Гоур-Говинда Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Бхава

В 1979 году Гоур-Говинда Свами приехал в Майяпур-дхаму на фестиваль Гаура-пурнимы. В это же время один из духовных братьев Шрилы Прабхупады Его Святейшество Бхакти Дайита Мадхава Махараджа оставил тело. Вместе со многими другими лидерами ИСККОН Махараджа пришел на церемонию самадхи, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Во время мелодичного киртана Гоур-Говинда Махараджа погрузился в пение святых имен, раскачиваясь взад-вперед. Затем вдруг он потерял сознание и упал наземь. Никто не мог понять, что с ним произошло. Его подняли и отнесли в его комнату.

Махараджа снова и снова восклицал святые имена: «Гауранга Махапрабху! Нитьянанда Прабху! Гопал! Шри Радхарани! Кришна!» Так продолжалось несколько дней. Махараджа как будто не был во внешнем сознании. Гоур-Говинда Свами мог говорить на многих языках: ория, хинди, санскрите, бенгальском и английском. Но тогда он, казалось, не слышал или забыл все языки, которые знал. Он не реагировал ни на какие попытки заговорить с ним и отказывался от еды. Он просто лежал, дрожа и стеная.

Духовные братья Махараджи стали за него беспокоиться. Они не знали, что и думать. За всю свою жизнь он никогда серьезно не болел. Поэтому некоторые преданные даже предположили, что Гоур-Говинда Свами одержим духами. Они пригласили экзорциста из Навадвипы, который после осмотра Гоур-Говинды Свами сказал: «Нет, нет, это не духи. Определенно не духи».

Затем преданные отвели Махараджу к астрологу, делавшему предсказания для Шрилы Прабхупады. Он осмотрел его и сказал: «Насколько я могу судить, он пребывает в состоянии божественного экстаза». Однако преданные подумали, что этому никто не поверит. Они стали приглашать одного врача за другим, но никто из них не мог поставить точный диагноз. Врачи только сошлись во мнении, что это какой-то вид безумия, но очень странный.

Тогда преданные привели к Махарадже Акинчану Кришна-даса Бабаджи, одного из близких друзей и духовных братьев Шрилы Прабхупады, которого он называл парамахамсой, великим чистым преданным Кришны. В шастрах говорится, что безгрешный человек будет прыгать и танцевать перед Божествами — только грехи тянут нас вниз. Кришнадас Бабаджи не просто прыгал — он летал! При этом он всегда смеялся и пел: «Харе Кришна! Харибол!» Он печатал листовки с текстом Харе Кришна маха-мантры на хинди и бенгали. У него не было дома, все, что у него было, — эти листовки, которые он расклеивал везде: на вокзалах и рынках. Потом он собирал пожертвования, на них печатал новые листовки и опять принимался их везде расклеивать.

Бабаджи Махараджа вошел в комнату, выдернул из своего дхоти нить и поднес ее к носу Гоур-Говинды Махараджи. Так в истории из «Чайтанья-чаритамриты» Сарвабхаума Бхаттачарья осматривал Шри Чайтанью Махапрабху. Бабаджи Махараджа проверил пульс Гоур-Говинды Свами, посмотрел ему в глаза, ощупал лоб. Затем поднялся и с улыбкой сказал: «Бхава, бхава».

Таким образом, Акинчана Кришнадас Бабаджи подтвердил, что Гоур-Говинда Свами переживает бхаву, прилив экстатической любви к Богу. Затем Бабаджи Махараджа добавил: «Он не болен. Он в духовном мире, в играх Кришны».

Заботясь о благополучии Гоур-Говинды Махараджи, преданные отвели его к аюрведическому врачу Нараяне Раманудже дасу. Обследовав Махараджу, кавираджа определил, что тот находится на высокой ступени духовного совершенства. Кавираджа сказал: «В течение четырех лет он либо оставит тело, поскольку достиг высокой стадии во взаимоотношениях с Кришной, либо Кришна позволит ему остаться и проповедовать. Это будет зависеть от Кришны. Симптомы, которые он проявляет, характерны для стадии, предшествующей совершенству према-бхакти, любви к Богу. Никто не может вернуться, если зашел слишком далеко. Однако, если он не уйдет, если Кришна не заберет его, то он станет великим проповедником, ачарьей».

Со стороны то, что происходило с Гоур-Говиндой Махараджей, было похоже на безумие. Все это время он практически ничего не ел, не пил и почти не спал. Порой он мог выпить только стакан воды за день, а иногда и вовсе ничего. Вдруг он начинал говорить, что оскорбил какого-то преданного, и просил его привести. Когда в его комнату приводили этого преданного, Гоур-Говинда Махараджа падал на пол, предлагая смиренные поклоны и касаясь стоп преданного со словами: «Пожалуйста, простите мои оскорбления. Я так много раз оскорблял вас». Конечно же, преданный отвечал: «Махараджа, чем вы могли меня обидеть? Вы такая чистая личность. Вы ничего не сделали, что могло бы меня задеть».

И такое повторялось снова и снова: Махараджа просил привести какого-то преданного и затем падал в поклоне, умоляя простить за нанесенные оскорбления.

Иногда Махараджа весь день предлагал поклоны преданным, падая плашмя на землю. Если мимо его комнаты проходил какой-нибудь преданный, Махараджа немедленно падал в поклоне, предлагая дандават всем и каждому. Иногда ему даже случайно наступали на руки, поскольку не ожидали увидеть его на полу.

Лагуди дас, заботившийся о Махарадже во время его «болезни», с удивлением наблюдал измененияgour govinda swami1, происходящие в теле Махараджи. Иногда тот потел, иногда дрожал, иногда его тело изменяло цвет от белого к синему, красному и розовому. Лагуди сидел в комнате и повторял джапу, в то время как Гоур-Говинда Махараджа плакал, смеялся или катался по земле. Лагуди говорил, что он видел как бы двух человек: один — внешний — выглядел довольно странно, другой — внутренний — был очень счастлив, пребывал в блаженстве.

«Бхакти-расамрита-синдху» описывает восемь симптомов духовного экстаза, которые называются саттвика-бхава: оцепенение, усиленное потоотделение, стоящие дыбом волоски на теле, трепещущий голос, дрожь в теле, изменение цвета тела, слезы и состояние опустошения. И Лагуди стал свидетелем того, как все эти восемь трансцендентных симптомов попеременно проявлялись в теле Гоур-Говинды Махараджи.

Два месяца, пока Гоур-Говинда Махараджа находился в Майяпуре, он не мог по-настоящему ничего делать, кроме как выкрикивать имена Господа. Один из кавирджей по имени Ратнагарбха Махараджа посоветовал увезти Гоур-Говинду Свами из Майяпура, подальше от святых мест, больших киртанов, Ямуны и Ганги, поскольку там слишком много духовной энергии. Как только состояние Махараджи стало более стабильным, его отвезли в Бхуванешвар, где в какой-то момент он пришел во внешнее сознание. Он спросил находящихся возле него преданных: «Как долго я спал?» Преданные ответили: «Четыре месяца». Махараджа был сильно удивлен. Он думал, что прошло всего несколько минут.