первый взгляд повседневной, но по сути глубоко духовной деятельностью. О принятии санньясы он говорил: «Какая от этого будет польза для меня? Я только стану гордиться».

В это время Тамал Кришна Госвами приехал в Сан-Франциско, и ему удалось убедить Джаянанду не жениться, а вместо этого присоединиться к путешествующей группе «Радха-Дамодара».