Тамал Кришна Госвами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Тамал Кришна Госвами (Томас Герциг) родился 18 июня 1946 года в Нью-Йорке и вырос в интеллектуальной, артистической среде. В детстве родители — агностики-иудеи — постоянно настраивали его против любой религиозной практики, но, несмотря на это, по ночам он молился Богу, прося Его защитить людей, которых он любил. Когда ему было всего семь лет, родители развелись, и это заставляло его чувствовать себя очень одиноким. В колледже он уже часто спорил с профессором философии, католиком, опровергая существование Бога. Однако логика и философия вскоре показались ему слишком сухими, и он увлекся мистическими произведениям Аквинского, Стриндберга и Гессе.

Весной 1967 года Том решил уехать из Нью-Йорка на Западное побережье в поисках духовности. Оказавшись на Хейт-Эш-бери в Сан-Франциско, он быстро вписался в среду хиппи, молодых людей, стремящихся, как и он, достичь высшего состояния сознания. Он искал более естественной и подлинной атмосферы, однако вскоре разочаровался, обнаружив, что тысячи молодых людей просто убивают здесь время. В этом отношении Сан-Франциско мало чем отличался от Нью-Йорка.

Случайное знакомство привело Тома в коммуну «Утренняя звезда», открытую свободомыслящим представителем богемы Лу Готтлибом.

Это была большая лесистая территория, куда любой мог приехать и жить, делая там все, что ему вздумается. Стремясь к уединению, Том обнаружил гигантское красное дерево с большим дуплом и поселился в нем, чтобы жить как отшельник. Живя простой и естественной жизнью, Том иногда выходил из леса и присоединялся к вечерним медитациям у костра, которые включали в себя и пение мантры Харе Кришна.

В лесу на ранчо «Утренняя звезда» однажды Том повстречал Марка, молодого человека, который, как и он, искал уединения. У них были общие интересы: астрология, таро, медитация и музыка. Они сразу же стали лучшими друзьями, желавшими никогда не расставаться друг с другом. Живя в лесу, они могли часами играть вместе: Том на флейте, Марк на барабане. Вскоре они переехали в Сан-Франциско, останавливаясь на квартирах у разных знакомых. Еще с тех пор, как Том жил в лесу, он стал вегетарианцем и почти прекратил употреблять наркотики, а главное — он продолжал повторять мантру Харе Кришна.

Однажды, проходя по парку Голден-Гейт, Том повстречал преданного, жившего когда-то на ранчо «Утренняя звезда», который пригласил его в храм Радхи-Кришны на Фредерик-стрит. У Марка был альбом с пением Харе Кришна в исполнении Прабхупады, и они с Томом часто слушали его вместе. Марк уже посещал храм Радхи-Кришны до встречи с Томом на ранчо, но Том никогда там не был, и теперь он загорелся желанием попасть туда.

Первое посещение храма произвело на Тома неизгладимое впечатление. По его собственным словам, он словно «шагнул в другой мир». Вскоре они с Марком стали регулярно посещать храм. Сначала они приходили только на киртан в исполнении Шрилы Прабхупады, но затем стали оставаться и на его лекцию, вникая в суть того, что он говорил.

Однажды преданные пригласили Тома на даршан, где он услышал, как красиво Прабхупада поет молитвы «Чинтамани». Шрила Прабхупада спросил, есть ли у кого-нибудь вопросы, и Том поднял руку. В то время Америка была в состоянии войны с Вьетнамом, и для молодых людей его возраста призывная комиссия была настоящей проблемой. Том сильно переживал, что его заберут в армию. Он попросил Прабхупаду описать, на что похож духовный мир. Прабхупада посмотрел на Тома и сказал: «В духовном мире нет призывных комиссий».

Затем он рассказал историю. Был один миссионер-христианин, который проповедовал шахтерам в Англии. Он говорил, что ад ожидает того, кто не примет прибежище у Иисуса. Он сказал: «Ад — это страшное место: холодное, сырое и темное. Никто не хочет туда попасть». Но на шахтеров это не произвело впечатления. Они подумали: «Ну хорошо, если таков ад, то тогда где же мы находимся сейчас? Мы уже в аду. И нам не так уж страшно. Мы уже в аду, ведь мы шахтеры». Миссионер стал думать, как еще убедить этих людей поклоняться Иисусу, и в конце концов сказал: «В аду нет газет и нет чая». Тогда все шахтеры воскликнули: «О! Ну, если так, тогда мы будем поклоняться Иисусу».

Рассказав эту историю, Прабхупада произнес: «Итак, в духовном мире нет призывных комиссий. Это ведь хорошо?» Том согласился: «Да», а все остальные воскликнули: «Джая!»

Постепенно Том стал посещать все вечерние программы в храме, приобрел «Шримад-Бхагаватам» и стал каждый день его читать. Его привязанность к Прабхупаде росла день ото дня. Впервые в своей жизни он встретил того, кому мог довериться полностью и безоговорочно; того, кто беспокоился о его благе даже больше, чем он сам. Он испытывал большое вдохновение и радость, общаясь со Шрилой Прабхупадой. Так же, как и Том, Марк серьезно принял сознание Кришны и решил, что им следует без промедления присоединиться к храму.

Когда Прабхупада впервые увидел Тома с обритой головой, он сказал: «О, теперь ты идеальный брахмачари». Он обрадовался побритой голове Тома, поскольку до этого, хотя у него и были короткие волосы, он не хотел бриться наголо. Когда они вместе с Марком переехали в храм, тот сразу побрил голову, но Том этого делать не стал. И когда наконец он ее побрил, Прабхупада оценил его поступок.


Выдающийся организатор

В марте 1968 года Том и Марк получили от Шрилы Прабхупады духовное посвящение и имена Тамал Кришна дас и Вишнуджана дас.

«Твое имя — Тамал Кришна, — сказал Шрила Прабхупада, нарекая его новым, духовным именем. — Тамалом называют дерево, растущее во Вриндаване. Так как оно того же цвета, что и Кришна, гопи в разлуке иногда путают это дерево с Самим Кришной. Особенно Шримати Радхарани обнимает дерево тамал и всегда отдыхает под ним, когда чувствует разлуку с Кришной».

На своей первой прогулке с Прабхупадой Тамал Кришна спросил: «Сколько чистых преданных находится на нашей планете?» Шрила Прабхупада не задумываясь ответил: «А сколько преданных сейчас в ИСККОН? Вот столько и чистых преданных».

В первый день, когда Тамал Кришна вместе с другими преданными вышли собирать пожертвования, они собрали около двенадцати долларов. Вернувшись в храм, Тамал Кришна гордо заявил: «Гаргамуни, мы собрали двенадцать долларов». Гаргамуни воскликнул: «Ух ты! Я брошу свой магазин. Лучше собирать пожертвования, в этом есть огромный потенциал». На следующий день Тамал Кришна решил взять с собой журналы «Обратно к Богу», и, когда люди давали пожертвования, он вручал им журнал. Через пять дней сборы возросли до сорока долларов. Тамал Кришна написал Прабхупаде, изложив подробно свои успехи. Прабхупада прислал ему такой ответ: «Не слишком беспокойся о деньгах. Если Кришна захочет, Он может дать тебе хоть все Соединенные Штаты. Вопрос в том, что ты будешь с этим делать? Ты знаешь, что с этим делать?» Письмо было отрезвляющим.

Обладая природными организаторскими способностями, Тамал Кришна стал заниматься управленческой работой в храме и вскоре был назначен президентом храма в Лос-Анджелесе. Благодаря его стараниям преданные стали регулярно выходить на улицу петь святые имена и распространять журнал «Обратно к Богу». Помимо этого служения ему нравилось проповедовать новым преданным, приходящим в храм. Тамал Кришна прикладывал много усилий, заботясь о каждом из них. Много преданных пришли в Движение вследствие проповеди Тамала Кришны. Одним из них был Нанда-кумар, который впоследствии стал личным слугой Шрилы Прабхупады.

Нанда-кумар всегда с большой признательностью вспоминал о той роли, которую сыграл в его жизни Тамал Кришна:

«Я жил в Лагуна-Бич, в то время когда Тамал Кришна был президентом храма в Лос-Анджелесе. Однажды мы с друзьями отправились на один день в Лос-Анджелес, чтобы посетить различные группы йоги, такие как „Общество Веданты" и т.п. Среди прочих мест мы намеревались побывать и в храме Кришны, но оказалось, что он переехал. Мы никак не могли обнаружить его по новому адресу, и мои друзья решили прекратить поиски, а вместо этого пойти в кино. Однако я не пошел с ними. По божественному провидению у меня было сильное желание посетить храм Кришны. До этого дня я никогда даже не видел преданных и не имел ни малейшего представления об их культуре. Мы только знали, что повторение маха-мантры поднимает вас на новый уровень, и иногда я повторял ее вместе с другими мантрами, которые знал.

Тамал Кришна был первым преданным, который заговорил со мной. Прямо с первых минут нашего знакомства он настойчиво старался сделать из меня преданного. Я носил длинные волосы и бороду и был страстным поклонником серфинга и всего того, что способно „изменить сознание". Мы жили с Тимом Лири и его „Братством вечной любви", так что наркотики были частью моей жизни.

Хотя и чувствуя внутреннее притяжение, поначалу я сопротивлялся попыткам Тамала Кришны сделать из меня преданного. Мне не хотелось брить голову, к тому же в то время я ел только сырую пищу и мне не хотелось употреблять в пищу сахар и термически обработанную еду. В течение трех месяцев он делал все возможное, чтобы уговорить меня присоединиться к храму. По крайней мере, раз в неделю преданные приходили петь киртан в психоделический магазинчик Тима Лири, где собиралась вся наша группа.

И так случилось, что в течение этих трех месяцев Кришна отобрал у меня все, что у меня было. В итоге я оказался голосующим на шоссе с рюкзаком за спиной, пытаясь добраться автостопом до гор, где собирался попытаться понять, что мне делать дальше со своей жизнью.

И в этот самый момент из-за угла появился фургон. Он съехал с обочины и остановился передо мной. Из него выглянули преданные и Тамал Кришна, который сказал с усмешкой: „Ну что, какие теперь у тебя оправдания?" Я ответил, что у меня их нет. На что он заявил: „Держу пари: ты не продержишься с нами и двух недель!" Я принял вызов, хотя сказал, что не собираюсь брить голову, но сделал это уже через два дня. Остальное — уже история.

Я люблю Его Святейшество Тамала Кришну Махараджу всем сердцем. Он был инструментом в руках Шрилы Прабхупады, вытащившим меня из тисков майи, так же, как и множество других преданных. Находиться с ним в храме было для меня настоящим благословением».

Несмотря на то что Тамал Кришна был одним из самых опытных руководителей и успешных проповедников в Движении сознания Кришны, порой он мог быть очень требовательным и довольно жестким в своих решениях. Однажды, когда Тамал Кришна был президентом храма на улице Ла-Чинега в Лос-Анджелесе, Прабхупада позвал его к себе и решил преподать ему урок. Он попросил дать ему «Бхагаватам». У Прабхупады был его напечатанный в Индии «Бхагаватам» с изображенным на обложке духовным небом. Показывая на обложку, он сказал: «Ты видишь это духовное небо? Оно очень большое. Ты не сможешь измерить, насколько оно большое. Три четверти творения Кришны занимает духовное небо и одну четверть — материальное творение. В этом материальном творении находятся бесчисленные вселенные. Одна лишь вселенная настолько большая, что ученые не могут измерить ее. Мы находимся на одной из множества планет в одной из вселенных бесчисленного количества других вселенных, которые составляют одну четверть творения. Эта планета Земля — одна из самых маленьких в этой вселенной. На Земле семь континентов, и на одном из них, Северной Америке, расположен большой город, который назвали Лос-Анджелес. В этом городе Лос-Анджелесе есть длинная улица, которая называется Ла-Чинега. На этой улице Ла-Чинега есть здание церкви, ставшее теперь храмом Кришны. И в этом храме Кришны находится Тамал Кришна, который думает, что он очень важный». Услышав это, Тамал Кришна почувствовал себя очень маленьким и незначительным.

В 1969 году, признавая находчивость и преданность своего ученика, Шрила Прабхупада направил Тамала Кришну в Лондон. К тому времени там уже находились три семейные пары преданных, ранее посланные Прабхупадой, и Тамал Кришна отправился туда, чтобы помочь им развивать сознание Кришны в Англии.

Прабхупада видел в нем решительного человека, полностью преданного его духовной миссии, поэтому вскоре он отправил Тамала (как называл его Прабхупада) в Гамбург и Париж, чтобы тот организовал там пение святых имен на улицах и распространение журналов «Обратно к Богу».


Проповедь в Индии

В 1970 году для руководства Движением сознания Кришны Шрила Прабхупада создал Руководящий совет ИСККОН (Джи-би-си), назначив Тамала Кришну одним из его первых членов. Тамал Кришна по просьбе Шрилы Прабхупады отправился в Индию, где в течение четырех лет исполнял обязанности ответственного за проповедь. Он был одним из главных помощников Шрилы Прабхупады в начальный период становления миссии в Индии. Хотя Шрила Прабхупада лично управлял почти всей миссией там, тем не менее он всегда рассчитывал на Тамала Кришну как на надежного помощника в важных делах. Он лично обучил его всем аспектам вайшнавской культуры, от кулинарии до управления, от философии до тонкого искусства развития любви к Кришне.

Во время путешествия по Индии, в январе 1972 года, в Джайпуре Шрила Прабхупада наградил Тамала Кришну санньясой, дав ему титул Госвами. Санньяса означала, что теперь Тамалу Кришне Госвами надлежало только путешествовать и проповедовать. Прабхупада хотел, чтобы члены Джи-би-си были женатыми людьми, домохозяевами, в свою очередь, это означало, что Махараджа, принявший уклад жизни в отречении, должен был оставить свой пост члена Джи-би-си, ответственного за Индию. Отказавшись от всяких административных позиций, Тамал Кришна Госвами в течение некоторого времени странствовал по Индии как нищий монах. Однако Прабхупада быстро восстановил его как члена Джи-би-си, поскольку сильно нуждался в способностях Тамала Кришны Госвами как руководителя.

Шрила Тамал Кришна Госвами сыграл важную роль во всех трех главных проектах Шрилы Прабхупады в Индии: в Майяпуре, Вриндаване и Бомбее. Именно ему Прабхупада доверил миссию покупки первой земли ИСККОН в Майяпуре под строительство духовного города в месте рождения Господа Чайтаньи Махапрабху. Шрила Прабхупада хотел возвести в святой дхаме духовные центры, чтобы туда могли приезжать люди со всего мира.

Полностью погруженный в исполнение желания своего духовного учителя, Тамал Кришна Госвами однажды обратился к Шриле Прабхупаде с жалобой на то, что у него нет времени думать о Кришне. Ему постоянно приходилось думать о деньгах, о поставках цемента, об уборке территории вокруг стройки и т. п. Шрила Прабхупада выслушал его и сказал: «Не волнуйся об этом. Просто сосредоточься на своем преданном служении, и тогда в момент смерти Господь Чайтанья воплотится в твоем уме и заберет тебя к Богу».

Когда Тамал Кришна Госвами находился в Бомбее, ему неожиданно потребовалась срочная операция. Прежде чем она началась, ему дали наркозное средство и сказали: «Считайте до десяти, по убыванию». Махараджа досчитал до семи и отключился. Он сосредоточился на церемонии арати Радхи-Расабихари, а затем увидел замечательный сон. В его сне Шрила Прабхупада предстал перед предыдущими ачарьями для того, чтобы отчитаться о своей миссии проповеди на этой планете. Прабхупада сказал, что он изучал людей этой планеты и обнаружил, что у них нет ни аскетизма, ни способностей к постижению ведического знания, ни благочестия. Он сказал, что единственное, на что они способны, — так или иначе принять прибежище у его стоп.

Когда операция закончилась, Тамала Кришну Госвами отвезли в палату. Прабхупада уже сидел там. Он сказал: «Я как можно быстрее приехал сюда. Я хотел остановить операцию, поскольку думал, что тебе следует сделать ее в Америке. Но, так или иначе, все уже произошло». Он проделал весь путь от Джуху на джипе в самый час пик, для того чтобы остановить операцию.

Затем Тамал Кришна Госвами рассказал Прабхупаде о своем сне. Прабхупада очень внимательно выслушал, а затем сказал: «Так и есть».


Группа «Радха-Дамодара»

В 1974 году Тамал Кришна Госвами оставил пост Джи-би-си по Индии и присоединился к странствующей группе «Радха-Дамодара» во главе с Вишнуджаной Свами.

После теплого приема, устроенного его старым другом по ранчо «Утренняя звезда», Тамал Кришна Махараджа принял омовение и пришел поприветствовать Радху-Дамодару на вечернюю церемонию поклонения сандхья-арати.

Освещение храма, устроенного прямо в автобусе, было настроено таким образом, что все внимание фокусировалось на прекрасных формах Радхи-Дамодары. Мерцающее пламя светильника с гхи отражалось тысячей огоньков в драгоценностях Их Светлостей, безгранично увеличивая Их красоту. Когда церемония арати закончилась, преданные устроились перед Божествами, и Вишнуджана Свами стал играть на фисгармонии. Ему подыгрывали на разных инструментах Хасьяграми, Дхриштадьюмна, Ларри и Тамал Кришна Госвами на мриданге. В течение часа Вишнуджана Свами пел с проникновенной преданностью, наполняя сердца собравшихся преданных любовью к Радхе-Дамодаре. Гопинатх / мама наведана суно... «О Гопинатх, повелитель гопи, прошу Тебя, услышь мою мольбу... О Гопинатх, ты моя единственная надежда...»

Один бхаджан плавно перетекал в другой, создавая особое настроение преданности. Наконец Вишнуджана Свами запел «Шри Дамодараштаку». Намамишварам сач-чид-ананда-рупам... «Я смиренно склоняюсь перед Верховным Господом, чье тело является обителью вечного блаженства, знания и бытия...»

После этого фисгармония Вишнуджаны умолкла. Все присутствующие глубоко погрузились в вечные игры Радхи-Дамодары. Тамал Кришна Госвами пережил такой глубокий духовный опыт, что сидел и не мог вспомнить ни того, кто он (что касается тела), ни того, где он находится. Он просто молился в уме: «О Дамодара, пожалуйста, прими меня как Своего слугу. Пожалуйста, сделай меня своим слугой навечно». Он думал: «Как я удачлив, что нахожусь здесь!» После четырех лет напряженной проповеди ему это было так необходимо. Зная его чувства, Шрила Прабхупада с неохотой согласился на его отъезд в Америку. Он часто поговаривал: «Сначала работа, самадхи потом». Но Тамал Кришна Махараджа чувствовал необходимость испытать какое-то облегчение, получить вкус, чтобы оставаться вдохновленным. И тем вечером он ощутил огромное духовное удовлетворение. Однако это не было легким достижением. Трансцендентный опыт был ответом на его служение, которое он совершал в Индии и прежде. Шрила Прабхупада занял его полностью в преданном служении Кришне, и в результате его сердце было очищено достаточно, чтобы теперь он мог начать ощущать истинные духовные чувства. Конечно, и общество Вишнуджаны Свами было особенным. Оно подействовало подобно философскому камню. Даже Шрила Прабхупада высоко ценил его гандхарвоподобную природу.

Вернувшись из Индии и объединившись в команду со своим старым другом Вишнуджаной Махараджей, Тамал Кришна Госвами превратил его программу фестивалей, путешествующую на автобусах по городам Америки, в динамичную проповедническую группу. Их совместная проповедь была настолько успешной, что очень скоро они привлекли достаточно преданных, чтобы заполнить два новых автобуса. Они превратили автобусы в путешествующие храмы, в которых были установлены Божества и даже размещались кухни.

Вишнуджана Свами предпочитал петь и поклоняться Радхе-Дамодаре, предоставляя Тамалу Кришне Махарадже заботу об остальном. Со своей стороны Тамал Кришна Махараджа был счастлив принять больше ответственности, особенно в части управления. Он приехал в Америку, чтобы проповедовать, но проповедь не исключала управления. Прабхупада сам был вовлечен во множество административных дел, принимая их как неотъемлемую часть проповеднической миссии, поскольку мудрое управление способствует успешной проповеди.

Вскоре преданные группы «Радха-Дамодара» стали продавать больше журналов «Обратно к Богу», чем любой из районов Северной Америки. Поэтому в журнале «Обратно к Богу» рекламу путешествующей группы санкиртаны «Радха-Дамодара» печатали в каждом номере. В этой рекламе было изображение Вишнуджаны Махараджи, поющего и играющего на фисгармонии, а надпись гласила: «Путешествуйте с передовыми преданными Движения Харе Кришна» и «Учитесь играть на древних индийских музыкальных инструментах». Из-за этой рекламы каждый преданный в Движении знал о путешествующей группе санкиртаны «Радха-Дамодара», и почти каждый брахмачари в душе хотел путешествовать и проповедовать с Тамалом Кришной Госвами и Вишнуджаной Махараджей.

За время своего существования ставшая легендарной странствующая группа санкиртаны «Радха-Дамодара», выросшая до дюжины автобусов, распространила множество книг Шрилы Прабхупады по всей Америке, устраивая публичные программы с пением Харе Кришна и распространением освященной пищи — прасада.

Для многих преданных Движения общение с Тамалом Кришной Госвами было настоящим источником вдохновения.

Вспоминает Крипанидхи прабху: «Я был молодым брахмачари в путешествующей группе санкиртаны с Ганапати и Дхарматмой. Все мы были молоды и новички в сознании Кришны. Наша группа прибыла в Нью-Вриндаван на празднование Джанмаштами и Дня явления Шрилы Прабхупады. Тамал Кришна Махараджа и Вишнуджана Махараджа давали разъяснения молитв Шрилы Вишванатхи Чакраварти, обращенных к духовному учителю. Тамал Кришна Махараджа объяснял один стих, затем Вишнуджана Махараджа другой. Глубокое понимание и искренность Тамала Кришны Махараджи были такими волнующими, что это глубоко тронуло мое сердце и заложило во мне решимость продолжать распространять книги Шрилы Прабхупады на долгие последующие годы. Даже сейчас, спустя столько лет, это событие остается кристально чистым в моей памяти».

Вспоминает Урмила деви даси: «Впервые я встретила Тамала Кришну Махараджу, когда он путешествовал с „Радхой-Дамодарой". Как же я хотела присоединиться к этой группе, путешествующей на автобусах! Организованная им и Вишнуджаной Свами, программа была воплощением ежедневных духовных праздников. В 1976—1977 годах мы обрели удачу — возможность заниматься служением под руководством Тамала Кришны Госвами в сельскохозяйственной общине Гита-нагари. При всем уважением ко многим замечательным преданным, под чьим руководством мы служили Шриле Прабхупаде, я всегда говорила, что управление Тамала Кришны Госвами было самым лучшим. Не только каждое дело точно выполнялось, но и каждый преданный чувствовал персональную любовь и заботу. Да, он делал замечания, как тогда, когда я пошла на улицу, чтобы крикнуть преданному, находящемуся в амбаре, что ему звонят по телефону. Тамал Кришна Махараджа позвал меня в офис и доброжелательно сказал, что кричать на улице — совершенно неподобающая манера поведения для женщины и мне впредь не стоит вести себя подобным образом.

Когда Тамал Кришна Махараджа уехал лично служить Шриле Прабхупаде, мы скучали по его руководству, его неизменной абсолютной верности служению гуру и Кришне, его заботе о том, чтобы каждый преданный и его духовные нужды были удовлетворены, его замечательному примеру бхакти, как в отношении проповеди, так и в отношении поведения. Когда мы снова ненадолго получили возможность общаться с ним в Нью-Йорке после ухода Прабхупады, это было большим утешением. Помню одну его лекцию, прочитанную там. На ней присутствовали сотни преданных, которые, стоя, часами слушали его вдохновляющую речь».


Слуга слуги

В конце февраля 1977 года Тамал Кришна Госвами оставил свои дела и обязанности, чтобы стать секретарем Шрилы Прабхупады. Тамал Кришна Госвами всегда был неутомимым, умным и решительным слугой, и Прабхупада часто обращался к нему в трудные времена, когда ему требовался надежный помощник. Будучи одним из самых доверенных слуг Прабхупады, Тамал Кришна Госвами оставался его личным секретарем и слугой в течение семи месяцев вплоть до ухода Его Божественной Милости.

После ухода Шрилы Прабхупады Махараджа стал инициирующим гуру и одним из самых влиятельных и выдающихся лидеров ИСККОН. Несмотря на то что Тамал Кришна Госвами был непосредственным участником большинства идеологических баталий в вопросе преемственности и авторитета, возникших после ухода ачарьи-основателя ИСККОН, он умел признавать свои ошибки, оставаясь незапятнанным и верным Шриле Прабхупаде и основанному им Движению.

Тамал Кришна Госвами был бесстрашным проповедником сознания Кришны. Он был первым, кто отправился проповедовать в коммунистический Китай. Исполняя приказ Шрилы Прабхупады, он стал проповедовать в странах Востока начиная с 1976 года. Когда он впервые туда приехал, не зная чего ожидать, он стал петь под деревом, так же, как Прабхупада — приехав на Запад. Вскоре люди стали привлекаться пением святых имен Кришны, и Тамал Кришна Махараджа организовал и другие проповеднические программы, через которые завоевал сердца многих местных жителей.

Благодаря его проповеди в течение двадцати пяти лет в странах Востока — Гонконге, Тайване и других странах Азии — много уроженцев этого региона приняли сознание Кришны. Это было не единственное место его проповеди. В семидесятые и восьмидесятые годы Тамал Кришна Госвами много путешествовал и активно проповедовал, открывая новые храмы во Франции, Великобритании, Индии и США. В регион его проповеди также входили Филиппины, Северная и Южная Корея.

Проповедь Тамала Кришны Махараджи была очень убедительной и привлекала много новых преданных. Он был очень ярким проповедником, способным очаровывать сердца многих обусловленных душ, проливая на них бесценный дар преданного служения Шриле Прабхупаде и Кришне.

Вспоминает Индрадьюмна Свами: «Госвами Махараджа был моим самым дорогим другом, который действительно проявлял ко мне интерес, идущий из глубины сердца, и много раз выручал меня. Наше общение началось в середине семидесятых, когда он, Бхагаван дас и я каждый год отправлялись в священную обитель Хришикеш в Гималаях. Там мы читали, повторяли святое имя, плавали в Ганге и проводили киртаны — лишь втроем в духовной атмосфере священной обители. Именно тогда я проникся благодаря ему (и только ему одному) огромным рвением к проповеднической деятельности в сознании Кришны, потому что он всегда говорил мне о славе святого имени, распространении книг и взращивании преданных. Но то, что поражало меня больше всего, — его блестящие планы и замыслы, как организовать эту деятельность.

Будучи новичком, когда я встретился с Госвами Махараджей в первый раз, я испытал почтение и благоговение, если не страх. Как командир, ведущий войска в армии Господа Чайтаньи на войне, он вызывал такие же чувства у своих последователей для того, чтобы развивать движение санкиртаны. К сожалению, некоторые преданные видели его только в таком свете. Им не посчастливилось узнать его нежное сердце, его любовь к преданным, его тягу к общению с духовными братьями и его желание постичь Вриндаван и настроение любви враджаваси.

В 1980 году, когда мы были вместе на Ратха-ятре в Лос-Анджелесе, Госвами Махараджа подтолкнул меня и сказал: „Индра, давай образуем команду: ты и я. Мы объедем всю Америку, весь мир, как с Вишнуджаной Махараджей. Ты будешь проводить киртаны, а я — говорить. Мы всех сделаем преданными". Как сильно я теперь сожалею, что не принял его предложение! Я считаю, что из моих духовных братьев он больше всех ценил и понимал важность и необходимость общения с преданными, особенно с духовными братьями».

Когда бы Тамал Кришна Махараджа ни находился вместе со своими духовными братьями, он относился к ним с большим уважением и заботой. Его любовь и забота о Судаме прабху были очень ценны для Судамы в последний период его жизни.

Судама был одним из первых учеников-санньяси Шрилы Прабхупады, много проповедовавшим в Америке и других странах. Однако позднее он оставил санньясу и общество преданных. В 1993 году духовные братья привезли его в Лос-Анджелес, когда он был уже смертельно болен, поселив рядом с храмом и вверив заботам матаджи Омкары. Судама любил Шрилу Прабхупаду всем сердцем и глубоко сожалел о своем падении и о том, что недостаточно занимался преданным служением. Он был опечален и несколько напуган, не желая смириться с приближающейся смертью.

Однажды Судама сказал Брахмананде, что хочет увидеть Тамала Кришну Махараджу до того, как умрет. Судаме дали номер телефона Махараджи, и он позвонил ему. Тамал Кришна Махараджа был сильно удивлен, услышав голос старого друга спустя семнадцать лет разлуки. После этого звонка Судама выглядел очень счастливым. Он сказал, что Махараджа обещал посетить его прежде, чем он умрет. Единственная проблема заключалась в том, что это могло случиться уже очень скоро.

Преданные перезвонили Махарадже и сообщили ему, что Судама может умереть в ближайшие несколько недель. Это было все, что нужно было знать Махарадже. Меньше чем через неделю он уже был в самолете, направляясь в Сан-Франциско, чтобы навестить Судаму. Судама был очень взволнован. Он позвонил преданному, который должен был забрать его на встречу, в три часа утра, спрашивая с нетерпением, когда он заедет за ним. Тот ответил, что у них есть еще шесть часов и Судама должен попытаться немного отдохнуть. Но он не мог. Судама всю ночь не ложился спать, готовился к встрече и гладил свое дхоти.

Утром они отправились в место, которое называется Рыбацкая пристань, где должна была состояться встреча. Впервые за многие годы Судама надел вайшнавскую одежду. Он был очень взволнован и не остался разочарованным. Махараджа зашел в комнату и заключил его в крепкие объятия. После этого они сели и долгое время просто смотрели с любовью друг на друга. Они были очень счастливы снова оказаться вместе.

В течение всей встречи Махараджа старался, как мог, поддержать Судаму. Последующие два месяца, вплоть до дня ухода Судамы, они поддерживали связь друг с другом. Махараджа обычно звонил ему отовсюду, где бы он ни оказался в своих путешествиях по миру.

В день ухода Судамы прабху вся его комната была заполнена преданными, поющими Харе Кришна в восторженном киртане. Неожиданно перед самым его уходом раздался телефонный звонок. Это был Тамал Кришна Махараджа. Он заверил Судаму, что все будет хорошо: Прабхупада, несомненно, выполнит свое обещание, данное ему. Когда он оставит свое измученное болезнью тело, Прабхупада снова займет его служением Кришне.

Визит Махараджи и его телефонные звонки, казалось, значили для Судамы больше, чем любое другое общение. Он становился все более спокойным и в конце концов примирился со своей судьбой. Махараджа действительно позаботился о своем старом друге в самое тяжелое для него время.

Ради своих духовных братьев Тамал Кришна Махараджа мог пожертвовать собственными планами и удобствами. Однажды, находясь в Америке, несмотря на плотное расписание и занятость, он проехал пятьсот километров в тесной и неудобной машине Санкаршаны прабху только для того, чтобы поддержать своего духовного брата и его только что открывшийся проповеднический центр.
Многие из тех, кто лично знал Госвами Махараджу, высоко ценили его внимательное отношение к преданным, преданность гуру и Кришне и глубокую погруженность в распространение сознания Кришны, а также его особенное отношение к прасаду от Божеств. Тамал Кришна Госвами по-настоящему наслаждался, почитая прасад, даже если тот был холодным.


Храмы Госвами Махараджи

Тамал Кришна Госвами не был из тех духовных учителей, которые, почивая на лаврах, раздают указания другим. Благодаря его эффективной проповеди на юго-западе США, регионе, известном традиционным христианским фундаментализмом, к сознанию Кришны относятся с большим уважением. С помощью своих духовных братьев и учеников Тамал Кришна Госвами превратил существующий центр ИСККОН в Далласе в замечательный храм с большой активной индийской общиной и первоклассным рестораном, отражающим его собственный неповторимый стиль.

Тамал Кришна Госвами дальновидно расположил ресторан на территории храма Радхи-Калачанджи, так, чтобы посетители могли увидеть Божества и тем или иным способом получить возвышающий духовный опыт. Великолепное убранство внутренней части храма хорошо передает мистическую атмосферу величественной Индии. Тамал Кришна Госвами создал такую атмосферу, в которой можно легко пробудить свое дремлющее сознание Кришны. Оригинальные произведения искусства и детально проработанный интерьер вызывают восхищение даже у богатых посетителей. Ресторан расположен в саду на открытом воздухе, так, чтобы гости могли принять трапезу посреди растений и благоухающих цветов. В центре сада находится окруженное фонтаном вечнозеленое дерево падуб. Сад огорожен стеной с окнами из витражных стекол, сквозь блестящий, как драгоценные камни, цветной узор которых просачивается свет вечернего солнца туда, где посетители наслаждаются лучшей пищей в Техасе. Тамал Кришна Госвами разработал все это со вкусом и изяществом, не оставив без внимания даже мельчайшие детали в оформлении.

Ресторан «Калачанджи», в котором подается чистая вегетарианская еда, предложенная Кришне, стал популярен среди студентов местного университета. Стильный, отделанный со вкусом, он был положительно отмечен ведущими журналами и газетами. Ресторан получил хорошие отзывы у критиков и местных гурманов. Вскоре он стал считаться одним из лучших ресторанов в Техасе. Американский журнал о вегетарианстве и здоровом образе жизни «Веджитериан Таймс» назвал его одним из десяти лучших вегетарианских ресторанов в стране.

Ресторан и храм в Далласе обрел большой успех. Тамал Кришна Госвами также учредил аналогичный проект в Хьюстоне, который получил высокую оценку у местных жителей и прессы. Это многомиллионный проект, включающий огромный зал для торжественных событий и ресторан. Центральное место в храме занимают Божества Шри Шри Радхи-Нила-Мадхавы, одни из самых высоких форм Радхи-Кришны в мире и самые высокие в Северной Америке.

Проекты Тамала Кришны Госвами в Далласе и Хьюстоне стали примером того, как преданные-домохозяева могут организовать свою жизнь вокруг Божеств, зарабатывая на поддержание семьи практикой сознания Кришны. Красивое убранство храмов Госвами Махараджи воплощает не только богатую традицию сознания Кришны, но и заботу Тамала Кришны Госвами о своих учениках и преданных общины.


Две стороны личности передового проповедника

В 1995 году Тамал Кришна Махараджа сделал очередной смелый шаг как передовой проповедник. Желая принести изучение сознания Кришны в научное сообщество способом, которым до него никто не пользовался, в возрасте сорока девяти лет он поступил в Южный методистский университет в Далласе. Он мог бы поступить в любой другой университет, но, поскольку его основное служение было в Техасе, он выбрал «Южный Гарвард», поступив на престижный факультет со сложным режимом обучения. Всегда оставаясь бесстрашным санньяси, Махараджа приходил в традиционную протестантскую академию с бритой головой, в одежде санньяси, с яркой желтой тилакой на лбу и шикхой. Он никогда не шел на компромиссы с сознанием Кришны.

Махараджа занялся этим служением с такой же преданностью и самоотдачей, как и любым другим, которым он занимался. За время обучения он получал максимальные баллы успеваемости, завоевал несколько университетских наград, в том числе «За выдающуюся научную работу в области восточной религии», и в каждом семестре попадал в список лучших студентов университета.

В 1968 году в своем письме Шрила Прабхупада так отозвался об интеллекте Тамала Кришны Госвами: «Не могу не восхищаться его способностью настолько быстро схватывать всю философию».

Большой знаток ведических писаний, Тамал Кришна Госвами заслужил хорошую репутацию в университетской среде. Он также являлся уважаемым членом Американской Академии Религии. Он написал много сочинений и очерков, которые публиковались в научном сообществе религиозных ученых и теологов. Махараджа также был автором нескольких книг, в том числе двух классических ведических пьес, основанных на историях из Пуран.

Ему принадлежит заслуга перенесения на культурную почву Запада традиции вайшнавского храмового театра. Написанная им пьеса «Джаганнатха-прия натакам» стала первым драматическим произведением на английском языке, сочиненным в согласии со строгими правилами драматического представления, изложенными в древних санскритских текстах.

Вспоминает Урмила деви даси: «Через много лет после нашей последней встречи я снова увидела Тамала Кришну Махараджу в Германии, где он и я стали частью международной образовательной команды. Как всегда, когда он видел меня, он поинтересовался моим благополучием, а также благополучием моей семьи. Неоспоримо строгий санньяси, при этом безупречный джентльмен, он сидел и слушал мою лекцию. Как же неловко и глупо я себя чувствовала! Он поддержал сотрудников нашей гурукулы, обучая нашу группу правильно понимать и сочинять пьесы, используя для примера текст своей „Джаганнатха-прия натакам"».

Жесткий снаружи и мягкий и сладкий внутри, Махараджа был похож на кокосовый орех. Он не был лишь сухим ученым. Вместе с его выдающейся способностью к обучению он был практичным человеком, делающим то, о чем проповедовал. Он не просто писал о Боге, он полностью предавался Ему, погружаясь в повторение святого имени, изучение работ Госвами Вриндавана и слушание о Кришне. Это была другая внутренняя сторона личности Госвами Махараджи.

Тамал Кришна Госвами очень любил два самых святых места во вселенной — Вриндаван и Майяпур. У него были планы создать библиотеку в Майяпуре для ученых, которые могли бы глубже изучить традицию сознания Кришны. Во Вриндаване он основал красивый храм у подножья холма Говардхана. Время от времени он приезжал в эти святые места и погружался в слушание об играх Господа в обществе духовных братьев, в пение и повторение святых имен Кришны.

В мае 1998 года Тамал Кришна Махараджа окончил университет со степенью бакалавра в области религиозных исследований. В октябре того же года он приехал в Англию и поступил в Кембриджский университет на докторантуру для подготовки к защите докторской диссертации.

Два месяца спустя у Махараджи обнаружили рак. При поддержке и заботе его духовных братьев и учеников он мужественно боролся и победил смертельную болезнь, полностью излечившись.

С новыми силами он взялся за подготовку докторской диссертации под руководством британского индолога профессора Джулиуса Липнера. Тема его диссертации «Вклад Шрилы Прабхупады в мир теологии» объясняла уникальное положение Прабхупады среди других учителей Индии. Даже в университетской среде Махараджа всегда оставался со Шрилой Прабхупадой, служа ему. К началу 2002 года Тамал Кришна Махараджа был близок к завершению своей работы и получению степени доктора философии в Кембриджском университете.


Трагический уход

В Англии Тамал Кришна Махараджа как-то пришел в больницу навестить Махавишну Свами, пожилого выходца из Гуджарата, который перенес удар и находился в очень тяжелом состоянии. Махавишну Махараджа был рад его видеть, но по поводу своего здоровья сказал: «Думаю, что мне осталось недолго». «Нет-нет, — возразил Тамал Кришна Госвами. — С вами все будет в порядке». Немного подумав, пожилой вайшнав снова сказал: «Нет. Я не думаю, что я переживу это». «Нет. Вы не уйдете от нас сейчас, — продолжал ободрять его Тамал Кришна Госвами. — Вы нужны нам: есть так много служения для вас. Пожалуйста, не говорите так!» Затем Тамал Кришна Махараджа сказал: «Вы не уйдете сейчас, потому что я хочу уйти первым. Я хочу быть там раньше, чтобы встречать всех вайшнавов, когда они будут приходить».

В начале 2002 года Тамал Кришна Госвами приехал на ежегодное собрание Джи-би-си в Майяпур. После служения в Руководящем совете в течение дня Махараджа каждый вечер вплоть до своего отъезда объединял преданных в киртане, проходившем в его комнате. Не требовалось никакого приглашения. Двери были открыты для всех, и комната быстро заполнялась до отказа преданными — старыми и молодыми, — страстно желающими ощутить нектар святых имен Господа. В течение нескольких часов преданные, в том числе многие санньяси, такие как Ниранджана Свами, Радханатха Свами, Шиварама Свами, Бхакти Бхринга Говинда Свами и Джаядвайта Свами, в блаженстве вместе пели святые имена. Тамал Кришна Махараджа был погружен в наслаждение пением святого имени в дхаме. Он говорил, что киртан настолько замечателен, что способен очистить наши сердца и разрешить множество проблем.

Вспоминает Бхакти Бхринга Говинда Свами: «Это был настоящий духовный лучик света, проникающий к нам каждый день. Это было событие, придававшее значимость пребыванию в Майя-пуре. Мы сидели вместе с одним из самых старших наших духовных братьев одной любящей семьей преданных и с глубоким чувством пели святые имена Шри Радхи и Шри Кришны. Из-за возросшего количества желающих попасть на этот киртан в последние вечера присутствия Тамала Кришны Госвами киртан был перенесен в храм Панча-таттвы.

В его последний вечер в Майяпуре, после часового киртана, он взял меня за руку и поблагодарил за киртан, проведенный вместе с ним. Затем он сказал: „Завтра я уезжаю". Я спросил его, куда он собирается ехать. Он ответил: „Домой...", а затем после небольшой паузы добавил: „Обратно в Англию"».

Вспоминает Тушти Мохан Кришна прабху: «Мы ожидали увидеть его снова активным членом Джи-би-си, делящимся своим опытом и осуществляющим руководство. Его Святейшество не участвовал в ежегодных собраниях в течение нескольких лет, завершая работу над докторской диссертацией в Кембриджском университете. К моменту своего приезда в Майяпур он работал над последней главой, готовясь к защите диссертации на соискание докторской степени. Но, так или иначе, мы как преданные должны принимать планы Господа в отношении нас, которые всегда лучше наших собственных. Кришна захотел вернуть его к Себе, и это случилось.

Любопытно, что, когда я спросил его на собрании Джи-би-си о том, как скоро Его Святейшество планирует уехать, он сказал мне, что это произойдет 14 марта. Но так случилось, что он не уехал в тот день из-за каких-то проблем. Он захотел остаться и помочь их разрешить. Фактически, в этом был план Кришны, чтобы в момент оставления тела он находился в Гаура-мандале».

Пятнадцатого марта 2002 года в четыре часа утра Тамал Кришна Госвами выехал в аэропорт Калькутты в сопровождении матаджи Вриндаванешвари и Каласамвары прабху из Новой Зеландии, а также своего ученика Агхавита даса. Их водитель заснул за рулем и, съехав с дороги, на большой скорости врезался в дерево слева от обочины. Тамал Кришна Госвами сидел на переднем сиденье с левой стороны, а матаджи Вриндаванешвари сидела прямо за ним. Они приняли на себя основной удар от столкновения. Сторона автомобиля, где сидел Тамал Кришна Госвами, была смята вместе с ним, находящимся внутри.

Каласамваре прабху удалось самостоятельно выбраться из машины. Он попытался высвободить из разбитой машины Тамала Кришну Махараджу, но вскоре осознал, что его тело уже мертво. Вытащив матаджи Вриндаванешвари и Агхавита прабху из искореженной машины, преданные пересадили их во вторую, следовавшую за ними, машину, и отправились в больницу Ранагхата.

В больнице подтвердили, что Тамал Кришна Госвами оставил тело в момент столкновения. У матаджи Вриндаванешвари было несколько серьезных повреждений головы, и врачи оценили ее шансы на выживание как минимальные. Она умерла через час после прибытия в больницу в присутствии Бхакти Бхринги Говинды Свами, Шиварамы Свами, Ниранджаны Свами и других преданных, проводящих киртан.

Место, где произошла авария, — Пхулия, деревня на главной трассе возле Шантипура в шестидесяти километрах от Майяпура. Это очень священное место, которое несколько раз упоминается в «Чайтанья-чаритамрите» в связи с играми Шрилы Харидаса Тхакура. Пхулия — это святое место, где намачарья Харидас Тхакур жил в пещере на берегу Ганги и ежедневно повторял триста тысяч имен Кришны. В этом месте он отверг искушения Майядеви, дал ей духовное посвящение, а также был избит на двадцати двух базарных площадях за свою преданность святому имени.

День, когда произошла авария, был благоприятным Днем ухода Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи и Шрилы Расикананды прабху.

Когда около трех часов пополудни тела Госвами Махараджи и матаджи Вриндаванешвари погрузили в автобус санкиртаны, готовясь отправить их в Майяпур, не менее двухсот местных жителей отказались пропускать автобус, пока не получат даршан лица Махараджи. Преданные сказали, что они могут получить только даршан его стоп. Но толпа настаивала, что, поскольку он махатма, они должны увидеть его лицо. Преданные колебались, но под давлением толпы показали лицо Махараджи. После этого местные жители стали петь маха-мантру, предлагать пранамы и пропустили автобус.

Согласно желанию Тамала Кришны Госвами, изложенному в его завещании, он хотел, чтобы его тело было помещено в самадхи у Говардхана. Однако он указал также и альтернативу, а именно: если он оставит тело в Майяпуре, то его следует поместить в самадхи в Майяпуре.

Поскольку тело духовного учителя считается полностью одухотворенным, его не предают огню, а помещают в священную усыпальницу-самадхи. Тамал Кришна Госвами стал первым членом Движения сознания Кришны, чье самадхи было установлено в святом месте Майяпуре рядом с самадхи его духовного учителя.

На церемонии самадхи присутствовали все члены Джи-би-си, многие санньяси, большинство президентов храмов и множество преданных. Эта церемония самадхи соответствовала положению и достоинствам Тамала Кришны Госвами, преданного, которого любили очень многие духовные братья, ученики, друзья и ученые — как, впрочем, и простые люди.


Послесловие

Бхакти Бхринга Говинда Свами: «Многие преданные признают, что Тамал Кришна Госвами был приверженцем строгой дисциплины, жесткий и требовательный. Но все также сходятся во мнении, что Госвами Махараджа был не просто стереотипным строгим надзирателем, у него было мягкое, доброе сердце вайшнава, который получал удовольствие, делясь любовью с другими.

Обаятельный и красноречивый человек, он обладал огромной способностью давать прибежище, руководство, заботу и нежную любовь многим и многим людям.

Человек, часто неправильно понимаемый другими, он был похож на чатни — невыносимо жгучий и невозможно сладкий одновременно.

Человек, на которого Прабхупада всегда мог положиться.

Человек, который мог принять и преодолеть любой вызов в служении Шриле Прабхупаде.

Человек, которого Прабхупада всегда звал на помощь, когда она ему была необходима.

Человек, который служил Прабхупаде с глубокой непоколебимой любовью в последние дни Его Божественной Милости.

Человек, который был генералом армии санкиртаны Шрилы Прабхупады.

Человек, который побеждал в дебатах.

Человек, который совершал ошибки, но никогда не оставлял решимости служить стопам Шрилы Прабхупады.

Человек, который вдохновлял тысячи преданных своими замечательными лекциями.

Умеющий признавать свои ошибки и смиренный человек.

Как сказал Шрила Прабхупада, человек, отчаянно занимающийся служением гуру и Гауранге».

Индрадьюмна Свами: «Вы были одним из преданных редкой породы, Госвами Махараджа, одним из тех, у кого было близкое общение с Его Божественной Милостью и кто понимал его умонастроение и поступки, которые он совершал ради Кришны. Вне всяких сомнений, вы заслужили самый почетный титул, который только мог заслужить преданный ИСККОН, поскольку во всех отношениях вы были „Человеком Прабхупады".

Ваш уход и его обстоятельства трагичны. Но смерть всегда трагична, тем более когда из этого мира уходит преданный. С уходом любого преданного, а особенно такого масштаба, как вы, мир теряет свою удачу.

Мы скорбим о вашей гибели, Госвами Махараджа. Мне будет не хватать вас. Мне будет не хватать вашего присутствия на поле битвы проповеди, мне будет не хватать наших обсуждений враджа-бхакти во Вриндаване. Кто теперь обратится ко мне с вопросами о том, как полюбить Кришну?»

Трипурари Свами: «Тамал Кришна Госвами был не тем человеком, которого можно легко забыть. Я считаю его вечным слугой Шрилы Прабхупады. Его служение Его Божественной Милости воткано в каждый стежок ткани ИСККОН. Я не знаю ни одной сферы служения, в которую он когда-либо не был вовлечен, и, кроме того, не просто вовлечен, но и брал ответственность за него.

Обстоятельства, при которых Тамал Кришна Госвами ушел из этого мира, необычны. Он оставил этот мир по дороге через Шантипур на пути в царство майи, на поле проповеди.

Жизнь определяет, куда мы отправимся после смерти. То, чем мы заняты в течение всей своей жизни, определяет то, о чем мы будем думать в момент смерти. Я могу вас заверить: Тамал Кришна Госвами был поглощен мыслями о Кришне и кратна-санкиртане, и особенно стоит подчеркнуть, что он оставил этот мир в Гауда-мандала-бхуми, из которой нет возврата в мир рождения и смерти.

Его неожиданный уход должен напомнить нам о том, что ожидает нас всех. Живите каждое мгновение своей жизни в кришна-нушиланам, сознании Кришны. Только тогда вы войдете в вечное окружение гаура-лилы Шри Гауда-мандала-бхуми, чинтамани-дхамы. Только там, в этом сокровенном окружении враджа-лилы, вы снова найдете Тамала Кришну Госвами, служащего лотосоподобным стопам Шрилы Прабхупады».

Материал подготовлен по книге "Святые ИСККОН"

Святые ИСККОН