Тамал Кришна Госвами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Группа «Радха-Дамодара»

В 1974 году Тамал Кришна Госвами оставил пост Джи-би-си по Индии и присоединился к странствующей группе «Радха-Дамодара» во главе с Вишнуджаной Свами.

После теплого приема, устроенного его старым другом по ранчо «Утренняя звезда», Тамал Кришна Махараджа принял омовение и пришел поприветствовать Радху-Дамодару на вечернюю церемонию поклонения сандхья-арати.

Освещение храма, устроенного прямо в автобусе, было настроено таким образом, что все внимание фокусировалось на прекрасных формах Радхи-Дамодары. Мерцающее пламя светильника с гхи отражалось тысячей огоньков в драгоценностях Их Светлостей, безгранично увеличивая Их красоту. Когда церемония арати закончилась, преданные устроились перед Божествами, и Вишнуджана Свами стал играть на фисгармонии. Ему подыгрывали на разных инструментах Хасьяграми, Дхриштадьюмна, Ларри и Тамал Кришна Госвами на мриданге. В течение часа Вишнуджана Свами пел с проникновенной преданностью, наполняя сердца собравшихся преданных любовью к Радхе-Дамодаре. Гопинатх / мама наведана суно... «О Гопинатх, повелитель гопи, прошу Тебя, услышь мою мольбу... О Гопинатх, ты моя единственная надежда...»

Один бхаджан плавно перетекал в другой, создавая особое настроение преданности. Наконец Вишнуджана Свами запел «Шри Дамодараштаку». Намамишварам сач-чид-ананда-рупам... «Я смиренно склоняюсь перед Верховным Господом, чье тело является обителью вечного блаженства, знания и бытия...»

После этого фисгармония Вишнуджаны умолкла. Все присутствующие глубоко погрузились в вечные игры Радхи-Дамодары. Тамал Кришна Госвами пережил такой глубокий духовный опыт, что сидел и не мог вспомнить ни того, кто он (что касается тела), ни того, где он находится. Он просто молился в уме: «О Дамодара, пожалуйста, прими меня как Своего слугу. Пожалуйста, сделай меня своим слугой навечно». Он думал: «Как я удачлив, что нахожусь здесь!» После четырех лет напряженной проповеди ему это было так необходимо. Зная его чувства, Шрила Прабхупада с неохотой согласился на его отъезд в Америку. Он часто поговаривал: «Сначала работа, самадхи потом». Но Тамал Кришна Махараджа чувствовал необходимость испытать какое-то облегчение, получить вкус, чтобы оставаться вдохновленным. И тем вечером он ощутил огромное духовное удовлетворение. Однако это не было легким достижением. Трансцендентный опыт был ответом на его служение, которое он совершал в Индии и прежде. Шрила Прабхупада занял его полностью в преданном служении Кришне, и в результате его сердце было очищено достаточно, чтобы теперь он мог начать ощущать истинные духовные чувства. Конечно, и общество Вишнуджаны Свами было особенным. Оно подействовало подобно философскому камню. Даже Шрила Прабхупада высоко ценил его гандхарвоподобную природу.

Вернувшись из Индии и объединившись в команду со своим старым другом Вишнуджаной Махараджей, Тамал Кришна Госвами превратил его программу фестивалей, путешествующую на автобусах по городам Америки, в динамичную проповедническую группу. Их совместная проповедь была настолько успешной, что очень скоро они привлекли достаточно преданных, чтобы заполнить два новых автобуса. Они превратили автобусы в путешествующие храмы, в которых были установлены Божества и даже размещались кухни.

Вишнуджана Свами предпочитал петь и поклоняться Радхе-Дамодаре, предоставляя Тамалу Кришне Махарадже заботу об остальном. Со своей стороны Тамал Кришна Махараджа был счастлив принять больше ответственности, особенно в части управления. Он приехал в Америку, чтобы проповедовать, но проповедь не исключала управления. Прабхупада сам был вовлечен во множество административных дел, принимая их как неотъемлемую часть проповеднической миссии, поскольку мудрое управление способствует успешной проповеди.

Вскоре преданные группы «Радха-Дамодара» стали продавать больше журналов «Обратно к Богу», чем любой из районов Северной Америки. Поэтому в журнале «Обратно к Богу» рекламу путешествующей группы санкиртаны «Радха-Дамодара» печатали в каждом номере. В этой рекламе было изображение Вишнуджаны Махараджи, поющего и играющего на фисгармонии, а надпись гласила: «Путешествуйте с передовыми преданными Движения Харе Кришна» и «Учитесь играть на древних индийских музыкальных инструментах». Из-за этой рекламы каждый преданный в Движении знал о путешествующей группе санкиртаны «Радха-Дамодара», и почти каждый брахмачари в душе хотел путешествовать и проповедовать с Тамалом Кришной Госвами и Вишнуджаной Махараджей.

За время своего существования ставшая легендарной странствующая группа санкиртаны «Радха-Дамодара», выросшая до дюжины автобусов, распространила множество книг Шрилы Прабхупады по всей Америке, устраивая публичные программы с пением Харе Кришна и распространением освященной пищи — прасада.

Для многих преданных Движения общение с Тамалом Кришной Госвами было настоящим источником вдохновения.

Вспоминает Крипанидхи прабху: «Я был молодым брахмачари в путешествующей группе санкиртаны с Ганапати и Дхарматмой. Все мы были молоды и новички в сознании Кришны. Наша группа прибыла в Нью-Вриндаван на празднование Джанмаштами и Дня явления Шрилы Прабхупады. Тамал Кришна Махараджа и Вишнуджана Махараджа давали разъяснения молитв Шрилы Вишванатхи Чакраварти, обращенных к духовному учителю. Тамал Кришна Махараджа объяснял один стих, затем Вишнуджана Махараджа другой. Глубокое понимание и искренность Тамала Кришны Махараджи были такими волнующими, что это глубоко тронуло мое сердце и заложило во мне решимость продолжать распространять книги Шрилы Прабхупады на долгие последующие годы. Даже сейчас, спустя столько лет, это событие остается кристально чистым в моей памяти».

Вспоминает Урмила деви даси: «Впервые я встретила Тамала Кришну Махараджу, когда он путешествовал с „Радхой-Дамодарой". Как же я хотела присоединиться к этой группе, путешествующей на автобусах! Организованная им и Вишнуджаной Свами, программа была воплощением ежедневных духовных праздников. В 1976—1977 годах мы обрели удачу — возможность заниматься служением под руководством Тамала Кришны Госвами в сельскохозяйственной общине Гита-нагари. При всем уважением ко многим замечательным преданным, под чьим руководством мы служили Шриле Прабхупаде, я всегда говорила, что управление Тамала Кришны Госвами было самым лучшим. Не только каждое дело точно выполнялось, но и каждый преданный чувствовал персональную любовь и заботу. Да, он делал замечания, как тогда, когда я пошла на улицу, чтобы крикнуть преданному, находящемуся в амбаре, что ему звонят по телефону. Тамал Кришна Махараджа позвал меня в офис и доброжелательно сказал, что кричать на улице — совершенно неподобающая манера поведения для женщины и мне впредь не стоит вести себя подобным образом.

Когда Тамал Кришна Махараджа уехал лично служить Шриле Прабхупаде, мы скучали по его руководству, его неизменной абсолютной верности служению гуру и Кришне, его заботе о том, чтобы каждый преданный и его духовные нужды были удовлетворены, его замечательному примеру бхакти, как в отношении проповеди, так и в отношении поведения. Когда мы снова ненадолго получили возможность общаться с ним в Нью-Йорке после ухода Прабхупады, это было большим утешением. Помню одну его лекцию, прочитанную там. На ней присутствовали сотни преданных, которые, стоя, часами слушали его вдохновляющую речь».