Гоур-Говинда Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

В поисках истинного гуру

В течение двадцати двух лет Браджа-бандху ответственно выполнял свои обязанности домохозяина. Однако он все чаще стал задумываться о том, что тратит драгоценное время своей жизни, обучая детей светским предметам, вместо того чтобы обучать тому, что было действительно дорого его сердцу. Он хотел посвятить жизнь обучению вечным истинам «Шримад-Бхагаватам». У него возникло неодолимое желание найти чистого преданного, которого он мог бы принять как гуру. Он много искренне молился об этом. И однажды во сне к нему пришел Гопал и дал ему указание принять санньясу.

В апреле 1974 года, в конце учебного года, выполнив свои обычные учительские обязанности, Браджа-бандху подал директору школы прошение об отставке и пошел домой. Ничего не сказав семье, он взял с собой «Бхагавад-гиту», пару гамчх, ручку, карандаш и записную книжку и той же ночью, пока все спали, тихо встал и ушел из дома.

Браджа-бандху добрался до соседнего храма, расположенного неподалеку от его дома, известного как Какудия-матх. Он твердо решил стать санньяси, странствующим нищим, возложив заботу о своей семье на старшего сына. Многие разными способами пытались остановить Браджа-бандху. К нему стали приходить учителя, с которыми он работал, друзья и члены семьи, пытаясь убедить его вернуться.

Однажды, находясь в том храме, он попросил садху спеть бхаджан, молитвы, обращенные к уму, в которых описывается запутанность этого временного материального мира, природа бренного тела и необходимость принятия прибежища у Верховного Господа Говинды. Когда садху спел последнюю строчку, Браджа-бандху потерял сознание. В конце концов всем стало ясно, что никто не сможет убедить его поменять свое решение.

Оставив свою прежнюю жизнь, Браджа-бандху взял себе новое имя — Гоур-Гопалананда. «Гоур» в честь Чайтаньи Махапрабху, которого также называют Гауранга или Гоуранга, и «Гопал» в честь своего возлюбленного Божества. С нищенской сумой на плече и «Бхагавад-гитой» в руках Гоур-Гопалананда дас отправился на поиски духовного учителя в предгорье Гималаев, в Ришикеш и Харидвар. Он пустился в путь, чтобы найти того, кто сможет объяснить, кем является Шри Чайтанья Махапрабху, обучить, как Ему предаться и как проникнуть в глубинный смысл маха-мантры. Так он полностью положился на милость Кришны, питаясь тем, что Он даст, и располагаясь спать под каким-нибудь деревом.

За время странствования Гоур-Гопалананда побывал во многих святых местах на берегах Ганги. На пути он повстречал немало йогов, садху, свами и гуру, но их наставления не затронули его сердца. Большинство из них были майявади — имперсоналисты, считающие Бога ярким светом или же сами желающие стать Богом, — и их методом духовного совершенства была аштанга-йога, восьмиступенчатая мистическая йога, и безличная медитация. Встречаясь с такими гуру в разных ашрамах, Гоур-Гопалананда спрашивал: «В этот век Кали писаниями рекомендован метод духовного совершенствования посредством повторения святых имен Бога. Харер нама харер нама харер намаива кевалам. Почему вы этому не учите?»

Разочарованный, Гоур-Гопалананда поселился в небольшой хижине в джунглях, расположенной в некотором отдалении от остальных ашрамов. Он жил там вместе с престарелым садху, бабаджи, который также, как и он, повторял Харе Кришна.

В течение нескольких месяцев Гоур-Гопалананда находился в скромной уединенной гималайской хижине аскета и спокойно повторял святые имена. Один раз в день в полдень он вместе с другими йогами и садху Ришикеша приходил в место, где можно бесплатно получить пару хлебных лепешек роти и тарелку супа.

Таким образом богатые люди кормят садху, чтобы увеличить свой запас благочестия.
Однажды, приняв это подаяние, Гоур-Гопалананда вернулся в свою хижину, чтобы повторять святые имена, но никак не мог сосредоточиться. Его ум стал беспокойным и не мог думать о Кришне. Тогда он вспомнил стихи из «Чайтанья-чаритамриты» (Ади, 12.50—51), в которых говорится, что, если человек принимает пищу от материалистичных людей, его ум оскверняется, и он не сможет как следует помнить о Кришне. Осознав, что не следует указанию шастр, Гоур-Гопалананда дал себе несколько пощечин, и с этого дня принял обет, что никогда больше не совершит подобной ошибки.
Он пришел в Гималаи, чтобы найти истинного гуру, но, потратив несколько месяцев, так и не нашел того, кому мог бы отдать свою жизнь. Он не знал, что ему делать дальше, и решил отправиться во Вриндаван, надеясь, что там, в святой обители Кришны, исполнится его заветное желание.

На своем пути во Вриндаван Гоур-Гопалананда побывал в таких местах, как Айодхья, Варанаси и Гая. В Айодхье ему понравилось больше всего, поскольку там говорили о Господе Раме и цитировали «Рамаяну». Но все же он чувствовал неудовлетворение, поскольку там мало кто знал «Шримад-Бхагаватам» и никто не знал «Чайтанья-чаритамриты».

В сентябре 1974 года Гоур-Гопалананда приехал во Вриндаван. В поисках духовного учителя он каждый день останавливался в новом ашраме. Он встречался с разными гуру из различных сам-прадай, но никто не смог полностью удовлетворить его. В одном храме Гаудия-вайшнавов, видя, что у него нет шикхи, его приняли за майявади-санньяси и выгнали прочь.

Через две недели после прибытия во Вриндаван Гоур-Гопалананда на улице обратил внимание на большой щит с надписью: «Международное общество сознания Кришны. Ачарья-основатель — Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада». Он подошел поближе и увидел рабочих, копающих фундамент под будущий храм Кришны-Баларамы, несколько глинобитных хижин и одно небольшое строение, где жил Шрила Прабхупада.

Один преданный дал Гоур-Гопалананде журнал «Обратно к Богу». Обнаружив там статьи о Чайтанье Махапрабху, «Шримад-Бхагаватам» и маха-мантре, Гоур-Гопалананда подумал: «Это то, что я искал». Когда в журнале ему на глаза попалась фотография ачарьи-основателя Движения сознания Кришны, его охватило неотступное желание увидеться с Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Держа в руках журнал, Гоур-Гопалананда почувствовал, что наконец нашел своего духовного наставника, ко встрече с которым так долго стремился.