Бхактисварупа Дамодара Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Учеба и встреча с Прабхупадой

В 1957 году после успешной сдачи вступительного экзамена Дамодара был зачислен в один из самых престижных университетов в Импхале, столице Манипура, где получил образование в области естественных наук. Окончив университет с отличием в 1961 году, Дамодара продолжил свое обучение в Калькуттском университете на отделении прикладной химии. В 1964 году, окончив и его с отличием, он получил степень магистра естественных наук.

Дамодара был от природы наделен даром добиваться успеха на любом поприще. Он был всегда улыбчивый, приветливый и вежливый. Его ничто не могло вывести из себя или заставить проявить грубость. В студенческие годы Дамодара развил крепкие дружеские отношения с учителями и студентами, которые поддерживал всю жизнь.

Признав неординарные способности молодого ученого, Министерство образования Индии предоставило ему стипендию на продолжение учебы в США. Это было невероятным достижением для сироты из бедной манипурской деревни.

В 1969 году он получил ученую степень магистра наук по химии в Канисиус-колледже в Буффало и занялся подготовкой докторской диссертации по органической химии в Калифорнийском университете в Ирвайне.

Но, как гром среди ясного неба, в апреле 1970 года Дамодаре пришла телеграмма из Индии, где сообщалось об уходе его матери. Он не видел ее более четырех лет и даже не подозревал о ее плохом здоровье, поэтому для него эта новость была весьма неожиданной. Дамодара захотел вернуться в Индию, чтобы провести поминальную церемонию шраддху, но у него не было денег на билет. Каким-то образом ему удалось занять деньги в университете, но перед самым отъездом он получил письмо от своего опекуна и учителя Керани Сингха, в котором тот советовал ему не приезжать в Индию. Его дядя писал: «Поскольку ты вайшнав, тебе не следует сокрушаться ни о живых, ни о мертвых». Он напомнил ему о том, что тело временно, а душа вечна. И рано или поздно всем придется оставить это временное тело, как гласит «Бхагавад-гита». Керани Сингх просил его не беспокоиться о временном теле, сконцентрировавшись на учебе, и вернуться в Индию после ее окончания. В своем письме он просил его не волноваться о церемонии шраддхи и написал, что сам ее проведет.

Послушавшись указаний дяди, Дамодара вернул билет, но в то же самое время утратил всякий интерес к учебе. Дни и ночи напролет он проводил в размышлениях о бренной природе этого мира.
Однажды доктор Равиндра Пратар Рао, близкий университетский друг Дамодары, предложил ему куда-нибудь съездить, чтобы развеять тяжелые мысли. Они решили поехать на Тихий океан в Лагуна-Бич.

Был безветренный июньский вечер, они спокойно прогуливались вдоль берега, беседуя и вдыхая морской воздух, когда откуда ни возьмись перед ними предстали несколько преданных ИСККОН, поющих святое имя в харинама-санкиртане. Друзья были очень удивлены, увидев санкиртану в США. Из любопытства они решили пойти следом за ними. Один из преданных заметил их и подошел, чтобы пообщаться. Он рассказал им, что они каждый день поют святое имя Господа Кришны и освящают пищу, предлагая ее Ему. Преданный пригласил Дамодару и доктора Рао посетить местный храм ИСККОН, чтобы принять участие в пении, танцах и пире.

На следующий день доктор Рао отправился в храм. С чувством восхищения он рассказал Дамодаре о том, как ему понравились преданные, и том, что происходило в храме.

Через несколько дней доктор Рао сообщил Дамодаре, что Шрила Прабхупада, ачарья-основатель ИСККОН, приезжает в Лос-Анджелес. Доктор Рао пригласил Дамодару поехать с ним в Лос-Анджелес на программу с участием Шрилы Прабхупады.

Однако Дамодара отказался, сославшись на плотную занятость своей университетской работой.

Доктор Рао поехал в Лос-Анджелес один, и, поскольку он был новичком, ему не позволили встретиться со Шрилой Прабхупадой. Сильно разочарованный, он сидел в машине и молился Господу Кришне, прося Его позволить увидеть Шрилу Прабхупаду. Через некоторое время к нему подошел преданный и сказал, что Прабхупада хочет с ним пообщаться. Получив ответ на свою молитву, он немедленно направился в комнату Шрилы Прабхупады. Когда Шрила Прабхупада увидел его, он сказал: «Вас послал Господь Кришна. Я молился Ему, чтобы Он послал мне хотя бы одного парня из Индии для помощи в моей миссии. И Кришна послал вас ко мне».

Вернувшись в университетский городок, доктор Рао рассказал Дамодаре об этой необыкновенной встрече. Он настаивал, что Дамодаре следует поехать с ним, чтобы увидеть Шрилу Прабхупаду. Однако Дамодара снова отказался.

В течение нескольких дней доктор Рао ездил общаться со Шрилой Прабхупадой, а Дамодара всякий раз отказывался сопровождать своего друга, ссылаясь на занятость. В конце концов доктор Рао выдвинул Дамодаре ультиматум: «Если ты завтра утром не поедешь со мной на встречу со Шрилой Прабхупадой, то я к тебе больше никогда в жизни не приду. С этого дня наша дружба закончится раз и навсегда».

Дамодара не хотел никуда ехать, поскольку у него сложилось не очень хорошее мнение об индийских свами, приезжающих в Америку. Ему казалось, что Прабхупада тоже будет похож на одного из них. Тем не менее, видя серьезность намерений друга, Дамодара решил уступить и поехать на следующий день вместе с ним. Что-то подобное в свое время произошло и со Шрилой Прабхупадой, когда он впервые встретил своего духовного учителя Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура.

Той ночью доктор Рао остался ночевать на квартире Дамодары. Они проснулись в четыре утра, приняли душ и отправились в лос-анджелесский храм. По дороге доктор Рао сообщил Дамодаре, что этим утром он собирается получить у Шрилы Прабхупады духовное посвящение.

— Ты побреешь голову и будешь ходить в лабораторию в шафрановом дхоти? — спросил Дамодара, не скрывая своего удивления решимостью друга.
— Я сделаю это с большим удовольствием, — ответил доктор Рао.
— Я восхищен твоей смелостью. Должно быть, ты благословлен Шрилой Прабхупадой, — Дамодара был поражен его искренностью и энтузиазмом.

Они подъехали к храму около шести утра. Дамодара был потрясен, впервые увидев замечательный храм Шри Шри Радхи-Кришны в Лос-Анджелесе. А когда он увидел преданных в храме, то внезапно у него возникло чувство, что он должен жить, как они.

Как раз перед их приездом Шрила Прабхупада ушел на свою ежедневную утреннюю прогулку. Примерно через час он вернулся, получил даршан Божеств и сел на вьясасану.

Дамодара стоял возле Божеств перед Шрилой Прабхупадой прямо напротив вьясасаны. Какое-то время Дамодара и Шрила Прабхупада смотрели друг другу прямо в глаза. Затем Шрила Прабхупада запел: «Шри-кришна-чайтанья прабху нитьянанда шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда». Мелодичное и проникновенное пение Прабхупады покорило Дамодару.

Это произошло в конце июня 1970 года. Доктор Рао получил посвящение и новое, духовное имя — Рамананда Рай дас. Сразу после церемонии посвящения Шрила Прабхупада ушел к себе в комнату. Рамананда Рай предложил Дамодаре пойти с ним в комнату Шрилы Прабхупады, и Дамодара с большой радостью согласился. Когда они поднимались наверх по лестнице, ведущей в комнату Шрилы Прабхупады, он ощутил на себе любящий и сострадательный взгляд Прабхупады и немедленно почувствовал: он мой духовный отец.

Рамананда Рай представил Дамодару Шриле Прабхупаде. Прабхупада был очень рад, сказав, что манипурцы, потомки Бабхруваханы, сына Арджуны, были вайшнавами со времен Пандавов. Он сказал, что цари Манипура построили много храмов Кришны во Вриндаване, на Радха-кунде и в Навадвипе. Затем, обращаясь к Дамодаре, он спросил: «Ты родился в семье вайшнавов, почему же ты переплыл через океан и приехал сюда? Вы, молодые ученые и студенты, приехали в США, как нищие, выпрашивая научное знание и доллары, — продолжал Шрила Прабхупада. — Но я не приехал сюда просить. Я приехал сюда, чтобы дать американцам кое-что более ценное, то, чего они не имеют, — культуру Бхагаваты. Почему вы не делаете того же? Почему вы просто берете? Почему бы вам также не дать что-нибудь?»

Слова Шрилы Прабхупады произвели глубокое впечатление на Дамодару. После этой встречи он стал посещать храм в Лос-Анджелесе почти каждый день. Шрила Прабхупада был очень рад видеть, как молодой, искренний ученый становится его учеником.

Вскоре после посвящения Шриман Рамананда Рай прабху переехал в Горакхпур, в Индию, где открыл проповеднический центр ИСККОН. К несчастью, он оставил этот мир в 1976 году.

Дамодара всегда чувствовал себя в вечном долгу перед своим другом за то, что он представил его Шриле Прабхупаде.