Гоур-Говинда Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Расширение проповеди

В июле 1985 года, повинуясь наставлению духовного учителя, Гоур-Говинда Свами впервые отправился проповедовать за рубеж.

Всю жизнь Махараджа прожил в деревне в Ориссе, и для него такое путешествие было культурным шоком. Впервые находясь в реактивном самолете, он увидел стюардессу, одетую так, как обычно одевались стюардессы в те дни. Она ходила по салону и предлагала пассажирам обеды. Махараджа забеспокоился: «Что происходит? Что она делает? Зачем эта женщина ко всем подходит?» Когда стюардесса подошла и к ним, сопровождавший Махараджу брахмачари, обращаясь к ней, сказал: «Принесите мне сока», а затем, посмотрев на Махараджу, спросил: «Можно мне взять сок?» Гоур-Говинда Махараджа сказал: «Я санньяси. Ты брахмачари. Нам нельзя принимать пищу от женщины. Мы ее совсем не знаем».

Они прилетели в Рим, где Махараджа должен был прочесть лекцию по «Шримад-Бхагаватам». Перед лекцией он попросил отвести его в туалет. Время шло, а Махараджа все не выходил из уборной. В конце концов преданные постучали в дверь и спросили: «С вами все в порядке?» Когда преданные открыли дверь, то увидели, что Махараджа полностью промок. На их вопрос, что произошло, Махараджа ответил: «Я просто повернул кран, и вся вода полилась на меня». Прежде он никогда не видел душ. Неправильно установив рычажок крана, вместо того, чтобы помыть руки, Махараджа «принял полное омовение». Однако он, как ни в чем не бывало, вышел и прочитал двухчасовую лекцию.

Другой страной, которую Махараджа посетил в Европе, была Испания. В течение полутора лет там стояла сильная засуха. Люди из-за этого тяжко страдали. Гоур-Говинда Махараджа сказал: «Если мы просто будем проводить киртан, тогда Ягья-пуруша, Кришна, пошлет дождь». Он прочел лекцию по «Бхагавад-гите», а затем долго пел киртан. Внезапно в небе послышался гром. Кто-то из преданных заметил: «Иногда бывает гром и молния, но дождь не идет». Однако вскоре после лекции и киртана начался проливной дождь — засуха закончилась. Преданные были сильно впечатлены произошедшим. Перед ними открылась глубина веры Махараджи.

Гоур-Говинда Махараджа планировал провести в Испании несколько дней, однако после произошедшего сказал сопровождавшему его преданному: «Нам следует немедленно уехать. Теперь они станут прославлять меня, но я не тот, кого следует прославлять. Прославлять нужно Шрилу Прабхупаду. Мы уезжаем».

Его желание проповедовать о Кришне было таким неудержимым, что в течение последующих одиннадцати лет он путешествовал по всему миру — в Европе, Азии, Африке, Австралии, Америке и Индии, — несмотря на больную ногу и многочисленные неудобства.

Те, кому доводилось слушать лекции Гоур-Говинды Свами, всякий раз были поражены. Мягкий и скромный в личном общении, на лекциях по «Шримад-Бхагаватам» он ревел, как лев, круша гордыню, которая поразила сердца его учеников, и разбивая в прах их заблуждения.

«Бхакти, преданное служение, — говорил Махараджа, — подобно океану: на поверхности мы не найдем жемчуга. За жемчугом нужно нырять поглубже». Порой, прочитав какое-нибудь известное философское положение из комментария Прабхупады, он начинал смеяться, как смеется ребенок, и говорил: «Здесь речь идет о кришна-преме, но это нужно пояснить». И в течение двух или трех часов толковал одно предложение, проникая все глубже и глубже в смысл, чем необыкновенно поражал слушателей. На одной из лекций он сказал: «Смотрите, Кришна смеется надо мной, ведь я пытаюсь объять необъятное».

Нередко во время лекции Гоур-Говинда Свами вдруг начинал петь, давая слушателям возможность понять чувства радости, смирения и предания себя Богу, которыми проникнуты молитвы великих преданных — Бхактивиноды Тхакура и других ачарьев. Кришна-катха была для него самой жизнью. Он часто говорил: «День, проведенный без кришна-катхи, черный день».

Гоур-Говинда Свами досконально знал священные писания. Все, о чем говорил, он обосновывал цитатами из многочисленных ведических источников. Иногда он задавал ученику вопрос, и, если тот, отвечая, не ссылался на шастры, он кричал: «Мошенник! Не пытайся обмануть других! Вайшнав всегда ссылается на священные писания».

Махараджа был бесстрашным проповедником и никогда не поступался истиной ради сиюминутной выгоды. «Тот, кто не видит Кришну, слепец, — повторял он. — Такой слепец говорит о Кришне, а сам продолжает измышлять. Поэтому его речь не будет действенной. Слово истинного садху никогда не расходится с делом».

Двадцать восьмого января 1991 году, после шестнадцати лет упорного труда, Шрила Гоур-Говинда Свами исполнил волю своего духовного учителя: в благоприятный День явления Господа Нить-янанды он открыл в Бхуванешваре великолепный храм Шри Шри Кришны-Баларамы.

Вначале участок, на котором располагался храм, находился на некотором отдалении от Бхуванешвара, по соседству с дикими животными и бандитами, и даже рикши отказывались ездить в этот район. Однако сейчас он стал практически частью центра города. Район вокруг храма является самым быстрорастущим районом Бхуванешвара, а храм Шри Шри Кришны-Баларамы ежедневно посещают сотни людей. Он является вторым по популярности храмом в Ориссе после храма Джаганнатхи в Джаганнатха-Пури.

Гоур-Говинда Свами говорил: «Я открыл в Бхуванешваре „школу слез": если мы не будем плакать о Кришне, Он не прольет на нас Свою милость». Об этом Гоур-Говинда Свами неустанно проповедовал по всему миру в последние десять лет своего пребывания на земле.

Хотя Махараджа построил большой, красивый храм в Бхуванешваре, сам он всегда продолжал жить скромно и просто. До последних дней он оставался в небольшом доме рядом с тем, что построил для Шрилы Прабхупады в 1977 году.

Когда преданным ИСККОН был подарен участок земли в Гадай-гири, деревне, где Гоур-Говинда Свами провел детство и где в скромной постройке жил его любимый Гопал, он взялся руководить строительством нового, большого храма для Гопала. Все эти годы он продолжал приезжать в Гадай-гири на даршан к Гопалу. Каждый раз до и после того, как отправиться проповедовать за границу, Махараджа всегда приходил к Нему за благословением.

Несколько раз Махараджу просили взять на себя новые обязанности по руководству ИСККОН, но он всегда отказывался, говоря: «Я не руководитель. Я проповедник».

В июле 1994 года в Нью-Йорке Гоур-Говинда Махараджа так раскрыл преданным суть своей миссии:

«Есть три дела, осуществление которых для меня очень важно. Первое — я хочу проповедовать проповедникам. Я испытываю сильную боль, когда вижу преданных, которые падают и уходят с духовного пути. Второе — я хочу показать, что всё есть в книгах Прабхупады. Те, кто говорят, что Шрила Прабхупада дал только азбуку, причиняют моему сердцу невыносимую боль. Я хочу заставить их замолчать. И третье дело — я хочу показать, что всё уже есть в ИСККОН и преданным не надо ходить куда-либо еще за более высоким знанием».