Бхактисварупа Дамодара Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Вхождение в раса-лилу

Начиная с 10 сентября 2006 года после возвращения из больницы домой и до дня ухода настроение и поведение Шрипады Махараджи изменилось и стало отличаться от того, что можно было видеть прежде. Махараджа попросил поискать у него в комнате аудиокассеты «Манипур-нат-санкиртана. Раса-лила». С тех пор он ежедневно все время слушал эти записи и пел вместе с ними, прерываясь лишь на принятие лекарства, прасад или короткий отдых. Помощники Шрипады Махараджи подумали, что он решил отдохнуть на время выздоровления, ведь его обычное расписание было очень плотным, Махараджа был очень активным и никогда прежде не находил времени для того, чтобы слушать кассеты с киртанами.

Записи «Манипур-нат-санкиртаны», которые он слушал, — это киртан, исполняемый на манипурском языке, описывающий игры Господа Шри Кришны и Шримати Радхарани. Поскольку некоторые преданные, бывшие с Махараджей, не понимали манипурский язык, на обеде он иногда пересказывал им содержание этих песен. Как-то он отметил, что песни, описывающие раса-лилу, так поглощают, что можно полностью забыть этот мир: «Этот мир находится на одной стороне, а тот — на другой». Махараджа пребывал в счастливом настроении и говорил, что чувствует себя как никогда воодушевленным.

Однажды в полдень Шрипада Махараджа стал рассказывать находившимся с ним преданным об одной манипурской песне, которая описывает, как Шримати Радхарани сердится на Кришну и уходит от Него походкой, как у грациозной слонихи. Погруженный в игры Божественной Четы, Шрипада Махараджа пребывал в невыразимом блаженстве. Он описывал игры Шри Шри Радхи и Кришны также со множеством других подробностей. Он рассказал, как однажды обсуждал раса-лилу, изложенную в манипурской традиции, со Шрилой Прабхупадой, и сказал, что Шрила Прабхупада остался очень доволен глубиной культуры манипурских вайшнавов.

Преданные спросили Шрипаду Махараджу о том, как культура Гаудия-вайшнавов и эти своеобразные манипурские мелодии первоначально пришли в Манипур. Шрипада Махараджа объяснил, что песни и вайшнавская культура пришли от Нароттамы даса Тхакура, чьи ученики прибыли в Манипур и дали духовное посвящение царю Бхагьячандре. Мелодии написали лично Бхагьячандра Махараджа и некоторые последующие цари Манипура. Объясняя дальше, Шрипада Махараджа описал то, как раса-лила представлена в манипурской традиции. Все начинается с прославления гаура-лилы, в которой Господа Гаурангу просят прийти и стать главным свидетелем раса-лилы. Восхваляется юга-дхарма хари-нама-санкиртана, возносятся молитвы Господу Нитьянанде, и только затем начинается раса-лила.

За неделю до своего ухода Шрипада Махараджа, находясь в состоянии глубокого духовного переживания, написал замечательную трансцендентную песню на манипурском языке, а затем спел и записал на магнитофон для всех преданных. В последующие дни Шрипада Махараджа часто пел эти стихи в настроении разлуки высоким женским голосом, который его ученики называли «голосом гопи». Он записал слова и перевод этой песни следующим образом:

враджапремда луппе

ангаобагумле

радхабу тхиракле

шри гаурана


«Погруженный в любовные мысли враджа-премы, Шри Гау-ранга Махапрабху ищет Шримати Радхику, словно безумный».

кеидано бриндаван

кеидано кунджаван

кадаида леикхре сакхишингдуна

тхиракле радхабу

три гаурана


«„Где Вриндаван? Где Кунджаван? Где сакхи?" Плача, Шри Гау-ранга Махапрабху снова и снова произносит эти слова, ища Шри-мати Радхику, словно безумный».

харе кришна харе кришна

кришна кришна харе харе

харе рама харе рама

рама рама харе харе

Первого октября 2006 года Шрипада Махараджа обсуждал с некоторыми своими учениками предстоящую «Всеиндийскую студенческую конференцию. Научные и духовные поиски», которая должна была состояться в Джаганнатха-Пури. Во время обсуждения ими были утверждены докладчики и темы. В этот день он также написал письмо президенту Индии с приглашением на конференцию. В промежуток около половины девятого — девяти вечера Шрипада Махараджа поел немного супа и пошел отдыхать. Примерно через час он встал с постели и зашел в соседнюю комнату, где спали некоторые его помощники. Он разбудил одного из них, слегка похлопав своей тростью, и попросил зайти к нему в комнату. При этом Махараджа шутил и пребывал в блаженном настроении. Он спросил: «Сколько сейчас времени?» На часах было тридцать пять минут одиннадцатого вечера. Шрипада Махараджа попросил положить лед на пальцы левой руки, так как чувствовал в них легкое жжение, а в левом плече — несильную боль. Затем Шрипада Махараджа позвал на манипурском языке своего пожилого помощника-манипурца, который также отдыхал в соседней комнате, чтобы он помассировал ему плечо. Преданные были немного удивлены тем, что Шрипада Махараджа, испытывая боль, пусть и незначительную, все же был очень счастливым и радостным. В какой-то момент Шрипада Махараджа закрыл глаза, немного наклонил голову... и ушел из этого мира. Один из преданных воскликнул: «Нет, Шрипада! Только не это!» Все произошло так неожиданно, что присутствующие были потрясены случившимся. В это время из соседней комнаты подошли двое других преданных и начали растирать стопы и руки Шрипады Махараджи, надеясь пробудить их возлюбленного Гуру Махараджу от самадхи. Но Шрипада Махараджа уже вошел в божественную раса-лилу Господа Шри Кришны.

Шрила Шрипада Бхактисварупа Дамодара Махараджа, возлюбленный духовный сын Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, ушел из этого мира 2 октября 2006 года в пятнадцать минут первого ночи. Это время, согласно ашта-калия-лиле, восьмичастным вечным играм Господа Кришны во Врадже, соответствует периоду ратри-лилы, той части суток, когда Господь Кришна призывает Своих близких подруг в божественный танец раса-лила. День ухода Шрипады Махараджи был днем Виджая-дашами, самым благоприятным днем в календаре 2006 года, символизирующим великую победу добра над злом. Уход Шрипады Махараджи произошел в Калькутте, святом месте явления его божественного учителя Шрилы Прабхупады. Испытывая сильную и глубокую любовь к нему, Шрипада Махараджа не только выбрал Калькутту местом своей работы, но и местом своего ухода. Калькутта является также святым местом, в котором Его Божественная Милость Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур решил уйти из этого мира.

Вначале тело Махараджи доставили к месту его рождения в Манипур для проводов в последний путь, после чего его вернули обратно в Калькутту. Вечером 3 октября трансцендентное тело Шрипады Махараджи прибыло в аэропорт Дели, где его встретили несколько высокопоставленных чиновников, известных персон и более сотни вайшнавов. Затем его привезли в храм Шри Шри Кришны-Баларамы в Шри Вринлавана-дхаму. Там многие преданные и ученики всю ночь прощались с Махараджей под звуки непрекращающегося киртана. Утром 4 октября по завершении последнего даршана Гауры-Нитая, Кришны-Баларамы и Радхи-Шьямасундары тело Махараджи было обнесено вокруг храма и самадхи Шрилы Прабхупады. Затем, в соответствии с желанием Шрипады Махараджи, оно было доставлено на берег Радха-кунды к Гопал-мандиру для проведения последней церемонии.

Во время церемонии самадхи во дворе храма Гопалы собралось по меньшей мере восемьсот преданных, желающих оказать Махарадже последние почести.

Его тело излучало блаженство, выглядело настолько умиротворенным, что трудно было поверить, что он оставил его. Даже спустя трое суток после ухода тело Махараджи оставалось в отличном состоянии. В соответствии с шастрами, это указывает на очень возвышенную личность. Обычно, если после смерти тело находится в таком замечательном состоянии, это является признаком маха-пуруши, души, достигшей совершенства, что также подтверждают обстоятельства ухода Махараджи.

Его Святейшество Бхактисварупа Дамодара Махараджа достиг вечной медитации самадхи на берегу Радха-кунды, самого святого места на земле. Он был помещен в усыпальницу в Гопал-мандире в благоприятный День ухода Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, Шрилы Рагхунатхи Бхатты Госвами и Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами.

Шрипада Махараджа всю жизнь много проповедовал ради распространения сознания Кришны, а после его ухода Шрила Прабхупада исполнил заветное желание Махараджи вечно пребывать на берегу Радха-кунды, оказывая сокровенное служение Божественной Чете.

Материал подготовлен по книге "Святые ИСККОН"

Святые ИСККОН